Найти в Дзене
101 совет должникам

Из истории ростовщичества. Церковь - главный ростовщик эпохи?

Оглавление

Официально русская православная церковь всегда осуждала ростовщичество как грех. Однако на практике монастыри являлись главным кредитором. Они давали деньги в рост, закабаляя и крестьян, и дворян.

Земля - основа ссудного капитала церкви

Справедливости ради сразу надо отметить, что далеко не вся церковь была причастна к «резоимству». Вначале внутри божьих домов ростовщичество осуждалось и с ним велась настоящая борьба. Уже в ранних свидетельствах 1077г. в поучении преподобного Феодосия мы встречаем угрозу от архиепископа Илья для своей епархии, занимающейся ростовщичеством: «И кун лишу, и в казнь будете от меня». Почитаемый святым Максим Грек свидетельствует о приверженности духовенства «страсти иудейского сребролюбия и лихомания». Он, кстати, за критику ростовщичества был жестоко наказан и провел годы в монастырском заключении. Или еще другой пример, когда епископ Владимирский Серапион называет ростовщичество «кровавым резоиманством» и требует от него отказаться.

В целом свидетельств борьбы князей церкви с этим порочным занятием со стяжательством есть немало. Но по большому счету усилия были тщетны. Монастыри, сосредоточив в своих владениях огромные наделы земли, нещадно эксплуатировали на них бесплатный труд послушников и зависимых крестьян, а вырученный капитал пускали в оборот.

В древнем Новгороде до монгольского нашествия и разрушения торговли в соборе св. Софии происходили колоссальные для тех времен кредитные операции. Знаменитый Новгородский Юрьев монастырь был собственником огромных земель, которых с течением времени становилось все больше. Другой известный Кирилло-Белозерский монастырь не уступал ему в масштабах ростовщической деятельности. Позднее, во времена великой смуты именно в Юрьевом монастыре купец Минин занимал деньги для похода на Москву и освобождения столицы от поляков.

Портрет Кузьмы Минина
Портрет Кузьмы Минина

Закабаление Руси

Главной типичной особенностью землепользования на Руси было наличие «больших земель» и недостаток рабочих рук для их обработки. Что и стало одной из основных предпосылок формирования крепостного рабства и монастырского в частности. Монастыри остро нуждались в рабочих руках для обработки своих пашней, лугов и садов. Забота о нетленных духовных ценностях своей паствы не предполагало оплаты за труд. Поэтому монастыри предпочитали не только присваивать результаты крестьянского труда. Со временем монахи решили, что переход крестьян к ним в феодальное рабство будет наиболее лучшим решением всех проблем. А выдача займов стало главным инструментом церковного закабаления. Причем не только крестьян. Есть немало свидетельств, когда в кабальную зависимость попадали мелкопоместные дворяне, а также представители иных сословий.

телесные наказания закабаленных крепостных были обычным явлением в монастырях
телесные наказания закабаленных крепостных были обычным явлением в монастырях

В изобретательности и изощренности способов закабаления церковь проявляла немалую предприимчивость.

Ссуды оформлялись в виде заёмной кабалы, которой было два основных вида:

  • Закладная кабала. В залог оформлялась любая недвижимая и движимая собственность до срока погашения долга и процентов по нему.
  • Служилая кабала. В этом случае заемщик обязывался отрабатывать долг и проценты по нему физической работой
  • Хлебная кабала. По сути являлась товарным займом. Выплата долга и процентов могла осуществляться как товаром, так и деньгами.
женщины-бурлаки
женщины-бурлаки

Монастырскую кабалу оформлял документально писец. Обязательно указывались данные заемщика и срок возврата займа с процентами. В случае, когда возврат долга происходил во время или досрочно документ отдавался заёмщику как свидетельство погашения ссуды. Однако чаще должники попадали в полную кабальную зависимость. Монастыри отбирали всю собственность заемщика, а он сам становился собственностью кредитора. Таким образом, за несколько сотен лет активного ростовщичества православная церковь превратилась в главного российского крепостника.

К середине ХVIII в. Из 14 млн. населения российского государства порядка 6 млн. находилось в крепостном рабовладении церкви.

Согласно документам церковного приказа 1747г. общее число церковных крепостных равнялось 906 305 домов. Из них 728 738 домов принадлежали монастырям и 116 376 - архиерейским домам, 37 426 – синоду, 23 767 – соборам и храмам. Семьи в те времена были большие по 5-7 человек в каждой. Вот и выходит, что почти половина населения, а в то время уже российской империи находилась в кабальном рабстве церкви.

Не знаю как вас, но меня данные шокируют!

Статья была полезной? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтоюы не пропустить интересные и полезные публикации

#ростовщичество #история долгов #церковь и общество #исторические факты #история церкви #история россии