Сколько есть хороших детских книг, экранизаций по которым нет или есть, но всего лишь одна и довольно старенькая и забытая? Повесть Павла Петровича Бажова «Зеленая кобылка» относиться как раз к последним.
Еще в начальной школе я начал читать сборник «Малахитовая шкатулка» и в этом томике, как дополнение, как раз и была эта повесть – с тех пор перечитывал ее неоднократно. И странное дело, так же как при неоднократном прочтении «Кондуита и Швамбрании» я почти не задумывался – а есть ли экранизация у этой книги? Ведь эту историю гораздо легче перенести на экран, что повесть Льва Кассиля. И о том, что экранизация действительно есть – цветной фильм (что для того времени редкость) 1960 года, я узнал совсем недавно.
В советскую эпоху мне это кино посмотреть не удалось, она (эпоха) лично для меня была совсем короткой – конец 80-х. Его наверняка показывали по советскому ТВ и тогда, но эфир был ограничен – кто не успел посмотреть, тот опоздал – новая возможность для просмотра старых фильмов открылась с началом наступления эпохи DVD, хотя бы. Ну а в 90-е, сами понимаете – неактуально – экранизация-то по детской книге, но не с детскими вопросами к ней.
Так что если вы читали повесть Бажова «Зеленая кобылка» и она вам понравилась, то вам понравиться и фильм «Тайна зеленого бора». Единственное серьезное замечание у меня как у рядового зрителя, может… стоило оставить оригинальное название? Понятное дело, что не о кузнечике речь идет, ему и в книге-то посвящено полторы страницы (в фильме минуты полторы), но это сделало бы фильм более узнаваемым и связанным с литературной основой.
Фильм может показаться сегодня несколько простоватым, здесь все слишком естественно, но в этом то и есть его прелесть – нет, например, взрослой профессиональной озвучки детей актеров. Удалось сохранить и элементы бажовского стиля в речи персонажей, и особенно понравилось, что и снимался фильм на Урале – в поселке Тургояк, города Миасса. Я уж потом это прочитал, а поначалу думал – что это за озеро, интересно, ведь в повести его как бы и не было?
Отступления от сюжета имеются, на мой скромный взгляд совершенно ненужные, но фильм вовсе не испортившие. Слегка развили линию с зеленым Егоршиным панком (на который все было плевать), да ввели в действие Гриньшу (ранее бывшего за кадром), сделав его при этом братом Егорки, а не Петьки. А вот замена наушника Дятла на карикатурного стражника вышла очень даже неплохо, добавив немного комедийного элемента. Да, и в оригинале Петька был брюнетом, выше других, здесь же все хлопцы одного роста, и Петька – рыжий. Рыжим-то был Колюшка.
И к не детским вопросам. Давно уже думал – что же получается, к концу XIX века пропасть между простым людом и власть предержащими была уже настолько глубока, что любой выступавший против власти, автоматически становился для народа своим… И была ему гарантирована безоговорочная помощь населения от мала до велика.
Отдельное «спасибо» человеку, который писал статью в Википедии по данной картине. По его мнению, ребята спасают «политику» от… белогвардейцев. Да-с, в 1889 году.