Найти в Дзене

Посетил кладбище горных экскаваторов на горе Рудной в Норильске. Показываю, куда девается отработавшая свой век техника

Совсем рядом с Норильском расположена гора Рудная, на которой находится единственный в этих краях открытый рудник — карьер «Медвежий ручей» рудника «Заполярный».

Добыча здесь ведётся открытым способом — и на погрузке работают электрические горные экскаваторы легендарной серии ЭКГ.

Эти монстры имеют рабочую массу до 400 тонн (при полезной грузоподъёмности до 110 тонн), мощность двигателя в 0.8 мегаватт и для питания требуют напряжение в 6000 вольт.

Однако, несмотря на колоссальную живучесть (срок эксплуатации экскаваторов ЭКГ составляет 15-30 лет), за ними нужен постоянный уход.

Ведь технике приходится работать в суровейших условиях — так, при морозе в -40° (а это совсем не редкость в Норильске) хрупкость стали увеличивается вдвое!

Для обслуживания горных экскаваторов здесь, на склоне Рудной, было основано ПРГО — предприятие по ремонту горной техники. Помимо собственно ремонта, оно также занимается обучением техников — ведь многие неполадки можно и нужно исправлять на месте (сами понимаете, махину в 400 тонн так просто в ремонтный цех не доставишь).

Вот только экскаватор может сломаться не на солнечной лужайке среди зайчиков и птичек, а в карьере при температуре в -50°, во время полярной ночи и ветра. Да ещё и план горит!

Для того, чтобы мастера могли обслуживать технику в любых условиях, в учебных классах ПРГО изучают подробные 3D-модели крупной техники.

На фото выше вы видите по центру крупное здание из красного кирпича — это участок капитальных ремонтов. Оно, кстати, ремонтирует не только экскаваторы с «Медвежки», но и вообще все, что трудятся в этих местах.

Несколько раз за свою жизнь каждый горный экскаватор проходит через капитальный ремонт. Длится он от 2 до 4 месяцев в зависимости от состояния техники.

Те же машины, чей срок эксплуатации подошёл к концу, и чей ремонт нерентабелен, заканчивают свою жизнь на располагающемся рядом с ПРГО «кладбищем».

С техники демонтируются все узлы и детали, которые можно было бы использовать вторично, а оставшиеся величественные скелеты остаются медленно ржаветь в одиночестве.

Так как возможности Норильска по переработке втормета ограничены, просто так сдать их на металлолом не получается — вот и стоят эти великаны как памятники человеческому труду.

Впрочем, если приглядеться, то, что я назвал «кладбищем» выгляди довольно ухоженным — видно, что за ним присматривают. Видны свежие следы гусениц, некоторые части — видимо, недавно распиленные — уже сложены кучками и готовы к вывозу.

Отдельно аккуратно сложены колёса, тут же лежит парочка ковшей (массой около 15 тонн!), и даже довольно свежего вида кабина (видимо, просто временно сняли с находящегося на капремонте экскаватора).

В общем, место довольно интересное, и дающее наглядное представление о том, какая мощная техника работает на руднике (и о том, что даже такая мощная техника бесполезна без постоянной человеческой заботы и обслуживания).

В качестве заключения — двухминутное видео с пролётом над скелетами экскаваторов — позволяет оценить масштабы.