Меня спросили в комментариях, а зачем вообще эти местные рейсы, особенно там, где можно добраться на наземном транспорте. Смысл вообще тратить государственные деньги на авиацию. Такой опыт у нас был до 2012 года. Тогда из областных аэропортов рейсы выполнялись только в Москву, реже в Питер, летом в Сочи, ну в Сибири и на дальнем Востоке ещё были рейсы между крупными городами. Трансфер гонял через Москву в основном. Местные рейсы отсутствовали либо в отдалённых районах выполнялись на морально устаревших самолетах, а стоимость билетов была сопоставима со средней зарплатой по стране. Аэромобильность населения едва добивала до 10%.
Сейчас появились субсидии, государство вкладывает каждый год не очень большую сумму, в этом году она составила всего 15 миллиардов рублей из федерального бюджета. Для сравнения - это стоимость 15 средних самолётов. В 2011 году было перевезено 64 миллиона пассажиров, в 2019 году - 128 миллионов, рост двукратный. При этом количество пассажиров, следовавших в/из московского авиаузла снизилось с 70 до 40% и продолжает снижаться. Парк самолётов, в том числе региональных, обновился. Сейчас на местных линиях работают вполне современные Л-410 и зарубежные Dash-6/8 и ATR-42/72. Доступность перелета тоже выросла. Если в 2001 году билет из Владивостока в Москву стоил 320 долларов, то сегодня 208 долларов. При этом если в 2001 году количество кресел на Москву составляло 600 в сутки (3 рейса: Аэрофлот на А-310, Домодедовские на Ил-62 и Владивосток Авиа через Абакан на Ту-154), то сегодня в сутки выполняется 4 рейса с ёмкостью 1500 кресел). В 2001 году в Дальнегорск из Владивостока приходилось добираться 12 часов на рейсовом автобусе, 533 километра через горы и перевалы. Сейчас самолёт Dash-6 летит около часа напрямую около 260 километров. Имея технологии в 21 веке не стоит тратить 12 часов жизни на дорогу в автобусе, пусть даже комфортабельном. У нас в стране есть ещё много отдаленных населённых пунктов, где авиасообщение дало бы толчок их развитию. Судите сами, кто поедет в населенный пункт, куда добраться можно не каждый день и потратить на дорогу и пересадки большое количество времени.
В постковидное время люди массово переходят на удаленную работу. Строгие противоэпидемические меры в крупных городах, а также возросшая стоимость аренды жилья на фоне снижения заработных плат и возможность удаленной работы приводят к отъезду многих специалистов из крупных городов. Особенно это касается ИТ-специалистов. Многие хотят больше времени проводить с семьями и жить в собственных домах, работая удаленно. Естественно, эти люди не отшельники, они не связаны с сельским хозяйством, поэтому терять связь с внешним миром им не хочется. Поэтому одним из основных критериев является транспортная доступность населенного пункта. Крупные города обрастают роем городов-спутников, вылетные транспортные магистрали стоят в дорожных пробках. А воздушный транспорт не стоит в пробках и покрывает большие расстояния за меньшее время. Приведу пример: автобус из Солнечногорска (являющийся одним из распространенных районов Подмосковья для ИЖС, беру его, так как у меня там живёт отличный пример) до станции метро Водный Стадион едет 1 час 20 минут. Расстояние - 65 км. В то же время турбовинтовой самолёт за это же время с учётом времени на взлёт, заход и посадку преодолеет около 300 км. Естественно, для ежедневных поездок на работу это не подойдёт, но для частных поездок по выходным, например, будет неплохо, если сюда приплюсовать потенциальные плюсы от экологии, то выглядит интересно.
Таким образом, легкая авиация (не буду называть её малой, так как "малой" обычно называют АОН, который сюда не подходит совершенно) открывает новые участки для ИЖС в отличном с точки зрения экологии местоположении. Кроме этого, всё-таки решатся многие транспортные проблемы. А в городе потребуется несколько небольших полос длиной 400-600 метров, можно и с естественным покрытием.
Также процитирую комментарий: "Отзыв СЭ у Уральских авиалиний и Якутии хорошо расчистит дорогу для новых лоукостов Smartavia и Citrus, без ущерба для отрасли и пассажиров.".
Моё мнение, что этого не произойдёт по следующим причинам:
1. Государственное регулирование и вмешательство в коммерческую деятельность не приведут ни к чему хорошему. В случае с этим сегодня закроют Уральские и Якутию, а завтра доберутся и до Смартавиа. Отрасль должна чувствовать себя комфортно. Пассажиры должны иметь выбор. Иначе у нас останется только Аэрофлот, зато высокого качества и почти без задержек.
2. Обе авиакомпании держат большой штат очень узких специалистов в Екатеринбурге и Якутске. Ликвидация перевозчиков приведет к переезду специалистов в Москву (так как на Урале не останется перевозчиков вообще, например), в дальнейшем в регионе создать авиакомпанию будет невозможно, так как таких специалистов привезти издалека не получится - не согласятся. Аэропорты и регионы останутся без базовых перевозчиков, которые могут выполнять перевозки по необходимости региона. Или Смартавиа с Цитрусом поставят самолёт на базирование в Якутске и Екатеринбурге?
3. Авиакомпании выполняют перевозке на Дальнем Востоке, куда пока ещё не ломанулся ни один лоукостер по причине отсутствия клиентов (пассажиропотока на 180-кресельную машину не хватит, без багажа на таких расстояниях никто не летает, аэропорты дисконт не дадут, на больших расстояниях количество услуг и скорость оборота не имеет большого значения). Якутия летает на многих уникальных направлениях. Кстати, в Якутск особо лоукостов с их лоу-тарифами особо и не было, неужели им мешает Якутия.
4. Приведение в чувство остальных перевозчиков. Уральские оставили норму провоза 10 кг при полной безбагажности низких тарифов других перевозчиков. Авиакомпания Якутия на многих рейсах оставила питание и напитки, а на субсидируемых рейсах и багаж. Пока ещё пробивается инициатива некоторых перевозчиков оставить крохи былого сервиса, не все решатся ещё ниже опустить сервис.
5. Чартерные рейсы. Обе компании выполняют чартерные рейсы. Сомневаюсь, что лоукостеры придут на их место, а вот уход двух участников с чартерного рынка приведет к дефициту провозных емкостей и, как следствие, росту цен на чартеры и туристические пакеты.
Поэтому, не стоит рубить с плеча, если перевозчика можно сохранить. У авиакомпаний слишком разные пассажиры. А Смартавиа и Цитрус пусть с РЖД конкурируют.
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/177869.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/promejutochnye-itogi-aviabloga-610848356b8d0650576d84b9
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/189402.HTML
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.