Найти тему

Рынок российских гражданских грузовиков или что мы имеем вместо ЗИЛа?

Приветствую, друзья!

Давайте сегодня посмотрим, что нам предлагают отечественные производители грузовиков (в первую очередь, КАМАЗ и ГАЗ) взамен старых грузовиков.

Посмотрим и попробуем ответить на вопрос - стоит жалеть о ЗИЛе или нет.

Но для начала давайте вообще вспомним, какие грузовики были в СССР?

Начнем с продукции Горьковского завода.

Горьковские грузовички отличались самой маленькой грузоподъемностью.

ГАЗ-52 (1962-1993)

Грузоподъемность 2.5 т.

-2

ГАЗ-53 (1961-1993)

Грузоподъемность от 3 до 4.5 т.

Рабочая лошадка народного хозяйства, как, впрочем, и предшественник ГАЗ-51.

-3

Позже появился ГАЗ-3307 (1989-2020).

Грузоподъемность 4.5 т.

-4

Теперь что нам предлагал собственно ЗИЛ.

ЗИЛ традиционно выступал в средней весовой категории.

В первую очередь, это ЗИЛ-130 (1962-2010).

Грузоподъемность 5-6 т.

-5

В конце 80-х появилась новая модификация - ЗИЛ-4331 (1987-2016) грузоподъемностью от 6 до 8 т.

-6

В 90-х были попытки создать небольшой фургончик, на базе Мерседес-Бенц.

Это был ЗИЛ-5301 (1995-2004), способный перевозить до 3 т. груза.

-7

Среди продукции ЗИЛа особняком стоит трехосная модификация 130-го (колесная формула 6х4) - бензиновый ЗИЛ-133 (6х4) и дизельный ЗИЛ-133ГЯ.

Выпускались в 1975-1999 гг.

Грузоподъемность была от 8 до 10 т.

КАМАЗ же на тот момент изначально предлагал лишь грузовики большой грузоподъемности.

Например, КАМАЗ-5320 (1976-2001) мог везти грузы от 8 до 10 т.

По-сути, это был аналог ЗИЛ-133.

-9

МАЗ

МАЗ выпускал как бортовые грузовики, так и их разновидности.

Один из таких грузовиков это МАЗ-500 (1963-1977) грузоподъемностью 7-8 т.

-10

Позже наладили выпуск МАЗ-5335 (1977-1990).

Грузоподъемность 8 т.

-11

В 80-х модельный рад был обновлен и появился грузовик МАЗ-5337 (1987-...). Он мог перевозить 8.7 т.

-12

КРАЗ выпускал тяжелые грузовики.

Это КРАЗ-257 (1965-1995), с грузоподъемностью 12 т.

-13

И его модификация КРАЗ-250 (1978-1993).

Грузоподъемность 12 т.

-14
Таким образом, иерархия складывалась такая.
ГАЗ - от 2.5 до 4.5 т.
ЗИЛ - от 3 до 10 т.
МАЗ - 7-8 т.
Камаз и Краз - свыше 10 т.

Давайте теперь посмотрим разнообразие современных грузовиков.

ГАЗ

С переходом на рыночную экономику отпала необходимость в большом количестве среднетоннажников, а возникла необходимость в небольших грузовичках для бизнеса.

Эта ниша была свободна и завод нашел свою "золотую жилу".

Так появилось семейство ГАЗель.

-15

Одна из последних моделей Газель Некст (в модификации бортового грузовика) имеет грузоподъемность от 1 до 2 т.

То есть является универсальным инструментом для небольших грузоперевозок.

-16

Чуть позже появилось семейство Валдай.

-17

Эти грузовчики могут везти от 3.5 до 4 т.

Недавно Валдай обновили. Теперь это Валдай Некст с бескапотной компоновкой.

-18

Был обновлен и старичок ГАЗ-3307.

Так появился Газон Некст, способный везти от 4 до 6 т. груза.

То есть это уже ниша ЗИЛа.

-19

УРАЛ

Урал тоже втиснулся на рынок гражданских грузовиков с моделью Урал Некст.

Грузоподъемность, например, бортовых грузовиков (6х6) от 6.5 до 10.5 т.

-20

Хотя, конечно, Урал больше поставляет шасси для различных надстроек и спецтехники (самосвалы, миксеры, бортовые грузовики с магнипуляторами).

Грузоподъемность от 10 до 19 т.

-21

Теперь самое интересное - КАМАЗ.

КАМАЗ активно втиснулся в нишу, ранее занятую ЗИЛом.

Это КАМАЗ-4308 (4х2) грузоподъемностью 5.7 т.

-22

и КАМАЗ-43253 (4х2) грузоподъемностью 7.5 т.

-23

Или же самосвал КАМАЗ-43255 грузоподъемностью 7.7 т. (который в некотором роде заменил самосвалы Минского завода аналогичной грузоподъемности).

-24

Как мы видим, полностью перекрывается ниша, которую в свое время занимал ЗИЛ.

Далее уже идет шасси 6х4.

Это КАМАЗ-65117 грузоподъемностью от 11.5 до 14.5 т.

-25

и КАМАЗ-65207 грузоподъемностью 14.7 т.

-26

Но КАМАЗ пошел далее. Он сейчас ворвался в нишу тяжелых самосвалов, имея шасси 8х4.

Например, КАМАЗ-65801 способен везти 32.5 т.

-27
Сейчас распределение по грузоподъемности выглядит вот так.
ГАЗ - от 1 до 6 т.
КАМАЗ - от 5.7 т. и выше (до 32.5 т. в модификации самосвала)
Урал - от 6.5 до 19 т.

То есть, как и ранее, ГАЗ занимает нишу мало- и среднетоннажных грузовиков, но у них значительно расширился ассортимент продукции.

КАМАЗ в свою очередь также дополнил модельный ряд востребованными грузовиками средней грузоподъемности.

В сухом остатке мы имеем тот факт, что во времена СССР ЗИЛ выпускал единственный грузовик в диапазоне 5-6 тонн - это был ЗИЛ-130.

А сейчас мы имеем продукцию ГАЗа (Газон Некст) и 2 модели КАМАЗа (65117 и 65207), находящиеся в нише ЗИЛа (5-7 тонн). Помимо прочего, КАМАЗ остается производителем различных типов шасси (от 4Х2 до 8х8) для различных нужд (например, для самосвалов и автокранов). Также в эту нишу входит и УРАЛ.

Таким образом, на данный момент ниша, которую занимал ЗИЛ уверенно занята 2 заводами (ГАЗ и КАМАЗ) и нет необходимости жалеть о том, что ЗИЛа (в том виде, в каком он был к началу 2000-х) нет. Он в любом случае останется нашей историей, и его наследие живет в ныне действующих заводах.

Но нужно идти вперед, не зацикливаясь на прошлом.

#зил #cccp #россия #российский автопром #камаз #маз

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.

Авто
5,66 млн интересуются