Найти в Дзене

Быть или не быть?.. моряком

To be, or not to be, that is the question.

William Shakespeare

Быть или не быть – вопрос из разряда вечных и неразрешимых вопросов, наряду с такими, как «Что такое любовь?» - или «Что было сначала – курица или яйцо?».

Подобные вопросы не имеют однозначного решения в принципе, а лишь дают человеку пищу для размышления или возможность потренироваться в красноречии, а также заработать на жизнь профессиональным философам и краснобаям.

Быть или не быть моряком каждый решает сам. Иногда за него решают родственники, в первую очередь родители, и близкие, чаще всего жена. Принять самостоятельное решение довольно трудно, а правильное – еще труднее. Выбор профессии моряка – это выбор судьбы, а не просто места работы.

Моя цель – постараться осветить разные стороны жизни моряка, дать представление о том, что ждет его и его близких, чтобы помочь сделать осознанный выбор. Из книг моей юности из школьной библиотеки можно было представить только, что моряки – мужественные люди, покоряющие стихию и счастливые от сознания самозабвенного служения Отечеству. А какой пацан не хотел стать таким? Девушки, конечно, бросались бы на шею такому герою, жена плакала от счастья, встречая его после трудного похода, а дети – гордились своим отцом.

Но на пути к такой идиллии оказалось довольно много подводных камней и айсбергов, которые легко могут привести к катастрофе. (Вспомните "Титаник") Обозначив хотя бы некоторые из них, с которыми столкнулся сам, возможно, я спасу кого-то из вас от кораблекрушения или хотя бы подготовлю к встрече с опасностью.

Pro et Contra (За и Против) Начнём с "Pro"

Радуга над Кейптауном. Красота! Фото автора.
Радуга над Кейптауном. Красота! Фото автора.

Ну что ж, попробую в двух словах объяснить необъяснимое – почему мы, а в частности я, до сих пор работаем в море.

Представь себе океанскую ширь и гладь, лазурный цвет воды, ласковое солнышко в небе. Ты стоишь на мостике в шортах и безрукавке, любуешься пейзажем, скажем, плывущими мимо коралловыми островками с белоснежным песком и наклоненными к воде пальмами с изумрудно-зелеными листьями.

Твой лайнер, даже если немного побитый ржавчиной, рассекает форштевнем поверхность моря, и оставляет за кормой пенистый след, уходящий за горизонт. Чайки парят над водой, выглядывая добычу (или поджидая, когда кок (повар) вынесет на корму бак с пищевыми отходами).

Вокруг выпрыгивают из воды наперегонки с судном дельфины (варианты: киты выбрасывают вверх фонтанчики воды, высовывают из воды любопытные мордочки морские котики, приветливо машут руками русалки – это, правда, редко случается и не со всеми).

Медленно проплывают огромные цветные медузы, а ночью люминесцируют морские микроорганизмы и водоросли, а звезды величиной в кулак отражаются в зеркале моря, яркие, как брильянты на черном бархате тропического неба, не тронутого отраженным светом электрических огней городов, лесных пожаров и прочих береговых источников света. (Говорят, такое небо можно наблюдать ещё только высоко в горах)

Ты любуешься этой красотой, где-то поют сирены, или это твоя душа переполняется прекрасной мелодией – по твоему вкусу. Ты в раю... или, по крайней мере, на великолепном курорте. Причем, все эти неземные удовольствия, не только не стоят тебе ничего, но ты ещё получаешь за это какую-то, сравнительно неплохую, зарплату.

Говорю, сравнительно, потому, что найдется немало людей, которые получают значительно большие деньги, и могут позволить себе купить такое удовольствие, но чем-то они тоже должны расплачиваться. Думаю, большей частью, они вынуждены продавать свою бессмертную душу, чтоб жить неплохо материально. Тебе же приходится расплачиваться всего лишь своим временем, работой руками, знаниями, в значительной степени - здоровьем. Впрочем, это уже из второй части моего выступления – «Контра».

О плюсах продолжу как-нибудь в следующий раз. Теперь о минусах.

Contra

Из личного опыта:

Вода из крана – ржавая, шипит и брызгает во все стороны.

Вибрация – пломбы из зубов выскакивают.

Приходы – отходы по ночам.

А днем куча тупых телексов, на которые надо срочно отвечать.

Цитата одного моряка: «Да ещё капитан – идиот законченный, ни здрасте тебе, ни до свиданья. Только орет на всех – это не так сделали, то неправильно. Сам палец о палец не ударит. Выйдет на палубу, пузо выставит на солнце и книжку читает полдня. Пообедает – идет спать. Не дай бог, где-то дверь хлопнет, или матрос кирочкой по ржавчине стукнет – потом не рад будешь. На греках, вообще за каждый пустяк штрафуют. К концу месяца можно и без зарплаты остаться. Да и так выплачивают с задержками. Часто хозяева перечисляют деньги на круинговую компанию, те еще месяц-другой их через банк прокручивают, прежде чем выдать моряку или его родным. Хорошо ещё, если вообще не кинут к конце контракта. Бывает, бросают судно с экипажем в какой-нибудь дыре, где вообще никакой цивилизации нет. Ни денег, ни продуктов, ни воды, ни топлива. Выживают, кто как сможет. Штурман Ф. в Венесуэле 3 года прожил, пока сумел домой выбраться. Устроился в местном кафе посуду мыть, потом и готовить научился, поваром стал. Денег накопил на дорогу, вернулся – жена уже с другим живёт.»

Из дневника: 01.03.2006 По выходу из Волвис Бэя сразу начало качать, хотя ветра нет. Идет длинная зыбь справа по носу. При нашей повышенной остойчивости (метацентрическая высота более 2 метров) качка резкая, период меньше 10 секунд.

Пока я дописывал телекс, мой сок, который принес с завтраком на мостик молодой буфетчик, оказался на полу вместе с осколками стакана.

В каюте – тоже разгром: по палубе катаются осколки стаканов, бумаги, которые лежали в ящиках, выпрыгнувших из столешницы. Престарелый африканский воин, изваянный из черного дерева и прошедший не одну битву, не выдержал схватки со стихией и пал на палубу с отколотой головой.

Чтоб представить себе качку нашего судна в море, возьмите 9-этажный дом – мысленно или макет. Теперь наклоните его на 40-45 градусов на бок, потом резко наклоните в другую сторону на тот же угол. Период качки меньше 10 секунд, т.е. со стороны в сторону дом переваливается за 5 секунд. Все, что не прибито к палубе (полу) и переборкам (стенам), летает по всей каюте. Часто летает и то, что было прибито: холодильники, компьютеры, столы, шкафы, не говоря о всякой мелочи – авторучки, документы, телефоны, посуда. Если не повезёт – разобьётся бутылка со спиртным, а то и растворителем – густой запах усилит вашу тошнотворность.

Другое сравнение таких условий – скворечник, раскачивающийся из стороны в сторону на длинной жерди. Вдобавок, можно вообразить, что эта жердь установлена на какой-нибудь таратайке, которая скачет по ухабам. Теперь представьте, что бы вы ощущали в этом скворечнике. Конечно, птички сразу разлетелись бы из такого жилища – из элементарного инстинкта самосохранения. Но моряки не птички, нам лететь некуда.

Кстати о птичках, тараканы тоже давно не живут на современных судах – слишком много вредных факторов – поля, пластик и прочая химия, вибрация. А ведь тараканы – мастера приспосабливаться к любым условиям, говорят, они пережили динозавров. Но наши доблестные конструкторы создали такие условия на судах, что даже для тараканов оказались непереносимыми.

О душе (ударение на первый слог) можно забыть, если вы не самоубийца – на скользкой поверхности вы гарантированно получите травму конечностей или головы. Даже справить малую нужду становится проблематичным – струя норовит выскочить за пределы ободка унитаза, как вы не стараетесь скорректировать её траекторию. При этом необходимо не потерять координацию движений и твердо стоять на ногах.

В общем, этот аттракцион, за который в детстве мы платили 5 копеек, и наслаждались 5 минутами острых ощущений, морякам предоставляется совершенно бесплатно. Проблема в том, что через 5 минут, он начинает надоедать, через 5 часов – утомлять, через 5 суток – доводит человека до отупения от недосыпания. Хотел сказать и недоедания. Но тут уж на кого как действует качка. Одни перестают есть. Некоторые даже возвращают переваренным не до конца съеденное ранее. Другие обходятся сухой пищей, желательно чем-то вроде сухариков. Третьи же, наоборот, начинают усиленно питаться, как будто до этого не ели несколько суток. Или же инстинктивно набираются энергией по запас, готовясь к длительному странствованию по пустынной морской поверхности в случае крушения.

А крушения случаются, как там человечество не пыжится изобразить из себя покорителя стихий. В море любой суперлайнер – всё равно что щепка. Не говоря уже о многочисленных отказах техники, которые могут быть фатальными, зачастую из-за эксплуатации переживших свой век судов в погоне за прибылью за гранью здравого смысла.

Хозяина такого судна легко понять. Вот у тебя есть машинка, которая печатает деньги. Купленная когда-то в долг, она себя давно окупила, напечатав значительное количество купюр. Она износилась, но все ещё работает. По мере острой необходимости ее приходится понемногу ремонтировать. Тем не менее купюры всё ещё выпрыгивают из неё, хотя уже, может быть и не так быстро, как в лучшие годы. А иногда даже больше – в зависимости от конъюнктуры рынка и от того, насколько выгодно хозяин сможет пристроить своё судно.

Какой же владелец такой машинки в здравом уме остановит её, пока она не развалится сама? А что там внутри, кроме железок, находится ещё десяток-другой людей, так это никому не интересно. В морском бизнесе люди относятся к разряду статистики – столько-то человек спасено, столько-то погибло, столько-то пропало без вести. В лучшем случае, семьи погибших моряков получат какую-никакую страховку. Во многих случаях, владельцы таких судов заранее позаботятся о том, чтобы их невозможно было отыскать для предъявления каких-либо претензий.

Во время качки у экипажа пропадает всякая охота трудиться, хочется прилечь, подремать.

Но и этого не удаётся, даже во внерабочее время, всё равно тебя будет болтать из стороны в сторону, трясти и взбалтывать, как бармен встряхивает коктейль за стойкой. Время от времени судно кренится так, что ты скатываешься с синтетических (самых дешёвых, чтоб сэкономить денежек хозяевам судна) простыней, как с ледяной горки. Если не ухватиться за край матраса или не упереться ногой в переборку – очутишься на палубе. Начинаешь тихо ненавидеть эту морскую жизнь, когда наваливается груз незаконченных дел и начальство (хозяева или нанятые ими управляющие) требует выполнения кучи работ, чтоб судно было в идеальном состоянии. А людей на судне, в принципе, только для несения вахты и обеспечения грузовых работ. Тоска...

Когда чуть налаживается погода, снова появляется желание жить и работать. В работе забывается качка (если только тебя не выкидывает из кресла или другого рабочего места)

Зато когда переделано много дел, так приятно выпить стаканчик чая с лимоном и лечь спать в надежде заснуть. Хотя это уже переходит в категорию "За". Возвращаемся назад.

Из опыта экипажа “G. E.”:

Весьма сложный в эксплуатации пароход был куплен в почтенном возрасте неким бизнесменом из США иранского происхождения. Вместо 45 французов наняли 22 моряка разворованного Черноморского пароходства с зарплатами в 3-5 раз меньшими, чем у предшественников. Тяжелая работа в тропическом районе Тихого океана. Многопалубное судно с комбинированной загрузкой – стрелы, кормовая аппарель; одних люковых крышек насчитывает аж 75 штук. На грузовых операциях силами экипажа моряки почти не уходят с палубы. Мокрые от пота робы не успевают высыхать. Но соляных разводов уже через месяц такой работы не образуется – происходит обезвоживание и обессоливание организма, моряки почти не ходят в туалет – вся влага из организма испаряется. Почки садятся, несмотря на постоянный прием солевых таблеток.

Загибаясь, моряки радуются, что за год такой работы могут накопить на квартиру в Украине. Новый хозяин, полагаю, тоже доволен многократной прибылью судна.

Еще одна отрицательная сторона:

Постоянно куда-то опаздываешь в жизни (на берегу). Пропустил похороны родителей, рождение детей, окончание ими школы, поступление в институт, свадьбы. Иногда моряки пропускают не только рождение, но и зачатие своих детей, правда, не многие об этом догадываются. Но об этом поговорим в другой раз, тема особая, больная, лучше не затрагивать без необходимости. Некоторые моряки реагируют весьма неадекватно.

Если хочешь сильно разочароваться в морской профессии, советую почитать смешные рассказы о моряках Михаила Веллера. Хотя с присущим ему юмором и цинизмом он описывает жизнь весьма широких пластов населения, которые бессмысленно коптят небо, и только жулики и проститутки заслуживают в его творчестве достойной жизни.

Выбор профессии – это выбор образа жизни и способа существования. В эпоху рыночных отношений, это выбор решения, что ты будешь продавать для получения материальных благ, что ты можешь предложить на рынок, что тебе хочется получить взамен, в каком объёме готов вести торг.

Мы все постоянно продаём что-то: своё время, мышечную силу, знания, мысли, талант, красоту тела. Иногда вплоть до частей тела. Одни продают успешно, другие – сильно продешевив. Самые преуспевающие коммерсанты – те, кто продал совесть (раньше говорили «продал душу»). А без совести они захватывают и присваивают то, что им не принадлежит - чужую собственность, чужие тела, чужие таланты, - и живут припеваючи. Если вы относитесь к этой категории, то вам стоит поискать приложения своих сил в политике, коммерции, в криминальной среде, в шоу-бизнесе.

Если вы не педик и не вор, хотите честно зарабатывать на жизнь мужской работой – идите в море.

Напрашивается вывод: МОРЕ - УДЕЛ ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ВЫГОДНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ. Не согласны? Давайте обсудим.

В заключение: Мой однокурсник С. погиб на т/х «Механик Тарасов», затонувшем в штормовых условиях в зимней Атлантике; другой однокурсник – имени приводить не буду, - перешедший на тихую работу на берегу, умер от цирроза печени несколько позже. Я бы предпочёл уйти из жизни первым способом.

Продолжение: https://zen.yandex.ru/media/id/6144cdac7c12336248a65035/kak-stat-kapitanom-6148bfbd31f9612c9f14093b

#капитан, море