Найти в Дзене
Похоже на правду

Ужасы Цусимы. Часть четвертая. Развязка

Первого мая 1905-ого года 2-ая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского вышла на «финишную прямую» после утомительного семимесячного похода через два океана, начав пересекать третий - Тихий океан. Приближалась развязка. Предыдущие части: Преамбула разгрома, Поход и «Мадгаскарские каникулы». Смерть контр-адмирала Фёлькерзама, как «последнее предупреждение» СВЫШЕ? Одиннадцатого мая на флаг-штоке броненосца «Ослябя» взвился сигнал: «Сломалась шлюпбалка», о чем немедленно доложили командующему эскадрой вице-адмиралу Рожественскому. Один только Рожественский, кроме членов команды «Осляби» и ее командира, капитана первого ранга Владимира Бэра, знал об истинном значении полученного сигнала – это сломалась не шлюпбалка, а скончался командир второго броненосного отряда, контр-адмирал Дмитрий Густавович Фёлькерзам. В апреле у адмирала Фёлькерзама во время стоянки в бухте Камранг (Ка мрань)случился инсульт, последствия которого организм второго флаг-адмирала эс
Гибель "Осляби" художник Алексей Березин. Источник фото:  http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=1235288   от Strannik 4465
Гибель "Осляби" художник Алексей Березин. Источник фото: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=1235288 от Strannik 4465

Первого мая 1905-ого года 2-ая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского вышла на «финишную прямую» после утомительного семимесячного похода через два океана, начав пересекать третий - Тихий океан. Приближалась развязка. Предыдущие части: Преамбула разгрома, Поход и «Мадгаскарские каникулы».

Смерть контр-адмирала Фёлькерзама, как «последнее предупреждение» СВЫШЕ?

Одиннадцатого мая на флаг-штоке броненосца «Ослябя» взвился сигнал: «Сломалась шлюпбалка», о чем немедленно доложили командующему эскадрой вице-адмиралу Рожественскому. Один только Рожественский, кроме членов команды «Осляби» и ее командира, капитана первого ранга Владимира Бэра, знал об истинном значении полученного сигнала – это сломалась не шлюпбалка, а скончался командир второго броненосного отряда, контр-адмирал Дмитрий Густавович Фёлькерзам.

Контр-адмирал Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам 1846-1905. Фото общественное достояние. Источник фото: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap4.html
Контр-адмирал Дмитрий Густавович фон Фёлькерзам 1846-1905. Фото общественное достояние. Источник фото: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap4.html

В апреле у адмирала Фёлькерзама во время стоянки в бухте Камранг (Ка мрань)случился инсульт, последствия которого организм второго флаг-адмирала эскадры не сумел преодолеть. По заранее достигнутой договоренности Рожественского и капторанга Бэра, в случае смерти Фёлькерзама личный штандарт адмирала не должен был спускаться с мачты броненосца «Ослябя», чтобы никто об этом не узнал на других кораблях эскадры.

Командование 2-ым броненосным отрядом автоматически перешло в руки капитана первого ранга, Бэра, который во время Цусимского боя не сделал ни одного распоряжения кораблям своего отряда «от имени покойного контр-адмирала Фёлькерзама» - Бэр попросту не успел этого сделать, так как его броненосец потерял боеспособность, перевернулся кверху килем и затонул в течение первого часа Цусимского боя, явившись первой невосполнимой потерей в русской эскадре…

Кое-кто из русских мистиков и спиритологов того времени, вскоре после Цусимского разгрома, во всеуслышание заявил, что это покойный Фёлькерзам «утащил» вслед за собой в «мир теней» новейший русский броненосец «Ослябя», целиком и полностью построенный на Кронштадтских верфях. А, вслед за «Ослябей» и остальные корабли 2-й Тихоокеанской эскадры.

Эскадренный броненосец "Ослябя".1904. Автор неизвестен.Источник фото: https://www.etoretro.ru/data/media/5102/1371780796089.jpg
Эскадренный броненосец "Ослябя".1904. Автор неизвестен.Источник фото: https://www.etoretro.ru/data/media/5102/1371780796089.jpg

Но, на самом деле, непосредственным виновником такой страшной и скоротечной гибели «Осляби» оказался вовсе не покойный Фёлькерзам, а – роковое стечение обстоятельств, поставившее броненосец «Ослябю» под перекрестный огонь сразу двенадцати самых мощных кораблей японской эскадры в самом начале сражения!

«Ослябе» не помог Великий Дух того, кто должен был его оберегать от японских снарядов невидимым, но прочным и чудодейственным нимбом –героя Куликовской битвы, православного монаха-воина, Родиона Осляби, вместе со своим братом, Александром Пересветом возведенным Русской Православной Церковью в ранг Святых, «на Земле Русской вновь просиявших»!

Пересвет и Ослябя.  Эскиз.Первая правая часть несуществующего триптиха Дмитрий Донской.Художник П.Корин, 1944 г. Государственная  Третьяковская галерея. Источник: https://muzei.club/dmitrij-donskoj
Пересвет и Ослябя. Эскиз.Первая правая часть несуществующего триптиха Дмитрий Донской.Художник П.Корин, 1944 г. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://muzei.club/dmitrij-donskoj

Броненосец «Пересвет», входивший в состав Порт-Артурской эскадры был таким же «родным братом» (созданным по однотипному проекту) броненосцу «Ослябя», какими являлись в последней четверти 14 века их живые прообразы, легендарные монахи-воины.

Броненосец «Пересвет» в отличие от своего несчастливого собрата «Осляби», очень удачно повоевал против того же адмирала Того во время обороны Порт-Артура и был захвачен японцами после сдачи крепости. Японцы отремонтировали почти полностью разрушенный броненосец и ввели его в состав своего военно-морского флота под названием «Сагами».

Броненосец "Сагами" ("Пересвет"). Источник фо то: https://wiki.gcdn.co/images/d/df/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86_%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg
Броненосец "Сагами" ("Пересвет"). Источник фо то: https://wiki.gcdn.co/images/d/df/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86_%D0%A1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8.jpg

Но русские выкупили его обратно в марте 1916 года и ввели под прежним названием в родной военно-морской флот, в составе которого «Пересвет» прослужил до 16 октября 1917 года. В этот роковой день легендарный русский броненосец налетел на минное заграждение, выставленное немецкой подводной лодкой U-73 в Средиземном море недалеко от Порт-Саида и затонул. При этом погибло 253 русских моряка. Как видим, оба русских брата-броненосца, носившие имена легендарных героев Куликовской битвы нашли гибель в морской пучине, хотя и – с разницей в двенадцать лет. «Ослябя» - от японских снарядов, «Пересвет» - от немецких противокорабельных мин, что еще раз доказывает абсолютную истинность аксиомы, сформулированной российским императором Александром Третьим: «У России есть только два союзника — её армия и флот»! Не говоря уже немецких «друзьях» 1905 года и японских «приятелях» 1917-ого! Но мы слегка отвлеклись и поэтому давайте вернемся в май 1905-ого года - на скорбный курс русской эскадры пол командованием адмирала Рожественского…

14 мая – самый черный день в истории русского военно-морского флота.

А.С.Новиков-Прибой в своей знаменитой дилогии «Цусима» страшно негодует: почему Рожественский, имея возможность активно вклиниваться в радиопереговоры между японскими крейсерами-разведчиками и их флагманским броненосцем, упорно приказывал капитану вспомогательного крейсера «Урал», оборудованного мощным аппаратом беспроволочного телеграфа, «не мешать японцам переговариваться!»?! Сам Новиков-Прибой объясняет действия Рожественского, коротко говоря, «беспросветным самодурством» командующего эскадрой, несущего персональную ответственность за полный ее разгром!

Однако сам же Новиков и пишет далее, что, когда на горизонте наконец-то появились главные силы японской эскадры: флагманский броненосец «Микаса», идущий во главе кильватерной колонны своей эскадры под флагом адмирала Того, и, следующие за ним однотипные эскадренные тяжелые броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и восемь броненосных крейсеров адмирала Камимуры, то внезапно произошло что-то непонятное. Словно бы в идеально отлаженный механизм боевого построения японских кораблей, за все время войны не дававшего сбоя, без ведома адмирала Того, вкралось некое досадное недоразумение.

А «недоразумение» это заявило о себе не случайно, явившись ничем иным, как практическим выражением безумно смелого и очень оригинального плана адмирала Рожественского, вынашиваемого им в течение всего похода от Либавы до Цусимы. Первый броненосный отряд, включавший в себя четыре новейших броненосца: «Князь Суворов-Таврический», «Александр Третий», «Бородино» и «Орел», развив максимальную скорость, устремился наперерез броненосцу «Микаса» - лишь только главные силы японцев показались из тумана морских далей. Возможно это было чересчур громко сказано, но, тем не менее, адмирал Того увидел в неожиданном маневре главных русских кораблей потенциальную опасность лично для себя и… Дальше предоставлю слово непосредственно главному летописцу Цусимского сражения, баталеру Новикову…

Броненосец "Миказа" автор художник Ю.А.Заикин Источник: https://fastpic.org/view/66/2015/0917/67937174c85a2cc736d4827827f5508d.jpg.html
Броненосец "Миказа" автор художник Ю.А.Заикин Источник: https://fastpic.org/view/66/2015/0917/67937174c85a2cc736d4827827f5508d.jpg.html

Отрывок из романа советского писателя А.С. Новикова-Прибоя «Цусима»:

«… В это время неприятельский броненосец «Микаса», ведший свою эскадру, находился приблизительно на траверзе «Орла» на расстоянии около сорока кабельтовых (один кабельтов равняется 182 метрам). Некоторые наши офицеры полагали, что японцы, расходясь с нами контркурсами, хотят напасть на наш арьергард. Но «Микаса» неожиданно повернул в нашу сторону, а затем, продолжая описывать циркуляцию, пошел с нами в одном направлении. Следуя движению флагманского корабля, начали последовательный поворот и другие неприятельские суда. Выходило это у них неплохо. Однако в этом маневре заключался большой риск. Кильватерный строй неприятельской эскадры, образовав петлю, на время сдвоился…».

И далее автор дилогии «Цусима» пишет:

«…Казалось, Рожественскому единственный раз улыбнулась судьба. Представилась возможность хоть отчасти смыть свои позорные ошибки. Мы не умели стрелять с дальней дистанции, как это неоднократно подтверждалось практическими опытами. Передние суда противника находились от нас в тридцати двух кабельтовых, что было для нас тоже слишком далеко. Но японская эскадра описывала петлю в течении пятнадцати минут (это как раз и были те самые пятнадцать минут, на которые так сильно рассчитывал адмирал Рожественский и о чем баталер Новиков, в принципе не мог догадываться!). За это время наши четыре лучших броненосца первого отряда и «Ослябя» из второго отряда, если бы со всей стремительностью ринулись строем фронта на голову противника, успели бы приблизиться к нему почти вплотную, как говорится, на пистолетный выстрел. В каком чрезвычайно скверном положении оказался бы адмирал Того! Раз начатый им маневр, не мог быть прекращен, пока не был бы доведен до конца. В противном случае его эскадра сбилась бы в кучу. При этом его кораблям, находившимся на задней линии петли, нельзя было бы стрелять через переднюю. На наших же четырех лучших броненосцах башенная артиллерия была расположена так, что давала возможность развивать сильный носовой огонь. Тут-то бы и сказалась вся разрушительная мощь наших бронебойных снарядов. Короче говоря, если мы уж пустились в авантюру, идя с негодными средствами завоевывать Японское море, то нужно было применить в отношении противника и соответствующую тактику и, нарушая всякие правила, устроить бой в виде свалки.

Но этого не случилось. Рожественский был не способен на такие решительные действия. Он продолжал пассивно вести свою эскадру дальше».

Последние минуты перед началом «Шимозного ада»…

Всё – больше я не цитирую А.С. Новикова-Прибоя, взявшего на себя функции беспристрастного судьи из коллегии Страшно Суда, объявившего, не подлежащий сомнению, конечный военно-исторический вердикт действиям командующего 2-ой Тихоокеанской эскадрой в Цусимском сражении.

Адмирал Рожественский добился того, что хотел еще до начала главной артиллерийской дуэли, заставив начать адмирала Того «плясать под свою дудку», но… только – на пятнадцать минут, в течении которых совершенно конкретно проявили себя все подавляющие преимущества японской эскадры в скорости хода, маневренности, боевой выучки экипажей кораблей над аналогичными показателями русской эскадрой…

Адмирал Рожественский на шокладной этикетке тех лет. Источник: https://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/98065/?from=/biographies/articles/98065/
Адмирал Рожественский на шокладной этикетке тех лет. Источник: https://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/98065/?from=/biographies/articles/98065/

Глядя на беспомощность и бестолковость производимых маневров своих броненосцев, и со смертной тоской во взгляде наблюдая, как вынужденная петля японских кораблей вновь вытягивается в одну стройную грозную боевую кильватерную колонну, Рожественский, по своей укоренившейся и хорошо известной всему личному составу его эскадры, привычке, громко скрежетал зубами от бессильного бешенства и, скорее всего, мысленно прощался с «белым светом», прекрасно сознавая, что через считанные минуты на его флагманский броненосец обрушится град японских снарядов, как – на главную стратегическую цель для японских комендоров в начинавшемся сражении.

Скорее всего, адмирал Рожественский, будучи здравомыслящим и психически адекватным человеком (вопреки всем утверждениям об обратном, Алексея Силыча Новикова-Прибоя), ясно отдавал себе отчет – насколько эфемерны были его планы «победить японский флот» теми силами, которые были у него в наличии.

Когда в течение четырнадцатого-пятнадцатого мая русские главные броненосцы в результате беспрерывного попадания в них японских фугасных снарядов, начиненных чрезвычайно разрушительным взрывчатым веществом под названием «шимоза», один за другим превращались в гигантские «плавучие костры» и затем переворачивались кверху килем, их днища напоминали густые длинные неопрятные бороды исполинских морских чудовищ. С такими безнадежно обросшими днищами скорость русских боевых кораблей к моменту начала Цусимского боя снизилась в среднем на шесть узлов, и они не могли маневрировать с тем искусством, которого так исступленно пытался добиться адмирал Рожественский по ходу неоднократно устраиваемых им учений за время трехмесячной стоянки 2-ой Тихоокеанской эскадры на острове Мадагаскар.

Вот и получилось, что четырнадцатого мая 1905-ого года вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский, ученик адмирала С.О.Макарова остался в боевой рубке броненосца «Князь Суворов-Таврический» один на один с собственным «зубовным скрежетом», сквозь который, по свидетельству очевидцев-старших офицеров, находившимся рядом с адмиралом под бронированным колпаком боевой рубки, изредка прорывалось только одно беспощадное слово: «Мерзость!»…

Потенциально спасительные пятнадцать минут закончились, как им и полагалось по законам релятивистской механики, спустя четверть часа и дальше началась сплошная «мерзость» - самое, что ни на есть, настоящее, жестокое и беспощадное избиение всей русской эскадры.

Изнурительные семь месяцев перехода через три океана закончились в середине дня 14 мая 1905 года и им на смену, со скоростью корабельного артиллерийского снаряда двенадцатидюймового калибра прилетели два дня вышеупомянутых «ужасов Цусимы», самых приблизительных масштабов которых никто себе и представить не мог в Главном Морском Штабе, когда там так тщательно и скрупулезно планировалась эта самая грандиозная самоубийственная военно-морская операция во всей мировой истории …

А.Резник

Уважаемые читатели, благодарю Вас за проявленный интерес. Спасибо за Вашу реакцию и критику.
Стараюсь откликаться на все оценки и отзывы. Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь этим с друзьями и на своих страницах в социальных сетях.

Адрес канала: https://zen.yandex.ru/pohozhe

Просим Вас при перепечатке данных ссылаться на нашу статью и канал. Ваши комментарии и обсуждения дают пищу для новых расследований и публикаций.