Найти тему
Фотографы и эпохи

Александр ЖИТОМИРСКИЙ: художник, работавший с фотографией

Этот текст был написан к персональной выставке Александра Соломоновича Житомирского, которую вместе с его наследником мы делали в 2015 году.

Работы Александра Житомирского известны и неизвестны. Один из крупнейших художников, работавших с плакатом, в книжной и журнальной индустрии 1930-1980-х годов, он был легендой в среде профессионалов. Цех, к которому он принадлежал, до сих пор едва ли не самый закрытый: имена художников в журнале набираются мелким шрифтом, читатель видит яркую визуализацию идеи, но у него не хватает времени оценить мастерство, умение художника конструировать образы – масс-медиа информируют о новостях, и каждый день на смену вчерашнему выпуску приходит свежий, заслоняя прошлое собою.

Александр Житомирский. Нет войне! ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Нет войне! © Архив Александра Житомирского

Иногда цех журнальных художников небрежно называют иллюстраторами – «они всего лишь дополняют текст», – не задумываясь, что за изображениями в периодической прессе стоит умение мыслить парадоксами, создавать иногда алогичные, всегда гротескные образы, нарушающие привычные законы реалистического видения мира, а оттого действующие устрашающе метко: человек в таких картинках превращается в животное с убийственно-узнаваемой маской, люди и звери становятся полноправными героями на одной сцене, в одном изображении сталкиваются полярные по эмоциональному заряду фрагменты – смерть и жизнь, комедия и трагедия, радость и горе - и оттого произведения иллюстраторов воздействуют так остро, как точный выстрел в центр мишени – сознания читателя.

Портрет А.С. Житомирского. 1941 ©  Архив Александра Житомирского
Портрет А.С. Житомирского. 1941 © Архив Александра Житомирского

Александр Житомирский учился в 1920-е годы в лучших художественных школах Москвы, где исповедовали новое искусство, где монтаж, умение конструировать образы было частью современной художественной стратегии. В 1930-е Житомирский иллюстрировал и создавал обложки для книг, работал художником в центральной прессе. В это время его героем становится Джон Хартфилд, немецкий художник, создатель обличительных карикатур-фотомонтажей на фашистский режим в Германии; Хартфилд несколько раз посещал Советский Союз и два молодых автора, Хартфилд и Житомирский, работали и тесно общались, но продолжалось это недолго. В творчестве Житомирского ясно прослеживается связь его композиций и искусства монтажа в том виде, как он развивался в русском авангарде в графике и в кинематографе. Уже в это десятилетие Житомирский создает фотоколлажи, в которых в единое целое собраны знаки времени, созданы несуществующие в физической действительности, но присутствующие в сознании современников модели главных событий эпохи.

Александр Житомирский. Война! Плакат 1943 г. ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Война! Плакат 1943 г. © Архив Александра Житомирского

В 1940-е годы главным историческим событием стала Война. Великая Отечественная, для народов СССР – справедливая: они дали отпор агрессору, в невероятно тяжелых условиях усилиями всех граждан страны отстояли свою землю и свою независимость. По воспоминаниям самого Житомирского в первые месяцы войны его товарищи и он сам, оставленные при редакции журнала «Фронтовая иллюстрация» в Москве, роптали, рвались на фронт, чтобы с оружием в руках сражаться против врага. Но внутри редакции, подчинявшейся всего через три рукопожатия верховному главнокомандующему советскими войсками, создали специальный отдел, работавший над пропагандистским изданием «Front-Illustrierte», обращенном к солдатам Германского Рейха.

Александр Житомирский. Антифашистский плакат / обложка одного из выпусков  Front-Illustrierte. 1942 г. ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Антифашистский плакат / обложка одного из выпусков Front-Illustrierte. 1942 г. © Архив Александра Житомирского

Это издание полностью состояло из работ Житомирского, его фотомонтажей, хлестких сопоставлений «ты (обращаясь к простому немецкому солдату) и они (имея в виду высший комсостав Рейха, живший почти всю войну в комфорте)», с текстами на немецком языке. Эти газеты выходили размером с листовку, иногда коллажи Житомирского печатались в размер открытки, которые могли служить пропуском немецким солдатам для перехода линии фронта и сдачи в плен. Эти «пропуска в плен» были запрещены под страхом расстрела в фашистской армии, но они работали: их сохраняли и пускали в ход.

Только в конце войны Александр Житомирский узнал как многим солдатам эти листовки «Front-Illustrierte» сохранили жизнь, не только фашистским, выбравшим плен вместо смерти на поле боя, но советским, по которым сдавшиеся больше не стреляли.

Рассказывали, что летчики, сбрасывавшие связки листовок, напечатанных с фотомонтажей Житомирского, поначалу были недовольны: вместо бомб им в люки загружали «макулатуру», но по прошествии времени выяснилось: урон противнику эти листовки наносили значительный.

Житомирский работал над «Front-Illustrierte» на протяжении всей войны; самый активный его период создания антифашистских карикатур для солдат немецкой армии приходится на 1941 – 1943 годы. В первые месяцы войны немецкое командование не верило, что изображения, где Гитлер – собака, которую немецкий воин запихивает в клетку, где Геббельс изображен в самых отвратительных обличьях, а актуальные военные сводки становятся предметом едких иронических комментариев на хорошем немецком, - все это сделано в СССР (искали британского художника). Потом стало известно: автор – советский художник Житомирский; так Александр Арнольдович попал в персональный список Геббельса врагов Германии «Найти и повесить», наряду с Черчиллем и другими знаковыми политическими фигурами антифашисткого лагеря.

Александр Житомирский. Антифашистский плакат / обложка одного из выпусков  Front-Illustrierte. Зима 1941-1942 гг. ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Антифашистский плакат / обложка одного из выпусков Front-Illustrierte. Зима 1941-1942 гг. © Архив Александра Житомирского

Житомирскому в фотомонтажах в годы войны удалось создать образ, разительно отличавшийся от политической карикатуры и политического фотомонтажа до него: работы Александра Арнольдовича обращались лично к живым людям, а не просто критиковали идеологические модели. Художник позднее рассказывал, что, работая над «Front-Illustrierte», он пытался представить немецкого солдата, оторванного от дома, брошенного на далекий фронт, тоскующего по близким и оказывающегося не столько винтиком в военной машине Рейха, сколько живым человеком – жертвой войны. Житомирский не упрекал рядового, но обращался к его здравому смыслу и его чувствам. Художник работал с архивами фотографий, которые специально доставлялись в редакцию – изъятые у военнопленных, собранные на поле боя личные снимки, среди которых соседствовали портреты детей и жен, фотографии родного дома и любимой собаки наряду с военными зверствами, в которых солдаты и офицеры принимали участие… из этого страшного набора Житомирский реконструировал, восстанавливал человеческое начало и обращался к нему: не убивай, одумайся, посмотри, кто командует тобой, зачем ты здесь, на войне, уходи, беги, чтобы выжить и остаться человеком. В фотоколлажах Житомирского использованы множество подлинных анонимных фотографий с немецкой стороны фронта, некоторое количество постановочной фотографии (например, для монтажей с фигурой фюрера в необычных позах) и графика – рисунок и каллиграфические тексты - поверх смонтированного изображения. После создания многослойного коллажа он переснимался и уже цельная фотография шла в работу, с нее печатался тираж, а после войны с этих негативов были напечатаны произведения, представленные сейчас на выставках и в публикациях.

Александр Житомирский. Волчий аппетит. Плакат 1960-е гг. ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Волчий аппетит. Плакат 1960-е гг. © Архив Александра Житомирского

В послевоенные годы Александр Арнольдович работал главным художником одного из важнейших изданий эпохи – журнала «СССР на стройке», известного с 1949 года как журнал «Советский Союз». 1950-1970-е годы были новым периодом работы Житомирского над фотографической коллажной карикатурой, широко публиковавшейся в СССР и за рубежом. Но подвиг Житомирского в годы Великой Отечественной войны остается значительнейшим вкладом этого мастера в историю отечественной и мировой фотографии. Житомирский в своем искусстве увидел во враге человека, и тем сумел его победить.

Александр Житомирский. Солдаты падают - доходы растут. Плакат 1960-е гг. ©  Архив Александра Житомирского
Александр Житомирский. Солдаты падают - доходы растут. Плакат 1960-е гг. © Архив Александра Житомирского

В январе 2022 года ожидается выход книги Ирины Чмыревой "Лексикон русской фотографии. Сборник эссе о фотографах". Текст о Александре Житомирском войдет в это издание. Предварительный заказ книги на сайте Ирины Чмыревой.

-10