Найти тему
Анхар

Как живут армяне в Ливане (1 часть)

Армяне живут на Ближнем Востоке уже как минимум третье тысячелетие. Я как-то уже рассказывала тут о том не очень длительном периоде, когда Ливан, Сирия и Палестина были частью Армении при Тигране Великом. С тех пор некоторые тут и остались. Но мы точно не знаем, не жилили некоторые представители этого народа в нашем регионе раньше, чем сюда пришел Тигран. Вполне вероятно, что да. Но это в данном случае не очень важно.

После того, как османы начали практиковать геноцид в отношении христианских меньшинств своей Османской Империи (а под раздачу попали не только армяне, но и ливанцы, я про этот страшный эпизод ливанской истории тоже рассказывала, вот тут, погибла четверть населения страны и многие уехали в самые разные страны мира, их поэтому так везде много, прям, как армян и палестинцев - на родине живет меньше граждан, чем за границей) , в Ливан и Сирию, а также Египет переехало много беженцев из северных районов империи. Тут было спокойнее, хотя тоже не очень уж всё хорошо.

С тех пор в Ливане целых два армянских городка. Про один - на границе с Сирией - потом отдельно расскажу. А сегодня про второй. Который многие принимают за район Бейрута. Но он таковым не является: это город-спутник ливанской столицы.

Физической границы между ними как бы вроде и нет. Но он имеет собственную мэрию. То есть, таки отдельный населенный пункт. Он стал таковым в 1952 году. В 30-х годах с южной стороны, то есть, со стороны Бейрута, он выглядел так, как на этом фото. Слева по середине снимка Средиземное море. Внизу - речка Бейрут. Именно по ней проходит граница между Бейрутом и армянским городком Бурж Хаммуд.

Но есть картинка этой же местности в 1928, когда тут еще практически не было домов. Судя по всему, были домики крестьян и сады с огородами.

Массово армяне стали сюда приезжать уже после распада Османской империи, когда в Сирии и Ливане хозяйничали французы. Основателем этого поселения считается священник Пол Арис, который одно время даже был мэром этого городка. Его именем названа одна из улиц.

-2

Городок застраивался изначально по плану. Потом хаотично разросся. Местами, прекратившись в натуральные трущобы.

-3

Еще до появления тут армянских беженцев местность носила это название. Бурж Хаммуд это "Башня Хаммуда". Что за башня и кто такой Хаммуд - не понятно. Пыталась найти информацию - тщетно. Видимо, башня существовала так давно, что ее уже саму никто и не помнил.

так всё начиналось
так всё начиналось

Сейчас тут есть как довольно современные широкие улицы, так и крайне узкие переулки. Повсюду торговля, кафешки. Много офисов. Недвижимость на продажу или в аренду недорогая, поэтому, тут живет много гастарбайтеров из Индии, Шри-Ланки, Филиппин и т.п. эфиопий.

-5

Есть тут и несколько церквей с узнаваемой арзитектурой.

-6

В целом, район достаточно оживленный. И я читала, что он (наряду с сектором Газа, кстати) является одним из самых густонаселённых- на Ближнем Востоке. Как считали - не знаю. Переписи не было 100 лет тут.

-7

Большинство домов тут были построены в 1930-1970(х) годах. Часто попадаются здания с довольно интересной архитектурой. Просто, но со вкусом. Кстати, я там однажды лет 8 назад ночевала у каких-то сирийских девочек (не могла в Сирию попасть и надо было пару дней пробыть в Ливане). Дом был странный: комнатки крохотные с выходом наружу через общий длинный балкон. Сейчас самой интересно, что это за здание было. Может, какая-то казарма? Надо будет тот дом найти...

-8

Как я уже писала, есть и крайне узкие переулки. Вот тут два фото. На первом очень узкая улица, на втором, для сравнения, средняя по ширине. Я там особо не снимала, на машине мимо ехала. Но видно, что тут, наверное, в самых узких переулках люди боком ходят.

Поскольку подавляющее большинство живущих в этом населенном пункте по вероисповеданию христиане, на крохотных площадях с круговым движением и всяких перекрестках (а то и просто так на улице) стоят всяческие статуи на около-библейскую тему. Тут сразу и распятый Иисус и стоящая к нам спиной Дева Мария. Так принято. Это тренд.

-10

На очень многих вывесках армянские фамилии. Но не везде. Потому что в популярном торговом районе очень многие себе понакупили или берут в аренду магазины или офисы. Прибыль важнее всего. Это как в палестинском лагере Ярмук около Дамаска было: очень дорогая аренда на центральной улице, ее могли себе позволить платить только очень зажиточные торговцы, а не местные жители.

Ну, вот, собственно, конец первой серии. В ней я показала и рассказала, как оно было. И немного - как стало. Если будет еще возможность, продолжу рассказ. Покажу людей, покажу, чем торгуют. Что едят..

Меня часто просят про людей рассказывать. Ок, расскажу.