Армяне живут на Ближнем Востоке уже как минимум третье тысячелетие. Я как-то уже рассказывала тут о том не очень длительном периоде, когда Ливан, Сирия и Палестина были частью Армении при Тигране Великом. С тех пор некоторые тут и остались. Но мы точно не знаем, не жилили некоторые представители этого народа в нашем регионе раньше, чем сюда пришел Тигран. Вполне вероятно, что да. Но это в данном случае не очень важно.
После того, как османы начали практиковать геноцид в отношении христианских меньшинств своей Османской Империи (а под раздачу попали не только армяне, но и ливанцы, я про этот страшный эпизод ливанской истории тоже рассказывала, вот тут, погибла четверть населения страны и многие уехали в самые разные страны мира, их поэтому так везде много, прям, как армян и палестинцев - на родине живет меньше граждан, чем за границей) , в Ливан и Сирию, а также Египет переехало много беженцев из северных районов империи. Тут было спокойнее, хотя тоже не очень уж всё хорошо.
С тех пор в Ливане целых два армянских городка. Про один - на границе с Сирией - потом отдельно расскажу. А сегодня про второй. Который многие принимают за район Бейрута. Но он таковым не является: это город-спутник ливанской столицы.
Физической границы между ними как бы вроде и нет. Но он имеет собственную мэрию. То есть, таки отдельный населенный пункт. Он стал таковым в 1952 году. В 30-х годах с южной стороны, то есть, со стороны Бейрута, он выглядел так, как на этом фото. Слева по середине снимка Средиземное море. Внизу - речка Бейрут. Именно по ней проходит граница между Бейрутом и армянским городком Бурж Хаммуд.
Но есть картинка этой же местности в 1928, когда тут еще практически не было домов. Судя по всему, были домики крестьян и сады с огородами.
Массово армяне стали сюда приезжать уже после распада Османской империи, когда в Сирии и Ливане хозяйничали французы. Основателем этого поселения считается священник Пол Арис, который одно время даже был мэром этого городка. Его именем названа одна из улиц.
Городок застраивался изначально по плану. Потом хаотично разросся. Местами, прекратившись в натуральные трущобы.
Еще до появления тут армянских беженцев местность носила это название. Бурж Хаммуд это "Башня Хаммуда". Что за башня и кто такой Хаммуд - не понятно. Пыталась найти информацию - тщетно. Видимо, башня существовала так давно, что ее уже саму никто и не помнил.
Сейчас тут есть как довольно современные широкие улицы, так и крайне узкие переулки. Повсюду торговля, кафешки. Много офисов. Недвижимость на продажу или в аренду недорогая, поэтому, тут живет много гастарбайтеров из Индии, Шри-Ланки, Филиппин и т.п. эфиопий.
Есть тут и несколько церквей с узнаваемой арзитектурой.
В целом, район достаточно оживленный. И я читала, что он (наряду с сектором Газа, кстати) является одним из самых густонаселённых- на Ближнем Востоке. Как считали - не знаю. Переписи не было 100 лет тут.
Большинство домов тут были построены в 1930-1970(х) годах. Часто попадаются здания с довольно интересной архитектурой. Просто, но со вкусом. Кстати, я там однажды лет 8 назад ночевала у каких-то сирийских девочек (не могла в Сирию попасть и надо было пару дней пробыть в Ливане). Дом был странный: комнатки крохотные с выходом наружу через общий длинный балкон. Сейчас самой интересно, что это за здание было. Может, какая-то казарма? Надо будет тот дом найти...
Как я уже писала, есть и крайне узкие переулки. Вот тут два фото. На первом очень узкая улица, на втором, для сравнения, средняя по ширине. Я там особо не снимала, на машине мимо ехала. Но видно, что тут, наверное, в самых узких переулках люди боком ходят.
Поскольку подавляющее большинство живущих в этом населенном пункте по вероисповеданию христиане, на крохотных площадях с круговым движением и всяких перекрестках (а то и просто так на улице) стоят всяческие статуи на около-библейскую тему. Тут сразу и распятый Иисус и стоящая к нам спиной Дева Мария. Так принято. Это тренд.
На очень многих вывесках армянские фамилии. Но не везде. Потому что в популярном торговом районе очень многие себе понакупили или берут в аренду магазины или офисы. Прибыль важнее всего. Это как в палестинском лагере Ярмук около Дамаска было: очень дорогая аренда на центральной улице, ее могли себе позволить платить только очень зажиточные торговцы, а не местные жители.
Ну, вот, собственно, конец первой серии. В ней я показала и рассказала, как оно было. И немного - как стало. Если будет еще возможность, продолжу рассказ. Покажу людей, покажу, чем торгуют. Что едят..
Меня часто просят про людей рассказывать. Ок, расскажу.