Найти в Дзене
Переплёт

Сколько героев должно быть в хорошем фэнтези? Да Олди их знает...

Фэнтези всё вышло из мифов. Просто человечество переросло этап слепого верования в сверхсуществ, а потребность в этом веровании осталась - вот на смену легендам и пришли сказки для взрослых. А в мифах любых народов главное что? Точнее - кто? Главным, как ни крути, в любом мифе является человек. Не простой, конечно, а герой - он и Пегаса на скаку остановит, и на Фенрире прокатится, и дракона обчистит до нитки. И валькирию при необходимости охмурит. Кого из самых отъявленных героев мы помним с детства? А может и не с детства, но будем вспоминать. Конечно, это Геракл, знаменитый герой и полубог, вознесённый после смерти на Олимп, приравненный к богам, и прочая, и прочая... Полубог? А может всё было наоборот? И древние греки просто были знакомы с Алкидом и Ификлом Амфитрионидами, чью биографию потом обыкновенно переврали? Именно сугубо бытовая версия жизни Геракла и его родни предложена в книге Генри Лайона Олди "Герой должен быть один". Вот об этом романе сегодня и поговорим. Особенность

Фэнтези всё вышло из мифов. Просто человечество переросло этап слепого верования в сверхсуществ, а потребность в этом веровании осталась - вот на смену легендам и пришли сказки для взрослых.

А в мифах любых народов главное что? Точнее - кто? Главным, как ни крути, в любом мифе является человек. Не простой, конечно, а герой - он и Пегаса на скаку остановит, и на Фенрире прокатится, и дракона обчистит до нитки. И валькирию при необходимости охмурит.

Кого из самых отъявленных героев мы помним с детства? А может и не с детства, но будем вспоминать. Конечно, это Геракл, знаменитый герой и полубог, вознесённый после смерти на Олимп, приравненный к богам, и прочая, и прочая... Полубог? А может всё было наоборот? И древние греки просто были знакомы с Алкидом и Ификлом Амфитрионидами, чью биографию потом обыкновенно переврали?

Именно сугубо бытовая версия жизни Геракла и его родни предложена в книге Генри Лайона Олди "Герой должен быть один". Вот об этом романе сегодня и поговорим.

Особенность этой книги — она не про Геракла, который знаком нам из книг Куна и прочей мифологии. Первая часть романа описывает жизнь Геракла до подвигов, вторая — после праведных трудов. Сам же героический отрезок жизни в повествовании пропущен, греки и Кун всё рассказали, плагиат нам ни к чему.

Никто собачку обижать не будет. Об этом уже Вальехо позаботился.
Никто собачку обижать не будет. Об этом уже Вальехо позаботился.

И вот на этих этапах жизни Геракла, которые мифы довольно легко обходят, не всё так просто. На что стоит обратить внимание?

На обречённость детей. Первенец (Алкид) волей Зевса был назначен на роль героя ещё до рождения, а про брата-близнеца (Ификла) никто и не думал. Зачем? Ведь в любой ситуации герой должен быть один, второй ни к чему. В этом и есть отличие Ификла от других персонажей легенд, которым к своему статусу не приходилось пробиваться, боги уже позаботились.

Олди ещё и положение "боги как люди" раскрывают в романе под немного непривычным ракурсом. Боги-то действительно ведут себя как люди, со своими мелкими обидами, завистью друг к другу и прочей хорошо всем знакомой повседневностью. И к чему это приводит?

Да к тому, что на наших глазах рушится миф о неуязвимости богов. Всё, оказывается, очень просто: взрослые мыслят стереотипам и слепо поклоняются богам, но у детей глаза не за шорами. "Сейчас мы пойдём и их убьём" — говорит мальчишка своему брату-близнецу и Гермий-Олимпиец вдруг понимает, что такое развитие событий очень даже возможно. Только что в восприятии детей он перестал быть высших существом. И он испугался...

"Папаша ихний", Лавагет Амфитрион, пусть и не ребёнок, но тоже способен противостоять богам. И, как ни странно, противостоит он не открыто. Просто приняв как факт, что дети от него, а не от какого-то там Зевса, он не смирился. Единственная месть, которую папа себе позволяет — вырастить сыновей героями и ехидничать про себя: "Ну что, Громовержец, сколько тут твоего? Может, ты и не нужен был?"

Да, возможность поражения человеком бога встречается и у Гомера в "Илиаде". Когда Зевс позволяет прочим богам сойти на поле брани и помогать кто кому захочет, Диомед Аргосский ранит Афродиту и Арея. Как так получилось? Диомед просто уже не разбирал в боевом угаре, кто там перед ним оказался. Но это просто к слову о том, что не Олди первые решили богов с людьми сравнять.

Вот и получается, что главные герои романа "Герой должен быть один" — люди. Со своими проблемами, желаниями и амбициями. Да, они зависят от богов и очень часто их жизни — разменная монета. Но и боги зависимы от людей. "Герой должен быть. Пусть даже и один. Когда не будет героев, то и боги станут ненужными". Это не дословно, но мысль сохранена.

Хорошая книга должна заставлять задуматься не только над её сюжетом, а и над более серьёзными вопросами. И поэтому роман Олди - хорошая книга.

Своё мнение об этой книге оставил подписчик канала, автор книги с ироничными записками о городской повседневности "Стоп-кадры жизни" Антон Боровко. Его книгу можно начать читать, также кликнув по синей ссылке.

Подписаться на канал ПроЧтение можно здесь, а можно в ВК - в Телеграм - в Фейсбук.

А вы как думаете, сколько героев должно быть в хорошем фэнтези? Ставьте лайк, пишите в комментариях.