Найти тему

Есть ли традиция?

Помните очереди во времена жесткого дефицита? Когда в каком-нибудь гастрономе из закромов и подсобных помещений чудесным образом вдруг появлялась, ну скажем, колбаса. Проходящий мимо, ближайший к колбасе потребитель тут же оказывался рядом, ещё не веря своему счастью. Другие посетители гастронома, настроив за долгое время ожидания своё периферическое зрение и уловив им стремительное перемещение одного из посетителей,

бросались в сторону промелькнувшей фигуры. Через мгновение вырастала очередь. Дети на физкультуре по команде учителя медленнее встают в строй, чем образовывались стройные, иногда очень длинные очереди в гастрономах и универсамах. Самое интересное в этих очередях было то, что чем дальше от головы (колбасы) очереди, тем менее вероятно, что  люди знают за чем стоят. Но никого это не смущало.

Плохого в гастрономе не выбросят)

Эти очереди - отличный пример передачи «традиции». Использования Традиции без ответственности. Только не подумайте, что я осуждаю этих «людей в очереди»! Боже упаси. 

Я очень хорошо помню, как ребёнком приезжала к родной сестре на лето в «военный городок», где зарплату однажды выдали землёй под огород. И мы сажали все подряд, потом собирали колорадских жуков и жгли их, поливая керосином, а потом сестра в июне срезала ботву свеклы и стригла ее в пустой суп, а следом за кусочками ботвы в кастрюлю капали ее слезы, потому что этот суп предназначался семье, в которой было двое маленьких детей. Мне было тогда 12. Я хорошо помню соленый вкус этого супа.

Ответственность требует энергии, а она тогда вся уходила на закрытие витальных страхов. Не мог человек делать ответственный выбор, когда так страшно. Не те отделы мозга включаются в моменты выживания.

Но мне интересны эти очереди, потому что мне это напоминает родительские решения, когда речь идёт об образовании или воспитании.

Опять же, раньше, очень давно- была традиция. Она позволяла родителям не сильно задумываться о методах воспитания. Они есть, они едины. Даже если они жестоки, следование традиции позволяло закрыть душу или найти успокоение в следовании опыту своих предков. Но в какой-то момент произошёл раскол. Нет больше единой традиции. Можно начать чувствовать: открыть свою душу, свой разум, не принимать решений из страхов, не гоняться за «призраками прошлого». 

Но ведь не выходит: и на место доктора Спока, приходит доктор Комаровский, или ещё какой-нибудь доктор из интернета, или соседка с этажа смотрит на ребёнка придирчивым взглядом и советует: вот тут подправить и там подучить. 

И опять.... мы часто снова не знаем, что дают в «голове очереди».

Недавно умер Марк Захаров. Я пересматривала «убить дракона» в его версии. Он гений контрапункта. Последнюю сцену пересматривала дважды.

Мы никак не можем убить своего дракона. Потому что дракон - это наш страх перед ответственностью. А свой страх прежде всего надо признать и приручить. 

Мы - современные родители, не приручившие свои страхи, говорим о свободе личности и возводим ее в наивысшую ценность. Мы лелеем ее, говорим о ней. Но свобода бывает «от чего» и «для чего».

И ее так легко перепутать со вседозволенностью и попустительством там, где нужно твёрдое решение и чёткое следование ему. Вне зависимости от «авторитетов», «традиций». 

Кажется, нам в гастрономе выкинули таинственный свёрток, а на нем написано «свобода». Слух по гастроному уже прошёл, все уже набрали, но развернуть и понять: с чем это едят и по зубам ли, пока успели немногие.

И ещё раз: никого не осуждаю, не оцениваю. Просто рассуждаю, потому как - сама мать и часто необходимо принимать решения.

И далеко не всегда удаётся это делать в согласии со своими чувствами и приручив свои страхи!