(Неемия 4)
В главе 4 Неемия рассказывает о том, как во время строительства стен Иерусалима иудеи столкнулись с противодействием со стороны соседних народов. Изначально это противодействие исходило от Санаваллата и Товии, но затем охватило самарян, аравитян, аммонитян и азотян. Вначале враги евреев высмеивали их труд (4:1–3). [В еврейской Библии первые шесть стихов главы 4 являются последними шестью стихами главы 3, то есть 3:33–38; таким образом, в еврейской Библии глава 4 начинается стихами 4:7]. Затем стали угрожать силой разрушить городскую стену (4:7, 8). Однако ни их насмешки, ни их угрозы не поколебали Неемию. Тогда враги замыслили внезапно напасть на иудеев, захватив их врасплох (4:11). Неемия обратился к Богу в молитве и предпринял необходимые меры, чтобы защитить свой народ от его врагов.
УНИЗИТЕЛЬНЫЕ НАСМЕШКИ НАД РАБОТАМИ (4:1–6)
План врагов (4:1–3)
«Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над иудеями; и говорил при братьях своих и при самарийских военных людях и сказал: “Что делают эти жалкие иудеи? Неужели им это дозволят? Неужели будут они приносить жертвы? Неужели они когда-либо кончат? Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожжённые?” А Товия аммонитянин, бывший подле него, сказал: “Пусть их строят; пойдёт лисица и разрушит их каменную стену”».
Стихи 1, 2. Очевидно, Санаваллат не жил в непосредственной близости от Иерусалима; он был наместником в Самарии. До него дошёл слух, что иудеи пытаются отстроить городскую стену. Тем не менее, из 4:5 можно сделать вывод, что, услышав об этом, Санаваллат решил лично убедиться, так ли это.
Он прибыл в сопровождении других самарян: братьев своих, или соплеменников, и военных людей («войском», Современный Перевод, Международное Библейское Общество). Еврейское слово хайиль может означать «сила», «богатство», «войско».
Разгневанный увиденным, Санаваллат обратился к своим спутникам достаточно громко, чтобы его могли слышать иудеи, работающие на стене. В стихе 5 сказано, что они «огорчили строящих» («оскорбляли строителей», Современный Перевод, Международное Библейское Общество). Мы не находим здесь объяснения враждебного отношения Санаваллата, о котором впервые упоминалось в 2:10, 19. Как уже предполагалось в комментарии к главе 2, любое укрепление Иерусалима, возможно, несло потенциальную угрозу его собственной власти и влиянию.
Санаваллат отреагировал на новости насмешками. Он издевался над иудеями и их работой, называя их жалкими, неспособными справиться с такой задачей. Из его слов следовало, что они не смогут приносить жертвы, потому что никогда не закончат свою работу. Дерек Киднер предполагает, что слова Санаваллата «Неужели будут они приносить жертвы?» могут означать: «Неужели эти фанатики собираются восстановить стену своими молитвами?» Санаваллат продолжал глумиться: «Неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожжённые?» В его глазах стена была слишком повреждена, чтобы даже говорить о её восстановлении. Несомненно, он не преувеличивал бедственное состояние стен города.
Стих 3. Товия аммонитянин присоединился к нему в его глумлении и насмешках: «…пойдёт лисица и разрушит их каменную стену» (см. Плач 5:18; Иез. 13:4).
Ответ Неемии: молитва и продолжение работ (4:4–6)
«“Услышь, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения; и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицом Твоим, потому что они огорчили строящих!” Мы, однако же, строили стену, и сложена была вся стена до половины её. И у народа доставало усердия работать».
Стихи 4, 5. В ответ на противодействие Санаваллата Неемия обратился к Богу: Услышь, Боже наш, в каком мы презрении! Он хотел, чтобы Бог наказал их врагов, когда сказал: «…обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения». Он также просил: «…не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится». Еврейское слово касах буквально означает «покрывать», хотя иногда переводится как «прощать».
Эта молитва Неемии похожа на многие так называемые проклинающие псалмы (например, Пс. 78:4–12; 122:3, 4; 136:7–9). Пророки также иногда взывали к Господу, чтобы Он уничтожил врагов Израиля или тех, кто замышлял зло против него (Иер. 11:18–20; 15:15; 17:18; 18:19–23). Подобные мольбы могут показаться странными для тех, кто научен «любить [своих] врагов» (Мф. 5:44), но, поскольку иудеи были Божьим народом, то воевать против них означало выступать против Бога. И просить Господа явить Его справедливый суд и наказать врагов Его народа не кажется безосновательным.
Враги Иудеи заслужили наказание, поскольку «огорчили строящих» («оскорбляли строителей», Современный Перевод, Международное Библейское Общество). Очевидно, работающие на стене иудеи слышали эти насмешки и усомнились в целесообразности своих усилий. Возможно, некоторые из них были близки к тому, чтобы прекратить работать. Если это предположение верно, становится понятной страстность молитвы Неемии.
Стих 6. Позиция Неемии, которая нашла своё отражение в его молитве, вдохновила и ободрила строителей. С Божьей помощью они строили стену до тех пор, пока сложена была вся стена до половины. Неемия воздал должное людям за это достижение; он сказал, что это стало возможным, потому что народу доставало усердия работать. Неемия был великим руководителем, но лидеры ничего не смогут сделать сами, если те, кто за ними следуют, не расположат к этому своих сердец.
УГРОЗА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ (4:7–10)
«Когда услышал Санаваллат, и Товия, и аравитяне, и аммонитяне и азотяне, что стены Иерусалимские восстанавливаются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно. И сговорились все вместе пойти войной на Иерусалим и разрушить его. И мы молились Богу нашему и ставили против них стражу днём и ночью для спасения от них. Но иудеи сказали: “Ослабела сила у носильщиков, а мусора много; мы не в состоянии строить стену”».
Стихи 7, 8. То, что иудеи продолжали восстанавливать стены Иерусалимские, означало для их врагов одно: необходимо менять тактику. На этот раз противление не ограничилось действиями Санаваллата и Товии: к ним примкнули аравитяне, аммонитяне и азотяне. Предположительно, противодействие аравитян возглавил Гешем, о котором мы читали в 2:19. Они населяли земли к югу от страны евреев. Аммон располагался к востоку от Иерусалима, а Самария к северу от Иудеи. Азот был одним из основных филистимских городов; сейчас это название носит целая область на западной границе Израиля. Другими словами, все народы, окружавшие небольшую провинцию Иудею, сговорились пойти войной на Иерусалим и разрушить его. По всей видимости, они ещё не обсуждали, когда и где нападут на евреев.
Некоторые комментаторы считают эту угрозу несерьёзной и даже называют её «блефом». Они полагают, что враги иудеев не осмелились бы разрушить проект, на который имелось особое распоряжение персидского царя. На это можно возразить следующее: во-первых, Сузы были очень далеко. Для защиты Неемии и его проекта не был предусмотрен отряд персидских воинов. Если бы Санаваллату удалось собрать достаточное количество вооружённых людей, они смогли бы убить и Неемию, и его строителей до того, как персидский отряд пришёл бы спасти их. Во-вторых, персидские цари были известны тем, что часто меняли свои решения. Поэтому наместники вышеупомянутых провинций могли рассчитывать на то, что после нападения на Иерусалим смогут привести царю убедительные доводы для оправдания своих действий (в том числе, лживые). В-третьих, конфликты между наместниками провинций были не редкостью на протяжении всего периода персидского владычества. Поэтому угрозы Санаваллата и его сообщников представляли реальную опасность для иудеев. Однако мудрое руководство Неемии и усердие израильтян не позволили осуществить их.
Стих 9. Неемия двояко отреагировал на угрозы применения силы. С одной стороны, иудеи молились Богу, а с другой, ставили против врагов стражу днём и ночью. Хотя они полагались на Божью защиту, но и сами делали всё необходимое, чтобы обезопасить себя.
Стих 10. Очевидно, в это самое время среди евреев стало ходить выражение: «Сила носильщиков вот-вот иссякнут, а мусора оставалось ещё много, и они не могут закончить свою работу». В еврейской Библии этот отрывок выглядит в форме поэтического произведения, и его часто трактуют как отрывок из песни или пословицу. Почему он включён в рассказ Неемии – неясно. Возможно, Неемия хотел показать, как сильно были деморализованы строители стены, как они устали, и какой невыполнимой казалась им их задача. Джейкоб Майерс предполагает, что эта песня наоборот отражает юмор и силу духа строителей: они словно насмехались над своими врагами, продолжая строить стену под заунывный аккомпанемент жалобной песни: «…мы не в состоянии строить стену». Возможно, они и не могли «строить стену», но Бог мог, и потому стена была построена.
МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАПАДЕНИЙ (4:11–15)
«А неприятели наши говорили: “Не узнают и не увидят, как вдруг мы войдём в середину их, и перебьём их, и остановим дело”. Когда приходили иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они (неприятели) нападут на нас, тогда в низменных местах у города, за стеной, на местах сухих, поставил я народ по племенам с мечами их, с копьями их и луками их. И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим, и начальствующим, и прочему народу: “Не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жён своих и за дома свои”. Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разрушил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу».
Стих 11. Враги иудеев собирались внезапно напасть на них, чтобы перебить их и остановить дело. Ни одна из конфликтующих сторон не могла долго хранить свои планы в секрете. Судя по всему, Неемия понимал, что в городе было полно вражеских осведомителей, поэтому и совершил осмотр городской стены тайно ночью.
И всё же Санаваллат узнал и о его прибытии, и о работах по восстановлению стены, едва они начались (2:10, 19). С другой стороны, хотя враги собирались напасть внезапно, в Самарии были люди, сочувствующие иудеям (судя по всему, их было немало; см. 4:12). Они и рассказали Неемии о заговоре. Возможно, население Иудеи и Самарии было неоднородным: наряду с евреями проживали представители других народов.
Стих 12. Иудеи, жившие подле самарян, раз десять, то есть многократно, говорили об их планах. Хотя эти евреи жили в Самарии, они оставались верными Богу и Его народу. Они предупредили, что враги собирались напасть со всех мест, тем самым подразумевалось, что они используют численное превосходство. Слова «они нападут на нас» означают, что целью врагов является Иерусалим и работающие на стене.
Поскольку древнееврейский текст здесь труден для понимания, возможны и другие варианты перевода. Так в Современном переводе мы читаем: «Наши враги окружают нас. Они везде, куда бы мы ни повернулись». Если такая интерпретация верна, то эти слова можно понимать как следующее: (1) иудеи, проживающие в других городах и деревнях, обратились к Неемии и жителям Иерусалима за защитой. Они нуждались в дополнительной защите от врагов. (2) Иудеи, которые жили вне Иерусалима, просили его жителей оставить город и прийти защитить их. (3) Иудеи, которые жили вне Иерусалима, хотели, чтобы те их жители, которые принимали добровольное участие в строительстве стены – их родственники и друзья – вернулись домой, и таким образом сохранили свои жизни, когда враги нападут на Иерусалим.
Стихи 13, 14. Неемия отреагировал, во-первых, расставив мужчин на наиболее уязвимых участках стены. Это была не только мера защиты, но и своеобразная демонстрация силы: эти участки стены вместе с их вооружёнными защитниками были видны издалека и служили предостережением врагам.
Кроме того, Неемия обратился к семьям стоять друг за друга с мечами, копьями и луками на тех местах, где они трудились. Еврейское слово, переведённое здесь как «семья» (мишпачах), имеет более широкое значение «клан». Перечисленное вооружение евреев свидетельствует о том, что они были готовы как к дальнему, так и к ближнему бою.
И, наконец, Неемия обратился с ободряющими словами к знатнейшим, и начальствующим, и прочему народу. В своей речи он сказал о том, чтό важно помнить. Он призвал народ: «Не бойтесь их; помните Господа». Они нуждались в Господе, потому что Он – великий и страшный. Неемия также призвал людей помнить о своих родных, сражаться не только за себя, но за свой народ, за самое дорогое, что у них было: за их братьев, их сыновей и дочерей, их жён и их дома.
Стих 15. Меры, предпринятые Неемией для отражения внезапного нападения, сработали. Враги услышали, что их намерения стали известны иудеям, и поняли, что их замысел был разрушен. В том, что планы врагов не состоялись, что иудеи смогли избежать их вторжения, Неемия видел заслугу Бога, Его содействие и защиту.
После этого евреи возвратились к своей работе. По-видимому, меры по защите города и строителей на время замедлили работы на стене. И всё же, угроза нападения со стороны врагов по-прежнему оставалась. И Неемия это хорошо осознавал.
ПЛАН НЕЕМИИ ПО ЗАЩИТЕ СТЕНЫ (4:16–23)
«С того дня половина молодых людей у меня занималась работой, а другая половина их держала копья, щиты, и луки, и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одной рукой производили работу, а другой держали копьё. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим, и начальствующим, и прочему народу: “Работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас”. Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звёзд. Сверх этого, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими – и будут они у нас ночью на страже, а днём на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукой меч и вода».
Разрушив замысел Санаваллата захватить иудеев врасплох, Неемия разработал план по дальнейшей защите стены. Его стратегия обороны Иерусалима и его стен является наглядным примером умелой организации боевой готовности. Его план по обеспечению национальной безопасности включал подробные указания для разных групп людей, касающиеся их обязанностей.
Стих 16. Неемия сообщает, что половина его слуг (Международное Библейское Общество) трудилась, а другая половина была на страже с оружием. Возможно, люди, которых Неемия называет своими слугами, были особой группой служащих, поскольку Неемия был наместником провинции и имел в своём подчинении отряд воинов. Если это предположение верно, то эти люди были задействованы там, где могли проявить себя наилучшим образом.
Неемия позаботился о том, чтобы его люди были хорошо вооружены; у них были копья, щиты, луки и латы. Для руководства отдельными отрядами строителей-воинов были назначены вожди иудеев. Они находились поблизости, чтобы в случае нападения, взять на себя командование военными действиями.
Стихи 17, 18. Строившие стену и носившие тяжести могли мгновенно перейти от строительных работ к боевым действиям: одной рукой они производили работу, а другой держали копьё. Каждый из строивших был препоясан мечом по чреслам своим. Возле Неемии всегда находился трубач, чтобы просигналить тревогу. В силу трудности перевода древнееврейского текста, можно также предположить вариант «возле него», другими словами, возле строившего. При такой трактовке логично предположить, что по периметру стены находились несколько трубачей, чтобы из любого места можно было заметить врага и забить тревогу. Это согласуется с утверждением Иосифа Флавия, что Неемия «расставил трубачей через каждые сто пятьдесят метров» (Иосиф Флавий. Иудейские древности, 11.5.8).
Стих 19. Относительно того, как работала эта сигнальная система, информации нет, но то, что она была необходима, не вызывает сомнений, так как строители были рассеяны по стене и отдалены друг от друга.
Стих 20. Людям было велено собраться в любом месте, где произойдёт нападение, как только прозвучит труба. Неемия поддерживал и ободрял народ, призывая их не забывать одну истину: «Бог наш будет сражаться за нас».
Стих 21. И работавшие, и охранявшие их были усердны и упорны. Они трудились не просто от рассвета до заката, а от восхода зари до появления звёзд.
Стих 22. Тем, кто обычно ночевал за пределами Иерусалима, было велено, чтобы они в Иерусалиме ночевали в качестве стражей и/или защитников города в случае ночного нападения.
Лесли Аллен склонен рассматривать эту меру как ответ на просьбу иудеев, живших за пределами Иерусалима, отпустить их работников. Он пишет: «Наконец, [Неемия] решил проблему потенциального дезертирства – искушения ускользнуть домой после дневных работ – в ответ на якобы обоснованную, но на деле вероломную просьбу в стихе 12». И далее Аллен продолжает: «В виду грозящей опасности [Неемия] приказал, чтобы отныне никто не покидал Иерусалим ночью, и чтобы работники также стояли ночью на страже, предположительно поочередно».
Стих 23. Кроме того, в городе люди находились в большей безопасности, чем вне его. Этим работникам напоминали, чтобы они были постоянно готовы дать отпор врагу. Неемия, его братья, его слуги, и стражи, сопровождавшие его, даже не меняли свою одежду; и куда бы они ни направлялись, у них был под рукой меч.
Фраза «и вода» – сложная для толкования. Согласно версии Международного Библейского Общества, Неемия и его люди не меняли одежду и не снимали мечи даже когда ходили за водой. В Современном Переводе читаем: «И никто из нас не снимал своей одежды: ни я, ни мои слуги, ни люди, которые были на страже, не снимали свою одежду, когда спали или когда ходили за водой». В английских версиях KJV и NKJV дословно сказано, что эти люди не снимали свою одежду, за исключением для мытья (или стирки). К такому толкованию переводчики пришли, поменяв гласные в древнееврейском слове со значением «свой меч, оружие», в результате чего получился глагол со значением «снимали [их]». В некоторых версиях слово, переведённое как «вода», было исправлено на «под его рукой».
Не вызывает сомнений, что предпринятые Неемией меры по защите города, оказались успешными. Когда в главе 6 мы будем читать о следующем противодействии врагов Иудеи, то увидим, что они изменили свою тактику. Поскольку угроза вооружённого нападения не остановила иудеев, их враги попытались сломить их иным способом.