Одним из первых сказочных персонажей, с которым знакомятся малыши, является колобок. Небольшое путешествие хлеба шарообразной формы, трагически заканчивается встречей с лисой. Мне кажется, это один из первых народных комиксов. Согласно википедии, слово «колобок» является уменьшительно – ласкательным слово «колоб» - скатанный ком, шар из пресного теста. В Тверских говорах встречается слово «колобуха» - галушка, «колобан» - толстая лепёшка, выпекаемая в виде хлебного кома, почти шара, или разбухаемая к концу выпечки до формы шара.
В перечне блюд «Росписи царским кушаньям», издаваемых в Москве в 1610 -1613 годах, встречается колоб, выпекаемый из трех лопаток муки, 25 яиц и 3 гривенок говяжьего сала. Существуют и другие версии происхождения слова «колобок». Похожие слова встречаются в греческом, шведском, норвежском языках.
Во время одной из экспедиций летом 2021 года в стойбище таёжных оленеводов неожиданно для себя выяснил, что прародителем героя народной сказки эвенки считают свой хлеб колобо. Дополнительными аргументами выступают герои сказки – волк, медведь, заяц, от которых колобок, но был съеден лисой. Все эти звери водятся в тайге.
Хлебу эвенки придают особое значение, вкупе с оленьим молоком он является основным продуктом питания в период, когда не получается добыть дикого зверя. Своих оленей эвенки забивают только в крайнем случае. Таёжное оленеводство имеет ряд специфических особенностей. Вырастить оленя в тайге гораздо сложнее, чем в тундре, считают эвенки.
Хлеб оленеводы пекут сами. Собственно, сюжет сказки отчасти трактует нехитрый способ приготовления колобо. В стойбище оленевода Ивана Сычёгира ответственной за хлебопечение является его старшая сестра Мария Лазаревна.
Ранним утром она разводит у чума костёр, чтобы в итоге было побольше горячей золя, использует толстые сухие чурки. Процесс зарождения эвенкийского колобка происходит в чуме.
Женщина замешивает бездрожжевое тесто, оставляя его на некоторое время в посудине. Когда костёр окончательно прогорит, Мария Лазаревна заворачивает колобо в газеты, а затем закапывает в горячую золу костровища. Процесс приготовления занимает порядка двух часов.
В пока прототип героя русской сказки румянит бока в золе, Мария Лазаревна пересказывает свою таёжную биографию.
--Почти всю жизнь прожила в тайге, - рассказывает Мария Лазаревна. - Родилась в чуме, но раньше они были замшевые, а не брезентовые, как сейчас. Печку топили почти круглые сутки. В семье было много детей, но выжили не все, болезней много было. Даже шаман, его звали Яков Поликарпович, не всегда мог уговорить духов не забирать детей, поэтому умирали.
Я успела отучиться в школе всего два класса , и мать, Татьяна Степановна, увезла меня снова в стойбище, потому что надо было присматривать за младшими сестрами и братьями, пока взрослые охотятся. Иногда отец брал с собой в райцентр Ербогачён.
Гнали сразу несколько упряжек, чтобы вдоволь закупить муки, сахара, масла, соли.
Когда Иван и остальные братья и сестры подросли, их отдали в интернат, они приезжали в тайгу только на каникулы. А я так и осталась в стойбище. Редко, куда выезжаем, например, в Ербогачёне не была уж шесть лет. Или больше? Нет, шесть. Вот чего не научилась почти за семьдесят лет, так это охотиться. В детстве крепко заблудилась, меня нашли и потом не отпускали никуда.
Женщине неведома суета больших городов, без малого семьдесят лет она провела в тайге, кочуя от стойбища к стойбищу.
Спустя два часа Мария Лазаревна достает из золы хлеб - колобо, снимает обуглившиеся газеты, сметает гусиным пером пепел. В старину пекли без использования газет. Расхлопанную булку обильно посыпали мукой, а затем засыпали золой. После выпечки оставалось только стряхнуть золу и подгоревшую муку гусиным пером.
К свежему караваю отлично идёт взбитое оленье молоко, напоминающее пенку кофе латте, и свежая голубика.
Нередко эвенки пользуются и другой способом приготовления хлеба –на рожнах. В этом случае раскатывают лепешку продолговатой формы и выпекают над жаркими углями. К этому способу прибегают чаще во время охоты.