Найти тему
Планета Сибирь

Колобок из стойбища. Эвенки считают, что прототипом героя сказки является хлеб колобо

Оглавление
Мария Лазаревна Сычегир. Фото Бориса  Слепнева
Мария Лазаревна Сычегир. Фото Бориса Слепнева

Одним из первых сказочных персонажей, с которым знакомятся малыши, является колобок. Небольшое путешествие хлеба шарообразной формы, трагически заканчивается встречей с лисой. Мне кажется, это один из первых народных комиксов. Согласно википедии, слово «колобок» является уменьшительно – ласкательным слово «колоб» - скатанный ком, шар из пресного теста. В Тверских говорах встречается слово «колобуха» - галушка, «колобан» - толстая лепёшка, выпекаемая в виде хлебного кома, почти шара, или разбухаемая к концу выпечки до формы шара.

В перечне блюд «Росписи царским кушаньям», издаваемых в Москве в 1610 -1613 годах, встречается колоб, выпекаемый из трех лопаток муки, 25 яиц и 3 гривенок говяжьего сала. Существуют и другие версии происхождения слова «колобок». Похожие слова встречаются в греческом, шведском, норвежском языках.

Во время одной из экспедиций летом 2021 года в стойбище таёжных оленеводов неожиданно для себя выяснил, что прародителем героя народной сказки эвенки считают свой хлеб колобо. Дополнительными аргументами выступают герои сказки – волк, медведь, заяц, от которых колобок, но был съеден лисой. Все эти звери водятся в тайге.

Продукты привезли. Разгрузка вездехода
Продукты привезли. Разгрузка вездехода
Хлебу эвенки придают особое значение, вкупе с оленьим молоком он является основным продуктом питания в период, когда не получается добыть дикого зверя. Своих оленей эвенки забивают только в крайнем случае. Таёжное оленеводство имеет ряд специфических особенностей. Вырастить оленя в тайге гораздо сложнее, чем в тундре, считают эвенки.
Самый важный продукт - мука Фото Бориса  Слепнева
Самый важный продукт - мука Фото Бориса Слепнева

Хлеб оленеводы пекут сами. Собственно, сюжет сказки отчасти трактует нехитрый способ приготовления колобо. В стойбище оленевода Ивана Сычёгира ответственной за хлебопечение является его старшая сестра Мария Лазаревна.

Подготовка костровища  для  выпечки хлеба
Подготовка костровища для выпечки хлеба

Ранним утром она разводит у чума костёр, чтобы в итоге было побольше горячей золя, использует толстые сухие чурки. Процесс зарождения эвенкийского колобка происходит в чуме.

Женщина замешивает бездрожжевое тесто, оставляя его на некоторое время в посудине. Когда костёр окончательно прогорит, Мария Лазаревна заворачивает колобо в газеты, а затем закапывает в горячую золу костровища. Процесс приготовления занимает порядка двух часов.

Мария Лазаревна стряпает колобо
Мария Лазаревна стряпает колобо

В пока прототип героя русской сказки румянит бока в золе, Мария Лазаревна пересказывает свою таёжную биографию.

--Почти всю жизнь прожила в тайге, - рассказывает Мария Лазаревна. - Родилась в чуме, но раньше они были замшевые, а не брезентовые, как сейчас. Печку топили почти круглые сутки. В семье было много детей, но выжили не все, болезней много было. Даже шаман, его звали Яков Поликарпович, не всегда мог уговорить духов не забирать детей, поэтому умирали.

Всю жизнь женщина провела  в тайге
Всю жизнь женщина провела в тайге

Я успела отучиться в школе всего два класса , и мать, Татьяна Степановна, увезла меня снова в стойбище, потому что надо было присматривать за младшими сестрами и братьями, пока взрослые охотятся. Иногда отец брал с собой в райцентр Ербогачён.

Гнали сразу несколько упряжек, чтобы вдоволь закупить муки, сахара, масла, соли.

Золу с  хлеба  смахивают гусиным пером
Золу с хлеба смахивают гусиным пером

Когда Иван и остальные братья и сестры подросли, их отдали в интернат, они приезжали в тайгу только на каникулы. А я так и осталась в стойбище. Редко, куда выезжаем, например, в Ербогачёне не была уж шесть лет. Или больше? Нет, шесть. Вот чего не научилась почти за семьдесят лет, так это охотиться. В детстве крепко заблудилась, меня нашли и потом не отпускали никуда.

Дойка оленей. Фото Бориса  Слепнёва
Дойка оленей. Фото Бориса Слепнёва

Женщине неведома суета больших городов, без малого семьдесят лет она провела в тайге, кочуя от стойбища к стойбищу.

Спустя два часа Мария Лазаревна достает из золы хлеб - колобо, снимает обуглившиеся газеты, сметает гусиным пером пепел. В старину пекли без использования газет. Расхлопанную булку обильно посыпали мукой, а затем засыпали золой. После выпечки оставалось только стряхнуть золу и подгоревшую муку гусиным пером.

К свежему караваю отлично идёт взбитое оленье молоко, напоминающее пенку кофе латте, и свежая голубика.

Ия Ивановна готовит таежный десерт из голубики
Ия Ивановна готовит таежный десерт из голубики

Нередко эвенки пользуются и другой способом приготовления хлеба –на рожнах. В этом случае раскатывают лепешку продолговатой формы и выпекают над жаркими углями. К этому способу прибегают чаще во время охоты.

Днём олени отсыпаются у дымокуров. Фото Бориса Слепнева
Днём олени отсыпаются у дымокуров. Фото Бориса Слепнева

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»

Возможно, вы пропустили другие интересные материалы:

Памятник реке Лене мог появиться раньше и в другом месте.

Мама отказалась от дочери. Спустя годы женщина просила прощения уже у прославленной спортсменки

Чем удивили сибиряки американского дипломата? Репортаж о приезде Уильяма Гарримана на Братскую ГЭС в 1959 году