Найти тему
С Богом по жизни

ЧТО ТАКОЕ ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ?

Подумайте о важности проповедования евангелия, представив себе следующую сцену в Судный день. Совершенно нерелигиозный при жизни человек предстает пред Божьим престолом. В своей жизни он никогда не искал воли Господа, никогда не поклонялся Богу и не пытался жить по-христиански. Он прожил свою земную жизнь так, как будто у него перед Богом не было никаких обязательств: он ходил на работу, развлекался, растил детей и поддерживал добрососедские отношения с окружающими.

И вот он стоит перед Богом в ожидании подведения последних итогов, а Бог ему говорит: “Один раз в своей жизни ты сделал нечто по-настоящему важное в Моей работе на земле”. Человек отвечает в крайнем удивлении: “Господи, Ты же знаешь, что я был совсем не религиозен. За всю свою жизнь я был всего на нескольких богослужебных собраниях, но ни на одном из них по-настоящему не поклонялся. Я жил эгоистично, осуществляя только свои планы и свои цели. Я не припомню, чтобы я когда-либо что-то делал для Тебя на земле. Когда же это я так отличился на Твоей работе?”

Бог отвечает человеку: “Ты заведовал маленьким магазинчиком у перекрестка двух главных улиц городка, где ты жил. Однажды в твой магазинчик зашел человек и спросил тебя: «Не можете ли вы мне сказать, где в этом городе собирается церковь Христа? Это должно быть где-то здесь, поблизости. Я приехал к ним на богослужение». И ты указал ему место, где проводились собрания церкви. Это был один из Моих проповедников. В то утро он проповедовал Мое евангелие благодати, посредством которого Я производил спасение в тех, кто слушал его и откликнулся на его призыв. Ты не знал об этом, когда давал ему указания, однако ты был маленьким связующим звеном в высочайшей работе, которая совершалась в мире. Мир думал, что самое важное — то, что происходит в Москве или в столице какого-нибудь другого государства, но самое важное событие с далеко идущими последствиями происходило в этой маленькой церкви, как и в других подобных местах, где проповедовалось Мое евангелие спасения. Указав путь, ты помог одному из Моих верных последователей проповедовать людям, и этим ты совершил самое великое в своей жизни дело на земле”.

Возможно, это исключительный пример — а может быть, и нет. Что является самым важным в этом мире, с божественной точки зрения? От вечности в центре Божьего внимания было спасение человека. Запланировав его еще до основания мира, Он во время патриархальной эры и в эру действия Моисеева закона провел подготовительную работу и осуществил Свой план через пришествие и смерть Иисуса и основание церкви. Ключевым звеном для нас в увековечении этого великого плана является проповедь евангелия. И кто в таком случае может сказать, что наш пример является преувеличением?

Так что же это такое — проповедь евангелия? Давайте дадим правильное и точное определение, так как ответ на этот вопрос чрезвычайно важен.

Представление о конечном пункте следования полезно по двум причинам. Оно помогает нам, во-первых, решить, хотим мы или нет совершить к нему путешествие, и, во-вторых, оно дает нам средство для определения, достигли ли мы этого места. Если у нас нет четкого представления о том, в чем заключается настоящее проповедование, ясно, что это сильнейшим образом скажется на нашем служении проповедования, — ведь мы не будем знать, кто такой проповедник и что он делает.

Являясь последователями Христа, мы должны быть привержены тому, чтобы давать Библии отвечать на наши вопросы. Подобно Павлу, мы ищем того, как угодить Богу, а не человеку. Павел писал: “У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым” (Гал. 1:10). Помимо того, что мы желаем угодить Богу, это просто разумно — позволить Библии дать определение библейскому проповедованию.

Давайте исследуем ключевые слова, переводимые “проповедовать” или “проповедь”, — слова, описывающие сам акт проповедования или в общих чертах характеризующие проповедование, — и на основании их сформулируем библейское богословие проповедования. Так мы получим божественное описание того, что значит проповедовать.

БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

Первое слово — эуангелидзо, что означает возвещать евангелие. Именно с этого слова уместно начать наше исследование.

Значение слова

Определение слова эуангелидзо должно иметь отношение к той вести, которую мы проповедуем. В своей основе слово означает “сообщить радостную новость, передать добрую весть”. Судя по этому слову, проповедь — это сообщение или передача доброй вести, в частности божественного послания о спасении, или евангелия.

Ударение в слове делается на том, о чем сообщается, — на доброй, или благой, вести. Отсюда следует, что проповедование — это акт или событие провозглашения благой вести. Слово несет настолько большую смысловую нагрузку (проповедуемое послание), что фактически сливается с самой благой вестью, которую проповедуют. Лука так описывает работу Филиппа в Самарии: “Но когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божием и о величии Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины” (Деян. 8:12).

Использование слова в Писании

Прочтите следующие отрывки, обращая внимание на то, как глагол, образованный от слова “благая весть”, используется в связи с проповедованием, описанным в Новом Завете.

«Итак, что касается меня, я готов благовествовать [эуангелидзо] и вам, находящимся в Риме» (Рим. 1:15).
«Притом я старался благовествовать [эуангелидзо] не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20).
«Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать [эуангелидзо], не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1:17).
«Ибо если я благовествую [эуангелидзо], то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).
«За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие [эуангелидзо], благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании» (1 Кор. 9:18).
«Так чтобы и за пределы ваши проповедовать Евангелие [эуангелидзо], а не хвалиться готовым в чужом уделе» (2 Кор. 10:16).
«Знаете, что, я в немощи плоти благовествовал вам [эуангелидзо] в первый раз» (Гал. 4:13).

Как видно из этих стихов, одно из великих слов Нового Завета, означающих проповедование, — эуангелидзо.

Основное применение

Посмотрев на употребление слова эуангелидзо, мы можем сделать вывод, что проповедование заключается в возвещении благой вести. Истинное проповедование не может быть полностью негативным. Хотя необходимо сначала услышать плохую весть, чтобы затем перейти к благой вести, проповедь евангелия никогда не оставит грешника в трясине отчаянья. Благая весть о Христе всегда выведет погибающего на твердую почву надежды.

Проповедь евангелия — это возвещение благой вести о пришествии Христа, Его спасении и результатах этого спасения. Распространение евангелия, по словам Герхарда Фридриха, не является просто “говорением и проповедованием; это авторитетное и имеющее силу провозглашение. Это слово... которое производит возрождение... Оно приносит спасение”.

Будучи ответственными служителями Божьими, мы должны следить за тем, что мы выполняем этот критерий проповедования. Основной гарантией этого является оценка нашего проповедования с помощью вопроса: “Действительно ли я проповедую благую весть?”

АВТОРИТЕТНОЕ ПРОПОВЕДОВАНИЕ

Второе слово, которое нам необходимо включить в наш список, — катангелло. Это слово относится к тому, как, в какой манере проповедовать.

Значение слова

Слово катангелло несет в себе ощущение власти. Оно говорит о том, что проповедник — это посланный глашатай. В частности, оно означает “доносить до кого-то слово, доносить его до сознания любого, проповедовать, объявлять”.

Использование слова в Писании

В следующих отрывках проследите идею манеры (как?) в использовании этого слова.

«...досадуя на то, что они учат народ и проповедуют [катангелло] в Иисусе воскресение из мертвых» (Деян. 4:2).
«И, быв в Саламине, проповедовали [катангелло] слово Божие в синагогах иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения» (Деян. 13:5).
«Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Него возвещается [катангелло] вам прощение грехов» (Деян. 13:38).
«Спустя некоторое время Павел сказал Варнаве: “Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали [катангелло] слово Господне, как они живут”» (Деян. 15:36).
«...открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что “Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую [катангелло] вам”» (Деян. 17:3).
«Но когда фессалоникские иудеи узнали, что и в Верии проповедано [катангелло] Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ» (Деян. 17:13).
«Так и Господь повелел проповедующим [катангелло] Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14).
«Которого мы проповедуем [катангелло], вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» Иисусе (Кол. 1:28).

Основное применение

Из значения слова катангелло мы узнаем нечто о том, как мы должны доносить благую весть. Проповедование — это не столько просто сообщение, сколько утверждение. Проповедь евангелия не имеет ничего общего с добродушным советом; это не мягкое высказывание собственного мнения.

Наше проповедование должно основываться на божественной власти, опираться на принцип “так говорит Господь”. В проповеди евангелия, когда мы передаем весть о благодати, власть соединяется в прекрасный союз с размышлением.

Будучи Божьими служителями, мы должны побуждать других принять решение следовать за Христом. Давайте самым решительным образом — с любовью, но твердо, — утверждать перед людьми Божье послание.

ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ

Третье слово, которое мы рассмотрим, — кериссо. За ним стоит образ глашатая, получившего поручение.

Значение слова

В своей основе это слово описывает человека проповедующего. Ему надлежит быть “глашатаем”. Он послан для того, чтобы “исполнять функции глашатая, провозглашать, возвещать, публично объявлять, обнародовать объявления” (Буллинджер). Кериссо ничего не говорит о содержании послания, которое проповедуется; ударение в нем делается на том, кто передает это послание людям.

Использование слова в Писании

Проследите за тем, как это слово используется в Писании.

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует [кериссо] в пустыне Иудейской» (Мф. 3:1).
«Так, Филипп пришел в город самарийский и проповедовал [кериссо] им Христа» (Деян. 8:5).
«И тотчас стал проповедовать [кериссо] в синагогах об Иисусе, что Он Сын Божий» (Деян. 9:20).
«Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя [кериссо] не красть, крадешь?» (Рим. 2:21).
«А мы проповедуем [кериссо] Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1:23).
«Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют [кериссо] Христа» (Фил. 1:15).
«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено [кериссо] всему творению поднебесному, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23).
«Проповедуй [кериссо] слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Основное применение

Слово кериссо обозначает человека, которому дали поручение сообщить о чем-то. Проповедник — это глашатай. Он не должен добиваться, чтобы евангелие приняли, но он должен сделать так, чтобы его услышали.

Человек призывается проповедовать, главным образом, Великим поручением нашего Господа. Господь повелел Своим ученикам проповедать Его евангелие каждому человеку на земле. Мы, христиане, решили сделать все от нас зависящее, чтобы исполнить то, что Он нам повелел. Мы провели ревизию наших талантов, наших навыков в работе с людьми и возможностей, которыми мы располагаем, и избрали воспользоваться тем, что у нас есть, для возвещения евангелия публично и в частном порядке. Мы ходим по свету, ибо мы призваны Великим поручением (Мф. 28:19, 20). Мы становимся перед другими не потому, что нам так захотелось или мы думаем на этом что-то выгадать, но потому, что мы приняли наказ Господа евангелизировать землю и наставлять людей как обращение к нам лично.

УВЕРЕННАЯ ПРОПОВЕДЬ СЛОВА

Следующее слово — лалео — самое нейтральное из относящихся к “проповедованию” в Новом Завете. Хотя оно не несет большой эмоциональной нагрузки, оно весьма значимо как описательный термин.

Значение слова

Это слово говорит исключительно о том, в каком виде представляется информация, без упора на содержание этой информации. Его значение — “излагать голосом вне зависимости от произносимых слов; говорить, разговаривать” (Буллинджер). В свете значения этого слова мы можем сказать, что проповедование — это именно речь, а не, скажем, установление примера собственной жизнью.

Использование слова в Писании

В следующих отрывках проповедование представлено просто как говорение. В каждом из этих примеров проповедование осуществлялось устами, а не жизнью.

«Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил [лалео] им слово» (Мк. 2:2).
«Они же, засвидетельствовав и проповедав [лалео] слово Господне, пошли обратно в Иерусалим и во многих селениях самарийских проповедовали Евангелие» (Деян. 8:25).
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя [лалео] слово, кроме иудеев» (Деян. 11:19).
«Пройдя через Фригию и галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать [лалео] слово в Асии» (Деян. 16:6).

Основное применение

Проповедовать — это не просто вести добродетельную жизнь, хотя за проповедованием должна стоять добродетельная жизнь. Проповедовать евангелие — значит говорить, а не жить. Единственный намек на убеждение собственным образом жизни находится в 1 Пет. 3:1-5, где содержится призыв к женам-христианкам без “слов” побуждать мужей становиться христианами. Наставление Петра в том контексте не имеет отношения к проповедованию. Ни один проповедник евангелия не может быть удовлетворен просто жизнью по евангелию; ему поручено рассказывать о нем.

ГОВОРИТЬ СМЕЛО И БЕССТРАШНО

Следующее слово, парресиадзомай, несет в себе идею преданности. Оно указывает на внутренний импульс, заставляющий нас рассказывать о евангелии.

Значение слова

Это слово, естественно, относится к тому, как проповедуется евангелие. Судя по этому слову, проповедовать — значит “говорить свободно, или с отвагой и бесстрашием”. Ключевую мысль содержит слово “смело”.

Использование слова в Писании

Посмотрите, как это слово описывает апостолов и учеников в Новом Завете.

«Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал [парресиадзомай] во имя Иисуса» (Деян. 9:27).
«Впрочем, они пробыли здесь немалое время, смело действуя [парресиадзомай] в Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса» (Деян. 14:3).
«Он начал смело говорить [парресиадзомай] в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26).
«Придя в синагогу, он безбоязненно проповедовал [парресиадзомай] три месяца, беседуя и убедительно свидетельствуя о Царстве Божием» (Деян. 19:8).
«...для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал [парресиадзомай], как мне должно» (Еф. 6:20).
«Но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем возвестить [парресиадзомай] вам благовестие Божие при сильном сопротивлении» (1 Фес. 2:2).

Основное применение

Проповедование не предназначено для робких и боязливых. Оно может потребовать вашей жизни. Некоторые в I веке заплатили за него своей кровью, а за века существования христианства оно многим стоило жизни. Кто-то однажды сказал: “Если вы собрались проповедовать, как Иоанн Креститель, лучше бы вам завещать свою голову небесам, так как вы ее, возможно, не долго будете носить на своих плечах”.

Часто братья молятся за проповедника непосредственно перед началом проповеди: “Да проповедует он евангелие без страха и упрека”. Подумайте над значением этой фразы. “Без страха и упрека”. Эта фраза, во-первых, означает, что проповедник должен проповедовать евангелие. Во-вторых, он не должен уклоняться от проповедования Слова Божьего из страха перед кем-то или чем-то. В-третьих, он не должен колебаться в проповедовании истины из-за того, что он старается угодить кому-либо или выгадать что-либо. Фраза выражает истинную цель для проповедника.

ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ НАПОЛНИТЬ ИЛИ ЧТОБЫ НАПОЛНИТЬСЯ

Еще одно слово, которое мы должны указать в нашем списке, — плероо. Хотя это слово нечасто употребляется в смысле проповедования в Новом Завете, оно привносит в его значение одну важную мысль, которая делает наше понимание проповедования более фактурным.

Значение слова

У этого слова простое определение: “сделать полным” или “привести к завершению”.

Использование слова в Писании

Прочтите три отрывка, в которых употребляется это слово, обращая внимание на его определение, данное выше.

«И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна [плероо]» (1 Ин. 1:4).
«...так что благовествование Христово распространено [плероо] мной от Иерусалима и окрестности до Иллирика я проповедовал благовестие Христово» (Рим. 15:19).
«Которой сделался я служителем по домостроительству Божьему, вверенному мне для вас, чтобы исполнить [плероо] слово Божие» (Кол. 1:25).

Основное применение

Размышляя над этим словом, мы сразу же обнаруживаем два его применения. Первое касается географического пространства. Мы должны идти по всему миру (Мк. 16:15, 16). Мы не должны пропустить ни одного его уголка. Во-вторых, мы должны рассматривать слово с точки зрения содержания. Мы должны проповедовать обо всех наставлениях Божьих: “Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию” (Деян. 20:27). Из нашего проповедования не должна ускользнуть ни единая истина из данных нам Богом.

Иисус дал каждому проповеднику всемирную мечту. Мы не должны позволить этой мечте сойти на нет и умереть.

ГОВОРИТЬ, УТЕШАЯ И НАЗИДАЯ

Следующее слово — один из великих греческих терминов, относящихся к проповедованию. Мы можем много спорить о том, как это делать, но никто не станет отвергать необходимость этого слова и того, что оно означает.

Значение слова

Слово паракалео имеет следующие значения: “подозвать; вызвать к себе; отсюда наставление и ободрение, увещевание и утешение, приглашение или настойчивая просьба” (Буллинджер). Все это подталкивает нас к выводу о том, что проповедование — это не только сообщение или утверждение фактов; проповедник увещевает и умоляет. Евангелие содержит в себе мягкое приглашение к спасению. А рассматриваемое слово сосредоточено на духе и жаре этого приглашения.

Использование этого слова в Писании

Каждый из нас может вынести нечто важное для себя из внимательного изучения того, как используется это слово в Писании. Вот некоторые отрывки, которые помогут нам начать.

«И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал [паракалео], говоря: “Спасайтесь от рода сего развращенного”» (Деян. 2:40).
«После чтения закона и пророков начальники синагоги послали сказать им: “Мужи братья! Если у вас есть слово наставления [паракалео] к народу, говорите”» (Деян. 13:15).
«Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления [паракалео], пришел в Элладу» (Деян. 20:2).
«Увещатель ли, увещевай [паракалео]; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:8).
«А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание [паракалео] и утешение» (1 Кор. 14:3).
«Ибо, хотя я и просил его [паракалео], впрочем, он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно» (2 Кор. 8:17).
«Ибо в учении [паракалео] нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства» (1 Фес. 2:3).
«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением [паракалео], учением» (1 Тим. 4:13).
«И забыли утешение [паракалео], которое предлагается вам как сынам: “Сын мой! Не пренебрегай наказанием Господним и не унывай, когда Он обличает тебя...”» (Евр. 12:5).
«Прошу вас, братья, примите это слово увещания [паракалео]; я же немного и написал вам» (Евр. 13:22).

Основное применение

Проповедование включает в себя призыв, мольбу, приглашение, побуждение поступать правильно. Это не просто сообщение фактов или чтение лекции.

Теоретики ораторского искусства утверждают, что речь должна заканчиваться увещеванием. А увещеванию, по их словам, предшествует научение. Именно такому подходу учит нас Писание. Возьмите, к примеру, проповедь Петра в день Пятидесятницы. Его увещевание идет после детальной проповеди о божественности Христа (Деян. 2:36-40).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теология проповедования предпринимает попытки определить роль и место проповедования в жизни церкви и мира. Ее целью является описание того, что такое проповедование и чего от него ждать.

В то время как в Новом Завете используются и другие слова, те семь, которые мы исследовали, раскрывают основную природу проповедования. Сопоставив значения слов, которые мы с вами изучили, мы приходим к следующему практическому заключению: проповедование — это смелое провозглашение и полное возвещение благой вести Евангелия, подобно тому, как это делает глашатай, облеченный властью, а также увещевание и приглашение.

Людям предоставлены различные способы заняться благовествованием. На ум сразу приходят три способа: публичное обращение, частное научение (Деян. 8:26) и через печатное слово. В Писаниях нет ни одного примера, чтобы кто-то проповедовал своим примером. Самое близкий намек на этот метод учения содержится в наставлении Петра женам-христианкам, у которых мужья не христиане (1 Пет. 3:1-5).

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят вашу чистую, богобоязненную жизнь» (ст. 1, 2).

Акцент в Новом Завете делается на том, чтобы благовествовать смело — публично ли, в частной беседе или посредством печати. Кто-то может сказать: “Я не собираюсь быть проповедником. Я хочу стать служителем молодежи”. Если он под “служителем молодежи” подразумевает кого-то, кто преподает евангелие молодым людям, значит он собирается заниматься проповедованием. Понятно, что он будет проповедовать молодым, но, тем не менее, проповедовать. Еще кто-то может сказать: “Я не проповедник. Я работаю индивидуально, преподаю один на один”. Опять-таки речь идет о проповедовании. По крайней мере, Библия называет это проповедованием. Чем занимался Филипп? “Филипп отверз уста свои и, начав от этого места Писания, благовествовал ему об Иисусе” (Деян. 8:35).

Конечно, большинство проповедников много благовествуют публично, провозглашая Слово с кафедры. Однако если это единственное наше представление о проповедовании, то у нас просто отсутствует библейское понимание этого вопроса. Проповедование может совершаться разнообразно и при различных обстоятельствах. Когда человек воплощает в жизнь данное нами определение из семи описаний проповедования, взятых из Нового Завета, и делает это в Духе Святом, он проповедует.

Итак, что же такое проповедь, или проповедование, евангелия? Проповедование, которое мы совершаем, должно, прежде всего, соответствовать тому, что Бог называет проповедованием. Первым делом, мы должны взирать на Бога, а не на человека. Хороший проповедник верен Богу в следующем:

1. Он верен Христу. Его проповеди сосредоточены на Христе.

2. Он верен истине. Его проповеди открывают учения Писания.

3. Он верен христианам. Он устанавливает, на каком уровне находится община, и затем ведет их к более глубокому пониманию Божьей воли.

4. Он верен нехристианам. Он всегда стремится приводить души ко Христу.

То, что люди называют хорошим проповедованием, может таковым и не являться.

#проповедь #благовестие #проповедник #христиане #христианство