С советскими рок-группами – участниками «Новых начинаний» – разбирался Джон Уильямсон.
В конце своей книги «Назад в СССР» (1987) Артемий Троицкий, одна из ключевых фигур в продвижении советской рок-музыки, утверждает: «Впереди светлое и непредсказуемое будущее. Нас ничто не пугает».
Оптимизм советской арт-богемы, пришедший вместе с Горбачевым, вероятно, простирался не столь далеко, чтобы представить, как к концу десятилетия вчерашние подпольные рок-группы будут выступать в Великобритании. И хотя советское министерство культуры отказалось сопровождать «дилетантов» (читай «неофициальных артистов»), это не помешало приехать группам «Агата Кристи», «Коллежский асессор» и «Не ждали» в Rooftops 30 ноября.
Три коллектива из Свердловска (Урал), Киева и Талина представляют собой молодую и динамичную струю советского рока.
Средний возраст музыкантов и правда составляет около 26 лет, а организаторы «Новых начинаний», профессор Саймон Фрит из Центра [шотландского инженера] Джона Лоуги Бэрда при университете Стратклайда и менеджер Pere Ubu Ник Хоббс, стремятся подчеркнуть андеграундный статус групп – заметное отличие неофициальных групп от вокально-инструментальных ансамблей стало еще одним из достижений нового политического мышления в СССР.
Когда рок-музыка была официально разрешена, случилось то, что Фрит называет «подножкой, ожидающей музыкантов-карьеристов, когда государственная фирма "Мелодия", бывшая пристанищем бесчисленных сборников брежневских речей, с которым ничего нельзя было поделать, стала чаще ассоциироваться с перестроечными группами, звуком хэви-метала и остросоциальными текстами».
Стоит сказать, что ни одна из трех групп, выступивших в Глазго, не похожа на описанный Фритом рок, санкционированный властью, – тот в значительной степени опирается на традиционные народные инструменты и песенные формы.
У записей «Агаты Кристи», «Коллежского асессора» и «Не ждали» мало общего, кроме отсутствия ориентира на Запад и длинных, иногда чрезмерных инструментальных пассажей, означающих, что влияние Заппы и Капитана Бифхарта, приписываемое более отсталым ВИА, не обошло стороной даже передовые советские рок-группы.
«Агата Кристи» берет тем, что добавляет своим странноватым и распадающимся на части песни современное звучание, тогда как «Не ждали» (лучшая из трех команд) с их духовой секцией звучит как доведенная до идиотизма, ускоренная и извращенная версия Тома Уэйтса периода [альбома] «Swordfishtrombones». «Коллежский асессор» с трудом назовешь захватывающим, впрочем, группа, у которой есть песня «Царь зверей, Быдло 12-й», не может быть плохой.
Концерты рок-секции «Новых начинаний» дополняют отчетливо шотландские The Beat Poets, чей альбом «Totally Radio» выйдет совсем скоро, а в субботу, 2 декабря, в университете Стратклайда советскую рок-музыку обсудят Фрит, Гоббс, Троицкий, Питер Дженнер (менеджер Билли Брэгга) и представители приезжих групп.
(Перевод материала «Rocking the boat» газеты The List 1989 года специально для телеграм-канала «Между The Rolling Stones и Достоевским»)