В фильме Виктора Турова "Точка отсчёта" (Беларусьфильм, 1980) прозвучала песня в исполнении В. Высоцкого "Затяжной прыжок с парашютом".
Песня эта (как и две другие, прозвучавшие в фильме в исполнении М. Влади) была весной 1974 года записана с оркестром в студии грамзаписи "Мелодии" для пластинки, но выхода этого диска в свет автор так и не дождался. Мне представляется, что Владимиру Семёновичу хотелось хоть как-то легализовать эти прекрасные оркестровки и сами песни, чтобы иметь возможность исполнять их публично, а В. Туров не мог отказать другу. Так и попали они в фильм. Песни никак не связаны с сюжетом и в общем-то там не нужны.
Сценарий назывался "Белый вальс" и именно на этот сценарий Высоцкий долго и мучительно писал одноименную песню. Получилась замечательная песня, полностью соответствовавшая авторскому сценарию о судьбе офицера, уходящего в "горячую точку". Но к тому времени от первоначального сценария уже ничего не осталось. Возможно, эти три включенные в фильм песни были своеобразной компенсацией автору за напрасно проделанную работу. Сегодня хочется подробнее остановиться на одной из них. Её называют и "Воздушные потоки", и "Затяжной прыжок", и по первой строке. Беловой автограф озаглавлен "Затяжной прыжок с парашютом". Наверное, так и следует её называть.
Те, кто хоть немного разбирается в парашютном спорте (или служил в ВДВ), обычно находят несуразности в обсуждаемом тексте. Особенно удивляет связь новичка, прыгающего с инструктором, и прыжок из глубин стратосферы, доступный только профессионалу. Но все становится на свои места, если предположить, что описываются два разных прыжка! Этот же прием автор с успехом применил впоследствии в "Песне летчика-испытателя", но уже для пущей наглядности разбив песню на 2 части - воспоминания о военных событиях ("Мы взлетали как утки") и сегодняшние будни испытателя ("Я ещё не в угаре").
Герой песни вспоминает, как был новичком и чуть не опозорился перед товарищами, замешкавшись у открытого люка. И только действия инструктора, привыкшего к такой реакции новичков, спасли ситуацию. А досадная оплошность (забыл пристегнуть карабин) позволила новичку испытать ни с чем не сравнимое чувство свободного падения. Может быть, как раз поэтому он не только не бросил прыгать, но и достиг вершин мастерства:
Беспримерный прыжок из глубин стратосферы!
По сигналу «Пошёл!» — я шагнул в никуда,
За невидимой тенью безликой химеры,
За свободным паденьем — айда!
Мнение, что это два разных прыжка, я впервые увидела на форуме (тут). Спасибо участнику обсуждения Ab_sens за детальный разбор:
Действительно в этой песне слишком много несоответствий. Возможно, к ней следует относится всего лишь как к набору ассоциаций, связанных с парашютными прыжками. Однако, можно предположить, что ВВ последовательно описывает два разных прыжка — эдакая эволюция начинающего «чайника» в мирового рекордсмена.
С самого начала персонаж заявляет, что он забыл пристегнуть карабин и «помощь» инструктора заключалась в том, что он пинком вытолкал парашютиста из самолёта в свободное падение. (Карабин пристёгивает к тросу верёвку, которая автоматически вытягивает купол парашюта из сумки). Таким образом герою пришлось перейти на ручное управление и «рвануть кольцо». Обычно прыжки под надзором инструктора совершаются с высоты 800-1200 м. Спортсмены прыгают с 3-4 км, но не более 5 км.
А далее ВВ заявляет:
"Беспримерный прыжок из глубин стратосферы
По сигналу «Пошел!» я шагнул в никуда..."
Стратосфера — это высоты от 11 км и до 55 км. И никаких карабинов там в принципе не может быть. Это сфера мировых рекордов «профи». И прыгают там с кислородными баллонами.
Вот такие мысли по поводу этой песни.
Для "чайников" вроде меня объясняется и функция карабина, и детали прыжков с разной высоты. Вот только не согласна я с тем, что речь в песне идет о спортивных достижениях.
В комментариях к этому стихотворению текстолог С. Жильцов пишет, что это "песня из так называемой "десантной" серии", и включает в эту серию еще и "песню о космонавте". Не знаю, о какой песне идет речь - космонавтам посвящены несколько стихотворений, но, возможно, имеется в виду "Песня космических негодяев"? Возможно, это опечатка и в комментарии должно быть написано ""Поэма о космонавте". Я бы сказала, что эта серия "космическая" или "испытательно-космическая", к ней можно отнести и "Песню летчика-испытателя", и стихи о космонавтах, туда же можно отнести и песню "Хорошо, что за рёвом не слышалось звука". Тем более, что другое предположение С. Жильцова о том, что это было написано для сценария "Как-то так все вышло" (где испытания нового космического скафандра - одна из главных сюжетных линий) выглядит логично и вполне правдоподобно. В одном из черновых вариантов текста есть недвусмысленное указание на это:
37. А теперь я в скафандре, горбат с двух сторон
Все варианты, черновики здесь: https://vk.com/page-50031359_54697239
Сценарий "Как-то так всё вышло" был представлен автором на рассмотрение в Шестое творческое объединение киностудии «Мосфильм» в 1972 году. Однако на худсовете сценарий не был принят к постановке. (Это еще один кирпичик в ряд неурядиц 1972 года, о которых писалось в предыдущей статье).
В сборничке из серии "Владимир Высоцкий. Время, наследие, судьба" составители не только приводят полный текст этого сценария, но и воспоминания людей, непосредственно имеющих отношение к испытаниям космической техники и подготовки космонавтов:
Высоцкий В.С. "Как-то так всё вышло...". Сценарий: рукописи, документы, история / сост. В. Ковтун, Б. Акимов, Л. Черняк. - Киев, М., 2002. - (Владимир Высоцкий. Время, наследие, судьба). (по ссылке - файл PDF)
Из этих воспоминаний видно, как скрупулезно Высоцкий подходил к описанию профессиональных моментов, как внимательно слушал рассказы специалистов, вникал в детали, даже сценарий приносил, просил прочесть, чтобы ляпов не было. Наверняка кто-нибудь из них рассказывал и историю советского парашютного дела, а точнее, историю сверхвысоких прыжков, испытаний первых советских скафандров, о первых героях. Предлагаю несколько материалов на эту тему:
Материалы о первых прыжках из стратосферы с парашютом в СССР:
Первый затяжной прыжок из стратосферы совершил советский парашютист // Парламентская газета (дата публикации на сайте газеты не указана)
И уж наверное знал Владимир Высоцкий и о подвиге Петра Долгова, погибшего при испытании космического скафандра.
1 ноября 1962 г. "беспримерный прыжок из глубин стратосферы" с высоты более 25 километров совершили полковник Петр Долгов и майор Евгений Андреев. Цель его - испытание снаряжения и систем аварийного покидания летательных аппаратов (самолётов и космических кораблей) в условиях, максимально приближенных к настоящим.
В годы войны Долгов был боевым летчиком, его не раз сбивали, и жизнь спасал парашют. И в мирное время Петр Иванович посвятил свою жизнь испытаниям парашютов, стал одним из лучших специалистов этого дела в стране. В 1958 году Долгов в составе группы парашютистов установил мировой рекорд, прыгнув с 15-километровой высоты.
Не менее известным в кругах специалистов был и второй член экипажа – Евгений Андреев. Как и Долгов, он стал испытателем в конце сороковых. Ученик легендарного советского парашютиста Василия Романюка. В 1954 при экспериментальном катапультировании он получил тяжелейшую травму бедра. Вопрос тогда стоял об ампутации ноги, на чём настаивали врачи. Но Андреев заартачился, сохранил ногу, а в дальнейшем смог вернуться на испытательную работу – один из редких подобных случаев в мировой практике.
Петру Долгову предстояло испытать СИ-3М (скафандр истребителя, предназначенный для спасения пилотов с высоты до 30 километров при полётах на Як-25М, Як-25РВ, Як-27В, Е-50) и новую парашютную систему. Евгений Андреев должен был отработать аварийный выход из гондолы, аналога космической капсулы, а также установить возможности управления телом в свободном падении в костюме «ККО-3» (комплект кислородного оборудования). Ему предстояло совершить длительный затяжной прыжок и раскрыть парашют на высоте 800 метров.
Евгений Андреев прыгнул первым, как и было запланировано. Не без сложностей, но прыжок был успешно завершен. Максимальная скорость падения стратонавта в ходе свободного полёта достигала 900 километров в час. Время свободного падения составило 270 секунд, этот рекорд до сих пор никем не побит.
Через минуту должен был покинуть гондолу и второй стратонавт. Никто не учел, что в таком разреженном воздухе от катапульты первого участника гондолу начнет болтать. Выбираясь из крошечного спускаемого аппарата, Долгов ударился гермошлемом о проем люка. Один из болтов пробил стекло шлема. Опытный летчик не растерялся и до последнего боролся за жизнь. Он успел выхватить из-за пояса десантный нож, но обрезать стропы времени уже не хватило. Парашютная система сработала штатно, спуск прошел благополучно, вот только полковник П. Долгов погиб еще в воздухе. Вернее, там, где этого воздуха практически не было.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новых спасательных средств, полковнику Долгову Петру Ивановичу (посмертно) и майору Андрееву Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Лындин И. Рекордный прыжок из стратосферы (статья на сайте Музея ВДВ "Крылатая гвардия")
Более подробно здесь (+рассказ о предыдущих испытаниях):
Артюшеко О.Г. Прыжок из стратосферы. Первопроходцы — пионеры покорения СТРАТОСФЕРЫ в СССР
И рекомендую обязательно посмотреть этот короткий репортаж из Иваново:
"В 1977-м году 13 советских парашютисток установили мировой рекорд — прыжок с высоты 14 тысяч метров. Это были лучшие парашютистки СССР. Команду собирали в частях ВДВ по всей стране.
В этом году их рекорду исполняется 40 лет. (репортаж от 2017 г.) Но он до сих пор не побит. Да, были прыжки и выше — последний мировой рекорд установил австриец Феликс Баумгартнер, выпрыгнув с высоты 39 тысяч метров. Но никто не падал из стратосферы в обычной земной одежде.
Сегодня об их рекорде не знает никто. Парашютистки, которые поднялись к самым звездам в одних бушлатах, не носят наград, про их подвиг не пишут в прессе. Но они бросили свой вызов небу. И пока их успех не повторил никто".
А вот и этот последний по дате рекордный прыжок австрийца:
И обалденные кадры с камеры, укрепленной на его скафандре: https://www.youtube.com/watch?v=SXW5eAjPD2U Кстати, рекорд Е. Андреева по длительности свободного падения австриец так и не побил.
Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и корректные комментарии тоже лишними не будут.