Дожили до перемен – жди новых героев.
В России времён «великих реформ» Александра II Освободителя публике предъявили нигилиста Базарова из тургеневского романа «Отцы и дети», в Советском Союзе в годы горбачёвской перестройки – маленькую Веру, мальчика Бананана и «Плюмбума». Все трое - главные герои художественных фильмов, вызывавших то дискуссии, то скандалы, а чаще разом и то, и другое. Можно спорить, кто оказал большее влияние на общество - литературный персонаж девятнадцатого века или кино-образы из века двадцатого. Несомненно одно: в тот момент, когда Россия в очередной раз оказывается перед началом грандиозных потрясений, всегда набирает остроту конфликт поколений.
Из всех советских перестроечных фильмов, посвящённых теме отцов и детей, выберу только те, где танцуют. Почему такой выбор? А просто авторский произвол: что хочу, то и отбираю. Кроме того, короткий танец и та обстановка, в которой его исполняют, скажут гораздо больше о мире, чем пафосный монолог или подробное бытописание.
Раз-два-три! Начали…
«Маленькая Вера» (режиссёр Василий Пичул, 1988 год)
Фильм снимали в родном городе режиссёра – Мариуполе, который в советские времена носил имя одного из главных большевистских идеологов, Жданова. Лето, юг, вино и фрукты, а главное – сама фактура индустриального советского города создавали атмосферу, в которой каждая деталь обретала вдруг особую значимость. Например, появление милиционеров со служебными овчарками перед началом дискотеки сразу показывает ту угрозу, что ощущают все. Агрессивность – примета естественности.
Пересматривая «Меленькую Веру» спустя тридцать с лишним лет после выхода на экраны, по-новому открываешь все её достоинства и недостатки. Всё-таки в первый год проката фильм посмотрели пятьдесят шесть миллионов зрителей не только ради непривычной в отечественном кино откровенной эротической сцены. В истории Веры, ищущей любви и потерявшей надежду, люди узнавали свою жизнь, свои утраты и загулы, свои глубоко подавленные желания и выставленные на показ суррогаты достоинств.
Эпизод, снятый на танцевальной площадке, выглядит намеренно жёстким – бойцы двух группировок так и ждут малейшего повода, чтобы начать побоище. Агрессией заряжены и сходящиеся стенка на стенку две команды, очевидно, из разных районов, и милиция, вроде бы призванная не допустить драки. На самом же деле танцы на дискотеке – всего лишь гарнир к ритуальному бою. В древних культурах равноправным соплеменником, воином или охотником можно было стать, только пройдя инициацию. В современном обществе юноша проходит, в сущности, те же испытания, правда, проливая меньше крови. Пожалуй.
Удивляет по нынешним временам и первоклассная работа с массовкой. Всматриваешься в лица – и за каждым начинаешь видеть судьбу.
Несколько слов об актрисе, сыгравшей Веру – Наталье Негоде. Созданный ей образ святой оторвы, которая зачастую сама не ведает, что творит и пределы возможностей актёрского таланта оказались несоизмеримы. Образ перевесил – перетащил актрису за собой, в мир шоу-бизнеса, где всё измеряется суммой гонорара, фестивальными призами и кассовыми сборами.
На обложке журнала для мужчин напечатали фото Веры, а не Натальи Негоды. Для девушки из Мариуполя - пик желаемого.
Для актрисы - всего лишь эпизод, не самый значимый.
Девушка взяла верх.