Найти тему
Лилия Габдрафикова

Знаменитые татарские деревни: Әлмәт авылы

Оглавление

Сегодняшняя нефтяная столица Татарстана когда-то была обычном татарским селом Әлмәт. Правда, уже в XIX веке вырисовывались некоторые перспективы. Альметьево становится известным экономическим центром по сбыту зерна, в селе каждую неделю проходил базар..., где однажды молодой Риза Фахреддин купил любопытную книгу Каюма Насыри. А еще муллой в Альметьево служил Хади Атласи, написавший исторический труд "Сююмбике". Интересная концентрация для одной татарской деревни.

В современном Альметьевске любят муралы на татарские темы. Фото: streetartinstitute.com
В современном Альметьевске любят муралы на татарские темы. Фото: streetartinstitute.com

Со второй половины ХIХ века Альметьево было волостным селом Бугульминского уезда Самарской губернии. Помимо административного, уже тогда населенный пункт имел еще экономическое значение. Сюда приезжали хлеботорговцы со всего Волго-Уральского региона, среди которых были такие купцы как елабужские Стахеевы, мамадышские Щербаковы и другие именитые предприниматели. Так, за 1881-1882 гг. хлеботорговцы Альметьево реализовали свыше 2 млн. пудов хлеба.

«Находясь на провозном тракте из города Бугульмы и окрестностей к пристаням реки Камы: Чистополю, Березовке, Афанасьеву, Соколки и Челнам, с давних пор привлекает на свои базары всех торгующих на этих пристанях, а равно хозяев или их доверенных со всех мельниц, находящихся на притоках Камы», − отмечали чиновники в 1883 году.

Волостное село развивалось очень динамично, заинтересованные в развитии его инфраструктуры, купцы ходатайствовали в 1881 г. о строительстве телеграфной станции в Альметьево. Они подчеркивали, что через это селение уже проходит телеграфная линия по почтовому казанско-уфимскому тракту.

В Альметьево в это время проживало более 1600 человек, насчитывалось почти 300 дворов. В населенном пункте в этот период работало 40 торговых лавок, функционировала почтовая станция, так же в деревне был салотопенный и воскобойные заводы. Но долгое время был только один мусульманский приход с соборной мечетью, лишь к рубежу XIX-XX веков число махалля выросло до трёх.

Кроме волостного правления, в Альметьево размещался еще воинско-призывной пункт. Именно здесь в 1880-г. шакирд Ризаэтдин Фахреддин (будущий известный просветитель) проходил медицинское освидетельствование. Его признали негодным к воинской службе. Впрочем, в паспорте Р.Фахреддина всегда стояла пометка о прохождении воинской службы в 1880-м году (чего только не напишут в дореволюционном паспорте).

Образ Ризы Фахретдина и татарской деревни на одном из домов Альметьевска. Фото: www.metronews.ru
Образ Ризы Фахретдина и татарской деревни на одном из домов Альметьевска. Фото: www.metronews.ru

Интеллектуальная сила деревенского базара

С 20 по 26 декабря проходила обычно Альметьевская ярмарка, а базар собирался каждую среду. Внушительные обороты Альметьевского базара и ярмарки привлекали не только продавцов и покупателей зерна, но и купцов с другими товарами. Это и продукты питания, мануфактурный товар, книги. Здесь происходили знаменательные встречи, в ходе которых порой принимались важные решения.

Например, среди продавцов мелочным товаром можно было встретить и будущих, и действующих мулл. Так, в 1866 г. торговавший на Альметьевском базаре молодой крестьянин Ахмедзаки бин Нугман при содействии казанского торговца Муртазы Миннибаева стал имамом и мударрисом Тайсугановского медресе.

На Альметьевский базар часто приезжал ставший уже мугаллимом Нижне-Чершлинского медресе Ризаэтдин Фахреддин. В своем знаменитом труде «Асар», он упоминал Альметьево как большое село «с тремя мечетями, почтой и телеграфом, и с еженедельным базаром». Торговый центр привлекал его, прежде всего, как место продажи книг. Он бродил по торговым рядам, в поисках новых книг.

Например, в 1887 году ему в руки попалось переводное пособие Каюма Насыри по бухгалтерии «Хисаплык». Как раз в этот период Фахреддин внедрял в программу Нижне-Чершилинского медресе счетоводство. Однако мугаллиму было тяжело без учебных пособий, брошюра Каюма Насыри стала настоящим открытием для него. После этого Р. Фахреддин составил собственное учебное пособие по этой теме. Книга была издана в Казани в 1888 году. Кстати, свои пособия предусмотрительный Ризаэтдин-мугаллим отправлял в Уфу, самому муфтию Мухамедьяру Султанову. Неудивительно, что через некоторое время эрудированного преподавателя деревенского медресе пригласили в губернский центр, исполнять обязанности мусульманского судьи (казыя).

Альметьевский базар снабжал книгами и сопутствующими товарами и других мугаллимов. Так, при устройстве собственного новометодного мектебе в Миннибаево Гильман Карими (отец писателя Фатиха Карими) часто приезжал за школьными товарами в Альметьево. Он основательно готовился к занятиям: в его школе были парты, стол, книжные полки. На базаре в Альметьево имам покупал также грифельные доски и грифель.

Альметьевск в середине ХХ века. Фото: https://pastvu.com/p/565965
Альметьевск в середине ХХ века. Фото: https://pastvu.com/p/565965

К началу ХХ века Альметьево было большим волостным селом с тремя мусульманскими приходами, где было свыше 430 дворов и более 2200 жителей. В селе, кроме почтовой станции, работал и почтово-телеграфный отдел. Здесь же размещался становой пристав (чиновник уездной полиции), а также открылась земская больница. При лечебнице работали врач, фельдшер и акушерка. Интересно, что земским органам удалось добиться открытия в Альметьево только больницы, а проект русско-татарской школы местное население так и не поддержало. Решение об открытии в Альметьево земской школы было принято еще в 1890-е гг., и даже выделены необходимые 1200 рублей, однако мусульманская община выступила против этой идеи, достаточно было мектебов и медресе.

Хади Атласи

В это татарское село, в самый престижный первый мусульманский приход, был назначен имамом Ахмет-Хади Атласи (приехал из Буинского уезда Симбирской губернии). Как раз накануне его приезда было выстроено новое здание первой соборной мечети.

Новый мулла взялся за преподавательскую работу, в приходе уже работал мектеб. Но Хади Атласи (1876-1938) значительно усовершенствовал его работу и завоевал популярность местного населения. К нему ходили учиться не только дети первого прихода, но и из соседних махалля. Были среди них и взрослые шакирды, которые мечтали освоить методику Х.Атласи. Более того, вместе с супругой Хусникамал он сумел открыть и женский мектеб в Альметьево.

Хади Атласи с семьей. 1908 г. Фото из книги "Хади Атласи: историко-документальный сборник" / сост. Р.Миннуллин, А.Мухаметдинова, И. Хадиев. (Казань, 2007). /https://zen.yandex.ru/media/liliyagabdrafikova/
Хади Атласи с семьей. 1908 г. Фото из книги "Хади Атласи: историко-документальный сборник" / сост. Р.Миннуллин, А.Мухаметдинова, И. Хадиев. (Казань, 2007). /https://zen.yandex.ru/media/liliyagabdrafikova/

В Альметьево Хади Атласи продолжал свою научно-исследовательскую работу, начатую еще в Буинском медресе. Вероятно, из-за постоянной работы с рукописями и книгами у него стремительно развивалась близорукость, мулла наблюдался у местного врача. А в начале 1909 года просил даже у Оренбургского магометанского духовного собрания предоставления ему двухмесячного отпуска для лечения болезни глаз в одном из городов империи.

В общей сложности, альметьевским муллой Хади Атласи служил около шести лет. Это время включает в себя и период депутатства в Государственной думе.

Жители Альметьево передали депутату свой наказ с требованием равноправия, автономии мусульманской религии и татарских школ, увеличения земельного надела и уничтожения сословных выборов, отмены косвенных налогов, отмены института земских начальников, а также полной амнистии борцам за свободу. Кроме них, аналогичные наказы составили крестьяне д. Кама-Исмагилово, Верхнее Якеево, Нижнее Якеево, Новое Каширово.

Но некоторые альметьевцы были недовольны ростом популярности школы Хади Атласи, они осуждали его деятельность. По словам одного из его шакирдов основным оппонентом муллы Атласи в деревне был имам 3-го мусульманского прихода Нургаяз-хазрат Хузяханов. Он был лишь на шесть лет старше Х.Атласи.

Односельчане запомнили Нургаяза-хазрата не только как имама, но и как активного предпринимателя, торговавшего на Альметьевском базаре. При таком образе жизни, конечно, Нургаяз-хазрату было не до организации школьного обучения в своей махалле. Поэтому активная деятельность имама соседнего прихода в сфере образования, да еще и рост его авторитета среди местного населения вызывала у него самые разные эмоции. Вероятно, не всегда положительные. В этой связи, судебное дело против альметьевского имама было очень удобным ходом для оппонентов Хади Атласи.

Татары всегда отличались яростными разборками между собой, пословица "татар башын татар ашар" появилась не просто так. Фото: https://greecelive.ru/
Татары всегда отличались яростными разборками между собой, пословица "татар башын татар ашар" появилась не просто так. Фото: https://greecelive.ru/

Дело в том, что как раз в этот период Хади Атласи выпустил брошюру с осуждением распоряжения Министерства народного просвещения от 1906 г. о введении в русско-татарских школах транскрипции татарских текстов кириллическими буквами. Вскоре на содержание брошюры обратили особое внимание. Так в судебное дело были втянуты и автор Хади Атласи, и издатель Фатих Карими. В итоге, Атласи осудили на 3-х месячное тюремное заключение, а тираж брошюры полностью уничтожили. Конечно, лишили его и права на религиозную деятельность.

Но уже в начале 1910 года прихожане 1-й соборной мечети деревни Альметьево обратились в Оренбургское магометанское духовное собрание с просьбой о восстановлении Хади Атласи в должности муллы своего прихода. Но их просьбу отклонили, сославшись на Губернское правление. Да и у самого бывшего муллы были другие планы.

После этого Хади Атласи посвятил себя, главным образом, научно-публицистической работе. Он активно публиковался в газетах и журналах, в этот период подготовил свои знаменитые исторические труды «Сибирское ханство», «Сююмбике», «Казанское ханство».

Недолгая педагогическая деятельность Хади Атласи тоже имела достойное продолжение. Например, по данным 1910 года в Альметьево работали еще две мусульманские школы. А его шакирды открыли в своих родных деревнях собственные новометодные мектебе.

Как человек свободной профессии, Хади Атласи стал настоящий духовным наставником для широкой мусульманской аудитории, а каналом распространения своих мыслей он выбрал татарские печатные издания. Но местом его жительства до 1917 года оставалось все то же волостное село Альметьево.

Еще больше об истории Альметьевска и других татарских населенных пунктов Альметьевского края можно узнать из книги Татарские селения Юго-Восточного Закамья: очаги просвещения и культуры (Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2019).