Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 7

1. Первый серийный самолет Ил-76 СССР-76500

Ил-76 СССР-76500
Ил-76 СССР-76500

В июле 1975 года на этом самолете Ил-76 экипаж Заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Я. И. Верникова в полете с грузом массой 70 121 кг достиг высоты 11 875 м. В этот же день экипаж Заслуженного летчика-испытателя А. М. Тюрюмина в полетах по замкнутому маршруту показал рекордную среднюю скорость полета 857,657 км/ч с грузом 70 т на дальность 1 000 км и с грузом 70 т на дальности 2 000 км достигнута рекордная средняя скорость 856,697 км/ч. Несколько дней спустя экипаж А. М. Тюрюмина в полете с грузом 40 т по замкнутому маршруту протяженностью 5 000 км достиг рекордной средней скорости полета 815,968 км/ч. Всего в эти дни на самолете Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.

2. Уничтожение Ил-28 в Североморске-2

Ил-28У, Мурманская область, Североморск-2, 1960-е года. Фотография © из Архива Николая Хомутина
Ил-28У, Мурманская область, Североморск-2, 1960-е года. Фотография © из Архива Николая Хомутина

Утилизация самолета Ил-28У на военном аэродроме Североморск-2 на рубеже 1960х годов. В качестве справки: 13-15 января 1960 года – то есть почти одновременно – было упразднено общесоюзное МВД СССР, а Верховный Совет СССР без обсуждения утвердил Закон «О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР». Из армии и флота были уволены до 1 миллиона 300 тысяч солдат и офицеров – почти треть от общей численности военнослужащих в СССР к тому времени. Сокращенные полки ВВС утилизировали практически новую авиатехнику...

3. Ил-18ДЦ «Циклон» СССР-75442

Ил-18ДЦ «Циклон» СССР-75442
Ил-18ДЦ «Циклон» СССР-75442

Самолет Ил-18Д «Циклон» создавался по техническим требованиям Центральной аэрологической обсерватории Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды. По конструкции и летно-техническим данным Ил-18Д «Циклон» мало отличался от обычной пассажирской машины. Новым во внешнем виде самолета были: носовая штанга длиной 4 м с датчиками комплекса измерителя структуры воздушного потока, подфюзеляжный носовой обтекатель для антенны обзорного радиолокатора и два обтекателя сверху фюзеляжа вблизи задней кромки крыла для метеорадиолокаторов вертикального зондирования.

Кроме того, на внешней поверхности фюзеляжа установили многочисленные датчики различной научной аппаратуры, обтекатели лазерных поляриметров, инфракрасного радиометра, кино- и телеаппаратуры, люк для аэрофотоаппарата. Четыре окна пассажирской кабины заменили полусферическими блистерами. В верхней части фюзеляжа за крылом также установили блистер, а в нижней части фюзеляжа – два окна с плоскими оптическими стеклами, которые при движении самолета по земле защищались от загрязнения дистанционно управляемыми крышками.

4. Модель винтокрыла Ка-22 для ЦАГИ

Механизированная модель винтокрыла Ка-22 в масштабе 1:7,25
Механизированная модель винтокрыла Ка-22 в масштабе 1:7,25

Механизированная модель винтокрыла Ка-22 в масштабе 1:7,25. Спроектирована и построена с января по май 1953 года на заводе №82 в Тушино. В мае 1953 года передана в ЦАГИ. Модель имела два электродвигателя по 100 кВт, приводящими два несущих винта 2,76м. Крыло модели и горизонтальное оперение были дренированы. В мае 1953 года начата доводка механизированной модели. Летом 1954 года закончены наземные испытания. Осенью 1954 года начались испытания в Т-104. Испытания завершились в 1955-1956 году.

5. Учебный аэродром Луганского ВВАУШ

Луганск, Острая Могила, ЛВВАУШ, 1990 год. Фотография Игоря Бубина
Луганск, Острая Могила, ЛВВАУШ, 1990 год. Фотография Игоря Бубина

Фотография, сделанная Игорем Бубиным из-под купола парашюта, на которой хороша видна учебная стоянка самолетов Луганского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса, на которой хорошо видны Ил-76ПС, Ту-142М, Бе-12, Ан-14, Ил-38, Ка-25, МиГ-21, остатки Ту-16К-10, Ан-26Ш.

6. Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области

Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области
Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области
Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области
Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области

Памятник МиГ-19С в Мончегорске Мурманской области был установлен в связи с тем, что на аэродроме Мончегорск базировался 174-й Гвардейский Краснознамённый Печенгский истребительный авиаполк ПВО имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.

7. Пчелка над пляжем

Ан-14, УССР, Симферопольский район, Николаевка, 1979-1982 года. Фотография © Александр Мартыненко
Ан-14, УССР, Симферопольский район, Николаевка, 1979-1982 года. Фотография © Александр Мартыненко
Ан-14, УССР, Симферопольский район, Николаевка, 1979-1982 года. Фотография © Александр Мартыненко
Ан-14, УССР, Симферопольский район, Николаевка, 1979-1982 года. Фотография © Александр Мартыненко

Самолет Ан-14 пролетает над пляжем вблизи п. Николаевка Симферопольского района. Фотография сделана в 1979-1982 годах

8. Самолет Покрышкина

Ил-14М б/н «01 красный», Москва, Тушино, 1992 год. Фотография Сергея Цветкова
Ил-14М б/н «01 красный», Москва, Тушино, 1992 год. Фотография Сергея Цветкова

Самолет Ил-14М с бортовым номером «01 красный» использовался, как самолет-салон председателя Центрального совета ДОСААФ А.И. Покрышкина. В 1982 году выведен из эксплуатации, после чего был на хранении в Тушино. В начале 1990-х годов самолет начал восстанавливаться энтузиастами авиации. 14 апреля 1993 года восстановленный самолет поднялся в небо.

9. Ан-2ТП CCCP-29334 и Гуго Петерс

Ан-2ТП CCCP-29334, 1989 год. Фотография © Эдуард Эттингер
Ан-2ТП CCCP-29334, 1989 год. Фотография © Эдуард Эттингер

Человек в чёрном галстуке рядом с чемоданом – лётчик Гуго Петерс, голландец по происхождению, чьи предки приехали в Россию при Петре I. В 16 лет на курсах трактористов в результате несчастного случая лишился ноги, но несмотря на это смог стать пилотом Ан-2. Был также инструктором по планеризму в Златоусте и испытателем новых моделей планеров в киевском КБ Антонова.

10. Из самолета в кинотеатр

Ил-18 Новокузнецк, 1981 год. Фотография © Владимир Соколаев
Ил-18 Новокузнецк, 1981 год. Фотография © Владимир Соколаев

Переоборудование пассажирского салона Ил-18 в детский кинотеатр. Памятник самолету Ил-18 был установлен в Новокузнецке в парке Гагарина. Привезли его осенью 1980 года из Красноярска, а в начале июля 1981 года там заработал кинолекторий. К сожалению, до нынешних дней самолет не дожил. Власти Новокузнецка в 2000 году решили сэкономить на его содержании и распилили самолет на металл.

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...