Тема опорно-двигательной системы, на мой взгляд, одна из наиболее простых в курсе восьмого класса. Простых, потому что наглядных. Одно дело — понять, как устроен и функционирует нефрон в почке, и совсем другое — своими глазам видеть элементы скелета и их взаиморасположение.
Я преподаю биологию по «Линии жизни» Пасечника, но с некоторыми оговорками в чередовании тем. Как составлено мое календарно-тематическое планирование для 8 класса, рассказываю здесь.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Я использую два разных подхода к изучению скелета.
Подход первый — традиционный
Урок строится в формате фронтальной беседы. Пере доской стоит Стёпа — наш бессменный скелетик, которому уже лет вдвое больше, чем восьмиклассникам. У него уже и нижняя челюсть леской подвязана, чтобы не отвалилась, и межпозвонковые диски кое-где отсоединились, но он еще держится и помогает нам себя изучать.
Чем он хорош — некоторые его элементы, например, конечности, съемные. Можно положить рядом руку и ногу и сравнить их по массивности и по наличию сходных частей (кисть-стопа, по две кости в предплечье и в голени, по одной — в плече и в бедре, и т. д.). Отлично видны суставные ямки и головки, усиление позвонков сверху вниз и загадочный для учеников момент «а где, собственно, расположен копчик?»
Правда, позвоночник не гнется. Ну да рядом стоит учитель, он и согнется, показывая подвижность поясничного отдела.
Одна беда — хорошо видно только первым двум рядам. Остальные могут выпасть из познавательного процесса. Здесь можно только посоветовать поднимать уровень артистизма и почаще задавать вопросы, не забывая о «галерке».
Как-то раз (давно это было) методист из соседней школы («кустовой» - кто-то еще помнит этот термин?) сказала мне:
- А зачем детям знать названия костей? Это лишнее.
Я придерживаюсь политики минимакса — дать максимум, спросить минимум. Максимум кому-нибудь да нужен. Тем, кто в медицинский колледж пойдет или в профильный класс. Да и просто хочет знать о себе побольше.
Поэтому вывешиваю на доске опорный конспект, где все части скелета пронумерованы и подписаны. И мы изучаем их параллельно на Степе и на рисунке.
Минимальный же минимум — это отделы скелета, которые подписаны в желтых рамочках. И знать бедренную и плечевую кость — их можно встретить в заданиях ОГЭ.
На конспекте два основных вопроса в рыжих рамках. Первый - «Строение скелета», второй - «Отличия скелета человека от скелета животного». Второй вопрос раскрыт в «египетском иероглифическом ключе», как выразилась одна ученица. И замечательно — его можно не объяснять, а предложить детям расшифровать его под руководством учителя.
Например, буквы «м» и «л» на рисунках — это мозговой и лицевой отделы черепа, при этом на каждом рисунке подчеркнуто, какой из них преобладает. Дети хорошо видят на рисунках человеческий позвоночник с изгибами и прямой позвоночник животного (изгибаются только шейный и хвостовой).
Хуже опознают тазовые кости, развернутые у человека в связи с прямохождением. И совсем редко — свод стопы. Но здесь можно снять со Степы ногу, наступить ею на учительский стол и показать не только сам свод стопы, но и его работу.
Для закрепления я показываю суставы (мы ведь уже изучили способы соединения костей) и прошу назвать кости, входящие в этот сустав. Заодно можно обсудить, какой именно движение совершает человек при работе данного сустава.
Подход второй — деятельностный
Я его использую в двух ситуациях. Первая — если на уроке нет модели скелета. Ну не могу я носить эту модель на другие этажи по лестнице. И детям не разрешаю — не видя за Степой ступенек, они могут упасть. И тогда остаются только картинки.
У меня есть набор не совсем стандартных заданий, которые для урока можно отксерокопировать в нужном количестве. Листайте карусель.
Особенно мне нравится задание № 5 «Найди ошибки художника». Как-то спонтанно оно возникло, когда я искала в гугле нужные рисунки. Наткнулась на этот скелетик и придумала задание.
Деятельностный подход, конечно, интереснее, но я не уверена, что у ребенка сформируется целостное представление о скелете. Поэтому его обязательно нужно предварить фронтальной беседой, в которой оговорить хотя бы пять отделов скелета.
Вторая ситуация — скелет есть, но детей в классе мало. Однажды на урок пришло всего лишь 8 человек (не помню, по какой причине). Я поставила Степу посередине класса (у меня столы стоят для групп — вот так) и дала задание:
"Опишите маршрут, по которому муха пройдет от концевой фаланги большого пальца левой руки до пяточной кости правой ноги, если будет идти только по костям и связкам суставов. Идея полета не принимается".
Детей было мало, поэтому они могли свободно вставать с мест, подходить к Степе и изучать его строение. И что важно: ученикам было реально интересно!
Отсюда мысль: мне непременно нужно шесть небольших скелетов (по числу групп) высотой около 80 см. В который раз удивляюсь: те, кто внедряет в школу системно-деятельностный подход, почему-то не думают о пособиях для работы. Дали мне несколько лет назад от государства коллекции раковин и семян. По одной коробке! Зачем мне 3 (три) семени фасоли на класс? Проще пойти в магазин и купить полкило. А что делать в системно-деятельностном подходе с 1 (одной) раковиной рапаны? С одной моделью сердца? При 30 учениках в классе?
Вот и возвращаемся все время к традиционному фронтальному объяснению как универсальному способу выкрутиться из любой ситуации.
В следующий раз рассмотрим практическую работу по изучению свода стопы.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.