Найти в Дзене
Суд?! Суд ... Суд!!!

А судьи кто? Судейское сообщество в цифрах.

На днях Высшей квалификационной коллегией были одобрены претенденты на должности председателей и зампредов судов, а также судей, числом более 50. Один из претендентов на должность зампреда Мособлсуда заявил в ходе отбора, что «главное, есть большая энергия и большое желание приносить пользу». О том, что реально имеет значение при формировании российского судейского корпуса, свидетельствует статистика, собранная на сайтах судов и ГАС «Правосудие». Председатель суда Усреднённый портрет типичного председателя суда – мужчина (65%) пятидесяти лет, нередко (48%) с вечерним или заочным высшим юридическим образованием, часто(52%) с опытом работы в МВД, прокуратуре и прочих правоохранительных органах. Для сравнения, доля председателей судов, работавших в адвокатуре, не превышает 4%. Председатели областных и высших судов – мужчины (80%) под шестьдесят или за шестьдесят. А судьи кто? Но председатели судов руководят, а судьи кто? Статистика рядовых судей отлична от коллективного портр
Оглавление

На днях Высшей квалификационной коллегией были одобрены претенденты на должности председателей и зампредов судов, а также судей, числом более 50. Один из претендентов на должность зампреда Мособлсуда заявил в ходе отбора, что «главное, есть большая энергия и большое желание приносить пользу».

О том, что реально имеет значение при формировании российского судейского корпуса, свидетельствует статистика, собранная на сайтах судов и ГАС «Правосудие».

Председатель суда

Усреднённый портрет типичного председателя суда – мужчина (65%) пятидесяти лет, нередко (48%) с вечерним или заочным высшим юридическим образованием, часто(52%) с опытом работы в МВД, прокуратуре и прочих правоохранительных органах. Для сравнения, доля председателей судов, работавших в адвокатуре, не превышает 4%. Председатели областных и высших судов – мужчины (80%) под шестьдесят или за шестьдесят.

А судьи кто?

Но председатели судов руководят, а судьи кто? Статистика рядовых судей отлична от коллективного портрета руководства, прежде всего по гендерному признаку: две трети (66%) действующих судей – женщины и число их растёт. Большинство женщин в судейских мантиях пришли из аппарата суда (секретари и помощники судей). Это 77% назначенных в последние годы судей-женщин. В районных судах Москвы и Санкт-Петербурга «женская доля» составляет 80%, более 60% получили вечернее или заочное высшее юридическое образование. Женщины доминируют среди гражданских судей, цивилистов, а мужчины чаще имеют правоохранительное досудебное прошлое и специализируются на уголовных делах.

Подтверждение этой закономерности – биографии бывшего председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой и сменившего её Михаила Птицина. Г-жа Егорова проработала в судебной системе 50 лет, начав с секретарской должности, и специализировалась на гражданском праве. М.Птицин – карьерный военный судья.

Итак, российские судьи в подавляющем большинстве – выходцы из секретарей и помощников судов, из правоохранительных и прочих госорганов. Высшее образование у отечественных судей часто вечернее или заочное. Адвокаты и юристы частных компаний в судейское сообщество попадают редко. В этом отличие российских судей от западных.

За рубежом, прежде всего, секретари и помощники судьями становятся очень редко. Судебный аппарат так и остается аппаратом. У англосаксов судьи – преимущественно мужчины, у которых за спиной успешная карьера частных юристов, адвокатов, прокуроров. В континентальной Европе всё большую популярность приобретают специализированные ВУЗы, готовящие судей. Кроме того судейские мантии нередко примеривают правоведы и преподаватели. В современных российских судах такое практически исключено.

-2