Сейчас к занимающимся традиционным #ушу популярно предъявлять претензию в том, что они соревнуются между собой обычно в демонстрации индивидуальных формальных комплексах #таолу , с оружием и без, вместо того, чтобы в поединках демонстрировать на практике тот навык, который должен прививаться при тренировке боевыми искусствами. Это во многом обоснованная претензия, ибо уже много десятилетий основа соревнований по ушу - демонстрация навыков исполнения таолу, ушу #саньда - отдельная тема, хотя в 1957 году это направление позиционировалось как неотъемлемая часть спортивного ушу.
Кроме того, в рамках ознакомления с недавней полезной работой коллег по Улиньскому цеху, которые перевели известный труд уже зарубежных коллег, выяснилось несколько важных моментов, неоднозначно раскрытых в этой работе. При этом сама книжка познавательная и объемная, к тому же камрады снабдили первоначальный огромным количеством иллюстраций (включая материалы из личных архивов), а также дополнили материал внушительным объемом комментариев и пояснений на основании китайских исследований и документов, что делает эту работу для русскоязычного читателя уникальной и еще более нужной, интересной и полезной. Кому хочется сильно расширить свои знания по истории, культуре и боевым искусствам Южного Китая - смело обращайтесь к команде переводчиков.
Поэтому сегодня хочется познакомить наших читателей с тем, как вообще зарождалась соревновательная система в ушу на заре ХХ века, когда благодаря интенсивной просветительской деятельности реформаторов из разных общественных и государственных объединений по изучению ушу, из ремесла узкой прослойки маргиналов [по разным оценкам на 1911 год менее 2%] боевые искусства Китая стали "...системой физвоспитания и подъема самосознания нации".
Надо заметить, что соревновательная культура в нашем понимании была не свойственна Старому Китаю, при этом поединки между борцами #шуайцзяо или бойцами ушу на #лэйтай - вполне обыденное явление различных праздничных или торгово-развлекательных мероприятий типа уездной ярмарки, куда съезжались жители окрестностей не только что-то купить-продать, но и поразвлечься-отвлечься от тяжелой повседневной рутины. Правила там были простые: надо было победить, а как - это уже твое дело. Обычно даже ограничений по времени и количеству схваток не было. Жизнь была простая и суровая.
Ситуация стала стремительно меняться в начале ХХ век благодаря глобальным изменениям и гуманизации в китайского общества, так же затронув боевые искусства как неотделимую часть культуры этого самого общества.
Что касается непосредственно ушу, то сперва надо упомянуть знаменитую Ассоциацию Цзиньу, первой в истории страны массово и открыто обучавшей всех желающих, причем в комплекте к боевым искусствам также впервые давали широкий спектр образования и прививали высокие этические идеалы. Кому интересно подробнее, есть статья Важные вехи истории ушу в начале ХХ века или «Три звезды Цзинъу».
В Ассоциации с 1 июня 1910 года, кроме множества стилей ушу, также преподавали фехтование на штыках, английский бокс и японское дзюдо, а также широкий спектр известных нам западных спортивных дисциплин: атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, теннис…
Преподавали в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной…
Как видим, в Ассоциации стремились к максимально гармоничному развитию человека. Но при этом спарринги там были обязательной составляющей программы занятий. Исключений не делали даже для девушек.
Такая необычная сейчас направленность реформ китайских боевых искусств той эпохи хорошо отражена в программной речи генерала Чжан Чжицзяна на открытии Центрального института Гошу в Нанкине:
...существует ограниченное количество способов, которыми человеческое тело со своими составляющими может двигаться. Некоторые из этих путей более эффективны, чем другие. Таким образом при рассмотрении на самом базовом уровне, можно обнаружить, что существует одна общая Истина в основе всех различных боевых искусств...
...между направлениями [боевых искусств] сложные отношения, сектантские настроения сильны, каждый держит за пазухой свои драгоценности, каждый прячет свои секреты, не соглашаются открытому исследованию...
....школы [боевых искусств] должны делиться друг с другом и отказываться от всего того, что не работает ради национального спасения...
Но вернемся к Ассоциации Цзинъу. В сентябре 1911 года она провела в Шанхае первый в Китае фестиваль ушу с массовыми показательными выступлениями занимающихся, включая поединки. В том числе и между представителями разных направлений боевых искусств.
Эффект был настолько сильным, что по стране и ближайших странах стали открываться многочисленный филиалы этой организации : первый в этом же году в провинции Чжэцзян, затем в июле 1918 года в Ханькоу, в апреле 1919 уже в Гуанчжоу и других провинциях, в Сингапуре, Малакке, Индонезии, Вьетнаме...
Рассматривать все различные мероприятия такого плана не позволяет формат данного материала, поэтому ограничимся кратким обзором наиболее важного для истории китайских боевых искусств события. Речь, конечно, пойдет о Всекитайских соревнованиях по ушу. Большинство занимающихся ушу несомненно знают о Первых и Вторых всекитайских экзаменах по боевым искусствам, однако мало кто в курсе, что им предшествовало...
В конце династии Цин реформаторские события в Японии сильно повлияли на умонастроения китайской интеллигенции, военных и государственных деятелей. Они чувствовали, как это оказало большое влияние на укрепление национального духа Японии. Использование реформированных будзюцу в качестве инструмента многогранного, всестороннего воспитания личности тоже не осталась не замеченной. Тут важно понимать специфику реформ той поры:
文明其精神,野蛮其体魄
Цивилизация - это ее дух, варварство - это ее тело
Поэтому, когда генерал Северо-западной армии Чжан Чжицзян предложил национальному правительству переименовать боевые искусства (у-шу) в национальное искусство (го-шу), это было признано официально. Такое название (国术 guóshù) показывает важность, которую общество того времени придавало боевым искусствам.
Предтечей знаменитых Гошугокао были поединки в Шанхае, которые условно можно именовать Всекитайскими (так как туда зазывались специалисты из разных регионов, не только из Шанхая), но и международными (там были представители разных стран).
По итогам 8 июля 1928 года в местной прессе было опубликовано «Великое положение всекитайских и зарубежных боксерских соревнований»:
Вчера китайские, американские, японские и российские бойцы арендовали сцену Лунного дворца , чтобы соревноваться в различных боевых искусствах. В первой части китайцы сражались на алебарде и мече, зрители аплодировали.
Во втором матче боксер в Соединенных Штатах особенно хорош.
В третьем матче, китайско-японском соревновании по джиу-джитсу, победил японец Утагава.
В четвертом соревновании китайско-японского джиу-джитсу китайский игрок Чжао Вэньжун выиграл, и публика продолжала скандировать и аплодировать.
В пятой японско-русской русские выиграли техническое соревнование.
Было приятно услышать, что все прошло хорошо.
На самом деле, мероприятие оказалось провальным для представителей китайских боевых искусств, но об этом лучше скажет Чжан Чжицзян, почетный гость как ректор Центрального Института Гошу, «...чувствуя хаос в мире боевых искусств», произнес публичную речь на этом Шанхайском соревновании по боевым искусствам:
...с этой точки зрения японцы не так хороши. как русские, так и китайцы не так хороши, как японцы. Боюсь, что нет надежды на победу в соревновании между нами и русскими. Но японское джиу-джитсу возникло из наших национальных боевых искусств. Сегодня [японцы] могут побеждать [в поединках] против нас. Это унизительно. Так что, учитывая недавнюю конкуренцию в Шанхае, мы должны быть правильно настроены. В будущем мы будем идти в ногу с другими странами, и мы будем на вершине, иначе мы будем опозорены. Но чтобы достичь этой цели, мы должны упорно тренироваться, упорно тренироваться и стремиться к совершенству ...
В дальнейшем именно такой подход он старался воплотить в последующих трех Всекитайских соревнованиях.
Здесь надо сказать пару слов про Центральный институт Гошу (国术研究馆 guóshù yánjiūguǎn). Цель его создания была в подготовке кадров для системы среднего образования, ибо еще октябре 1918 года Министерство образования обязало все средние школы изучать боевые искусства, стремясь смыть позор ярлыка «Великий больной Восточной Азии»( 东亚病夫). Основная идея:
Спасение государства, спасение народа.
Здоровье народа - сила нации.
Но вернемся к Центральному институту Гошу. 15.03.1928 вышел Правительственный указ №174 Об учреждении Центральной Школу Гошу. Основой для построения образовательной программы стали «Три взращивания»:
1) нравственное воспитание (воспитание высокой морали);
2) умственное воспитание (воспитание интеллекта);
3) физическое воспитание;
А важнейшим мероприятием стало проведение трехступенчатых всекитайских испытаний Гошугокао (“国术国考” guóshùguókǎo так же именуемые “全国国术考试”) с учетом деления на 22 провинции (первоначально было 18 провинций Внутреннего Китая, но потом увеличили до 22 при разделения на провинции Манчжурии и Синьцзяна):
- государственный экзамен (国考guókǎo). Цель экзамена – отбор преподавательских и студенческих кадров для Института.
- экзамен уровня провинции или города (省(市)考 shěng (shì) kǎo), от 10 до 40 человек на уровне провинции, а город вставлял 5-15, участников этого уровня именовали «бойцами»-уши (武士 wǔshì);
- экзамен в уезде (县考 xiànkǎo) выставлял от 3 до 10 человек на вышестоящий уровень. Участников именовали «храбрецами»-чжуанши (壮士 zhuàngshì);
Как видим, участников предполагалось собрать немало, но по факту было несколько иначе:
- на Первых Всекитайских испытаниях приняли участие 333 человека из 17 провинций, основные команды Шаньдун, Хэбэй, Бэйпин, Нанкин.
- на Вторых сдали экзамен 429 человек из 20 провинций, основные команды Хубэй, Хэнань, Циндао, Чунцин, Хунань, Ханькоу, Фуцзянь, Гуйчжоу, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Пекин, Тяньцзинь, Чжэцзян, Шанхай, Цзянси и Центральный институт Гошу.
Состязания включали как гуманитарные науки, так и практические состязания. Только те, кто прошел предварительное испытание по таолу, могут участвовать в формальном тестировании - поединках. Испытания не группируются по весу, только отбор по лотерее. В поединках Первых испытаний не было защитного снаряжения и ограничений по времени:
соревнования не оцениваются по весу, а по трем боям и двум победам, проводятся без ограничения по времени, без единых правил и требований к защитной экипировке, после трех раундов соревнований выбирается лучший...
Второй экзамен соответствовал практике Первого национального экзамена по национальным боевым искусствам с некоторыми изменениями:
- в предварительном экзамене по таолу введены правила подсчета очков;
- соревнования сгруппированы по весовым категориям;
- введена обязательная единая защитная экипировка (по японскому образцу);
- добавлены армейский рукопашный бой и поединки между женщинами.
Основная часть тоже была много уровневой. Первоначальное испытание было для отсева претендентов (预定人 yùdìngrén). Тех, кто прошел – именовали «человеком доблести и чести» юнши (勇士 yǒngshì), и им было можно было участвовать во втором туре испытаний(复试 fùshì). Победителя второго тура именовали сяовэй – «гвардеец» (校尉 xiàowei), он мог принимать участие в решающем экзамене (决试 juéshì), на который отбиралось трое участников(捍卫 hànwèi, 辅卫 fǔwèi, 翊卫 yìwèi), и для каждой степени выдавалось надлежащее письменное свидетельство или жетон.
Из регламента Вторых испытаний:
Спортсмены носят защитные чехлы, удары руками и ногами без ограничений.
Предусмотрено, что 1 очко присуждается за нанесение 1 удара противнику, 2 очка за удар ногой 1, 4 очка за сбивание с ног противника, 3 удара и 2 победы с использованием метода исключения для получения 15 лучших и 30 лучших.
Падение с помоста или выталкивание за его границы также приравнивалось к победе.
С 11 по 19 октября 1928 года прошел Первый национальный экзамен по боевым искусствам, 330 допущенных.
С 20 по 30 октября 1933 г. проводился Второй национальный экзамен по боевым искусствам, 438 допущенных.
Прошли оба экзамена прошли при большом скоплении зрителей на общественном стадионе в Нанкине и были приурочены к Национальным играм. Национальные игры – это крупнейшие спортивные мероприятия самого высокого уровня в Китае, дисциплины такие же в основном как в олимпийских играх за исключением боевых искусств. Первоначальная цель – отбирать таланты для спортивной стратегии страны. Проводится каждые четыре года обычно во время олимпийских игр первый девять проводились в Пекине, Шанхае и Гуандуне.
Итак, в октябре 1928 года, в целях «...обогащения талантами и отбора лучших из лучших...» для последующей работы преподавателями, Центральный Институт Гошу провел Первые Гошугокао на общественном стадионе в Нанкине. Для экзамена был сделан специальный помост (высота 2 метра , ширина 16,3, длина 33), где состязались в поединках, независимо от уровня веса и независимо от защитного снаряжения. тем не менее, Первый национальный экзамен по боевым искусствам был признан
...весьма неудовлетворительным из-за кровопролития, что совершенно не соответствует духу современного спорта.
Правила были предельно просты, не делалось разницы меж техниками и ударами, но надо было выиграть в двух поединках из трех:
一拳一脚地真打,三局两胜
Хотя были ограничения - нельзя было наносить непоправимые увечья, судьба некоторых участников была трагичной: людей с переломами и разбитыми головами было предостаточно. Поэтому испытания пришлось остановить. В правилах, кстати, было сказано:
... если смерть наступит в результате травм и драк, гроб с телом умершего будет отправлен домой
Любопытно, что Финальное первое место заняли Чжу Гофу. Согласно архивам, он в 1927 году и впервые начал изучать боевую систему, сочетающую английский бокс и китайские боевые искусства:
нарушил ограничения сект и национальных границ...
В то время большинство людей считало, что братья семьи Чжу ( а их трое было в числе финалистов), достигли этого высокого достижения в противостоянии боевых искусств, потому что они тщательно практиковали западный бокс и включили его возможности в китайские боевые искусства, чтобы дополнить сильные и слабые стороны. В то же время неизвестный мастер боевых искусств, подписавший под псевдонимом Шудун (曙东, shǔdōng "Рассвет Востока"), прокомментировал этот спор в статье под названием «Комментарии к мнению о китайских традиционных навыках и боевых искусствах», опубликованной в журнале «国术声»:
...китайские боевые искусства действительно ценны для физической подготовки, но с точки зрения методов применения они не так эффективны...
...мы выступаем за национальные боевые искусства [используется термин го-шу] в ответ на потребности текущей ситуации и окружающей среды, продвигая дух национальных боевых искусств и увеличивая силу борьбы национальной самообороны. Это выход для страны. В международных соревнованиях мы также активно готовимся к участию, чтобы показать свое китайское мастерство и смыть позор с больного человека в Восточной Азии. Затем, помимо пропаганды боевых искусств, присущих нашей стране, кажется, что нам не следует цепляться за недостатки и стоять на собственных ногах ...
Это опять перекликается с идеей «брать всё лучшее отовсюду».
Но вернемся к соревнованиям. В 1930 году в Японии должны были проводиться Девятые Дальневосточные игры, где также были боевые искусства, поэтому Нанкинский Центральный институт боевых искусств направил в Японию двенадцать сотрудников академического отдела (включая знаменитого исследователя истории ушу Тан Хао) в Японию для наблюдения и перенимания опыта. Потом они остались в Японии на март, чтобы практиковать японское дзюдо и фехтование на различном оружии. Тан Хао в своем «Отчете об исследовании японских боевых искусств» упоминает, что Ян Фаву, инструктор Центрального национального центра боевых искусств, победил трех японских дзюдоистов пятого кю подряд в соревнованиях в Маэда Додзё, продемонстрировав превосходные навыки шуайцзяо.
Однако также он укажет:
Приемы японского дзюдо недоступны в китайской борьбе. Это метод скрытого контроля, и в этом его особая тонкость. На этот раз мы собираемся присоединиться [к тренировкам в Маэда Додзё], потому что в будущем мы будем соревноваться с японцами на международных соревнованиях.
Тан Хао считал, что, хотя техника борьбы Ян Фаву чрезвычайно хороша, ему нечего делать, когда он оказывается в партере. Кроме того он обратил внимание на превосходство японских дзюдоистов в выносливости, в качестве примера приводится японский дзюдоист Канеко, выигравший пять поединков подряд.
Кстати, Ван Цзыпин, который был тогда известен своей победой над японским дзюдоистом в Циндао, упоминает, что однажды сказал Тан Хао, что китайские борцы часто терпят поражение в руках японцев, потому что те превосходят их физической силе. Это крайне показательный момент, так как в начале ХХ в среде мастеров традиционного ушу активно начинает продвигаться концепция о вреде силовых упражнений для развития таких специфических аспектов, как фансун и усилие-цзинь.
Нам же в рамках данной темы интересно, что он предлагает для очередных Гошугокао при разработке правил проведения соревнований основываться уже на устоявшейся и проверенной временем системе в дзюдо.
20 августа 1930 года, после посещения японских боевых искусств в Японии, Центральный национальный институт боевых искусств в Нанкине принимает постановление :
главным приоритетом китайских боевых искусств в этот период будет устранение количества причудливых методов и продвижение техник, подходящих для практического применения.
Центральный национальный центр боевых искусств планирует подготовиться к международным соревнованиям по боевым искусствам. Для этого отбирают более 20 участников для тренировок в течение двух лет. Они хотят поехать в Европу и США для участия в соревнованиях, и установят для сравнения своего умения сборную Японии по дзюдо.
С другой стороны, при сильной поддержке куратора Чжан Чжицзяна, Чжу Гофу продолжает дальнейшие исследования и разработки по интеграции китайских и западных боевых систем. Он также отредактировал и опубликовал учебник «Гошу Гуйцзун» (国术归宗) и использовал его при преподавании в Институте. То есть будущие участники Вторых испытаний уже обучались по новой методике, отличающейся от традиционного ушу народных школ, "рафинированного" ушу Ассоциации Цзинъу и ранних методик Центрального института, где использовалась не только современная западная методология спорта, но знание анатомии и физиологии движения. Кроме того, напомню, они изучали английский бокс и японское дзюдо. Вся эта разносторонность скорее всего давала им преимущество в поединках против противников с более традиционным подходом в обучении, учитывая массовый отход от силовых упражнений в ушу того времени. [Есть занятная версия, требующая дополнительного исследования, что это было также и некой своеобразной формой протеста улиньской среды против Цинов, где силовая подготовка была обязательной при воинском экзамене, «протест против грубой силы в сторону изысканного мастерства культурного человека». В гошугокао, кстати, такой раздел также отсутствовал.]
Согласно правилам, изложенным в «Правилах национальных соревнований по боевым искусствам», сформулированным Центральным национальным институтом боевых искусств в 1931 году, были разрешены атака в стандартные зоны атаки для английского бокса, но запрещены удары головой, локтями и коленями, а также добивания упавшего. Однако есть и интересное:
человек, который ударил противника ногой по ноге и заставил его упасть на землю, получает несколько очков
нельзя бить соперника ногой выше живота
Структура соревнований на Первых и на Вторых был одинаковой:
1. Предварительное испытание:
Исполнение [формального комплекса] таолу.
2. Основное испытание. Испытание представляет собой поединок по боевым искусствам между двумя участниками, независимо от уровня и веса, с системой из трех раундов и двух побед в категориях:
- цюаньцзяомэнь [ дословно: бить руками и колотить ногами; т.е. безоружный поединок, что показательно, сюда входил и английский бокс!].
- шуайцзяо [маньчжурская борьба].
- фехтование на мечах дао и цзянь.
- фехтование на шестах и копьях.
- боцзи [рукопашный бой, дополнительно был добавлен в 1933 году]
3. Устный экзамен:
- «три народных принципа» [политическая доктрина Сунь Ятсена]"
Изменения (в том числе сторону гуманизации) в регламенте Вторых Всекитайских испытаний возникла не сразу. Было еще одно, промежуточное, малоизвестное вне Китае, но не менее массовое - в Ханчжоу. 3 мая 1929 года 223-е заседание правительственного комитета провинции Чжэцзян приняло решение о том, чтобы Чжан Цзинцзян возглавил проведение Ассамблеи Гошу в Ханчжоу. Чжан Чжицзян направил туда Ли Цзинлиня в качестве подготовительного директора «Чжэцзян гошу» чтобы использовать репутацию Центрального института Гошу для привлечения как можно большего числа участников боевых искусств для проведения мероприятия во время Международной выставки.
11 октября 1929 года был официально создан Подготовительный комитет Ассамблеи Чжэцзян Гошу. На период подготовки отвели всего один месяц. Это хоть и не Всекитайские Гошугокао, а Ассамблея Гошу, но это были масштабные соревнования с участниками со все страны и провел их Институт Гошу по своей привычной схеме.
Как обычно, для дополнительного сбора средств правительство одобрило предварительную продажу специального билета на посещение мероприятия ( 国术参观券 ), на самом деле представлявшего собой набор входных билетов по цене в 4 юаня [то есть 10 билетов по 4 цзяо], что несколько дешевле розничной цены в 5 цзяо, и такой билет также мог участвовать в лотерее. Билеты моментально раскупили...
Дорого это или дешево? Судите сами:
当时5角钱可以买一斤最好的猪肉
В то время пять цзяо можно было купить полкило лучшей свинины.
В Ассамблее приняло участие уже 545 человек из 12 провинций и 4 крупных городов, прошедших предварительный отбор, но к поединкам было допущено и билось 125 человек. Для обеспечения порядка было задействовано 37 человек, а судейский комитет составлял 29 судей. Однако, опять правила не были четко определены и корректировались часто прям по ходу поединков. В итоге победителями признали 10 человек.
Здесь интересно сравнить с официальным отчётом о проведении последующих, Вторых Всекитайских государственных испытаний по боевым искусствам в 1933 году. Ибо по итогам Ассамблеи были внесены изменения в правила и вдвое увеличена судейская команда.
Там видим, что из 438 участников получилось 46 победителей со всех регионов страны. Распределились они так: победителей из Шаньдуна было 11 человек, следующим по количеству был Нанкин — 7, Хунань — 5, Хэнань — 4 и т.д.
Значительное количество победителей из провинции Шаньдун китайские исследователи поясняют высоким уровнем локального бандитизма в провинции, а также близостью Кореи и Японии, использовавших пиратские набеги для ограбления местного населения. К примеру, что знаменитые в наше время южные стили, из Гуандуна или Сычуани вообще не попали в число призеров, а из провинции Хунань на первых испытаниях в призеры попал только один, а во вторых — лишь пятеро, и это при сотне участников в команд. При этом, вероятно благодаря развитию представительств Ассоциации Цзиньу, южные регионы смогли выставить на Всекитайские испытания большие команды. С другой стороны, благодаря Ли Цзинлиню в провинции Шаньдун была развитая система филиалов Института - гошугуаней, где обучали по системе Чжу Гофу, но об этом завтра.
Но все это не отменяет тот факт, что однозначно доминировали на этих испытаниях стили, активно развиваемые в насаждаемых по всей стране филиалах Центрального Института Гошу.
Занятно, что по итогам Вторых испытаний по боевым искусствам Центральный институт был приглашен продемонстрировать го-шу на олимпийских играх, которые прошли... в Берлине в августе 1936 года, их выступление тогда произвело фурор на мировой спортивной арене. Чжан Чжицзян привез девять членов команды для демонстрации китайских боевых искусств за рубежом, 6 мужчин и 3 женщины (Вэнь Цзинминь, Чжан Вэнгуан, Чжэн Хуайсянь, Цзинь Шишэн, Коу Юньсин и Чжан Эрдин, женщины: Чжай Ляньюань, Фу Шуюнь и Лю Юйхуа). Кстати Чжан Чжицзяну за Олимпиаду медаль даже почетную выдали...
Вторые испытания стали переломным этапом в развитии поединков в ушу. Именно тогда произошел уход от свободного поединка к регламентируемому единоборству с постепенным введением ограничений, защитного снаряжения, правил и весовых категорий. Про эти испытания в среде традиционного ушу потом говорили, что
саньшоу стало походить на петушиные бои.
Дальнейшее развитие и метаморфозы ушу приостановила война. Чтобы получилось, если бы все продолжало развиваться постепенно и планомерно, увы, уже никогда не узнаем. Особенно учитывая борьбу КПК с Центральным институтом Гошу как "порождением Гоминьдановской клики".
Принципиальная разница боев до гошу гокао (国术国考 guóshù guókǎo) заключается в том, что бои на лэйтай носили испытательно-развлекательный характер, а первые гошугокао представляли собой отбор кандидатов на должности в Центральный институт, подобно прежней воинской системе экзаменов при империи Цин, откуда выкинули силовые испытания на поднимание экзаменационного камня, растягивания тугого лука и управление тяжелой алебарды.
Идея же спортивных состязаний была фактически позаимствована извне как часть концепции физического воспитания.
Следующие Всекитайские состязания прошли уже в 1952 году на Спартакиаде национальных видов в Тянцзине, и свободный поединок саньшоу был включен лишь как один из состязательных разделов.
Продолжение следует...
Дм. Моисеев из осеннего Питера....