Е.П. Иванов “Русский народный лубок”, ИЗОГИЗ,1937 год.
Говоря об особенностях русской культуры, многие вспоминают произведения известных писателей и мыслителей, иконы с потрясающими по силе образами, деревянное зодчество или народные сказки и былины. Но мало кто обратит внимание на такую важную составляющую наших традиций, как лубок.
Книга, оказавшаяся у нас на реставрации, замечательный пример народного искусства. Издание сохранилось в хорошем состоянии, нам лишь нужно было восстановить небольшие утраты и навести лоск. Но несмотря на малый объем мы не смогли отказать вам в удовольствии посмотреть эту прекрасную книгу!
Нужно отметить, что практически в каждой культуре так или иначе присутствовал свой лубок. История контурных гравюр (предшественников лубка) достаточно давняя. В Китае их стали печатать в VIII веке, а до этого времени рисовали от руки. В Индии контурные раскрашенные рисунки были частью буддийского культа. Тибетские художники создавали раскрашенные миниатюры (цакли), которые использовались в молитвенной традиции.
В Европе лубки появились только в XV веке, их выполняли в технике ксилографии. Простые картинки и тексты позволяли, что называется,«нести слово в массы», а одним из ярких примеров стала Библия для бедных(лат. Biblia pauperum). Благодаря своей простой и доходчивой форме подобные печатные листки использовали во время Крестьянской войны в Германии, во время Великой французской революции. Фактически, лубок стал прародителем агитационного плаката,а сюжеты юмористических изображений были предпосылками к рождению жанра карикатуры.
Исследователи считают, что лубок в России появился под влиянием бумажных икон, которые массово продавались на ярмарках и в монастырях. Первые религиозные лубки печатали в начале XVII века в Киево- Печерской лавре. Со временем к духовным сюжетам добавились простые и понятные сценки из мирской жизни, такие картинки охотно раскупали.
Лубочные картинки выполнялись с использованием резных деревянных клише, с помощью которых делали оттиски на листах недорогой бумаги. Со временем контурные рисунки этих гравюр стали частично раскрашивать яркими красками, что делало их более выразительными и привлекательными.
В XVII веке лубки называли «фряжскими», или немецкими, потешными листами, так как многие картинки повторяли сюжеты, которые были популярны в Европе. Изначально в Москве ими украшали интерьеры придворные и знать, а потом листы начали покупать и горожане.
Свое название эти картинки получили, по всей вероятности, по названию тонкого слоя древесины — луба, который отделяли с внутренней стороны коры липы при ошкуривании этого дерева (из него также плели лапти).
Уже в начале XVIII века лубок вышел из моды в среде знати, но не у остального населения. Высшее общество и художники считали этот жанр низкопробным искусством, хотя тиражи лубков исчислялись тысячами. В XIX веке лубок полюбили крестьяне: картинки украшали стены практически каждой деревенской избы.
Отношение к лубку у знати изменилось только в конце XIX века с появлением нового направления в искусстве. Пришедший из Европы модерн декларировал обращение к традициям и “доброй старине” в поисках новых образов и красок. Например, искусством лубка вдохновлялись многие известные русские художники, в их числе Иван Билибин, Казимир Малевич и Василий Кандинский, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.
На рубеже веков лубком стали интересоваться не только художники- авангардисты, но писатели и историки. Одним из таких был фольклорист Евгений Платонович Иванов. Всю свою творческую деятельность он посвятил исследованию народного искусства во всех его проявлениях. Например, в 1924 году он открыл научно-этнографический театр, в котором реконструировались старинные русские обряды и ритуалы. А в 1937 году вышла в свет книга, которая оказалась гостем нашей мастерской. Издание наполнено огромным количеством иллюстраций, цветных и черно-белых, в тексте и на отдельных листах, в том числе большого формата на складных листах и является прекрасным проводником в ушедшее прошлое нашей страны.