Очередной рассказ о том, как живут в неизвестном северном посёлке крупного, но давно неперспективного и ликвидированного леспромхоза. Тридцать лет назад тут жизнь кипела ещё, а сейчас...
Здесь есть дорога, связь, магазины, даже врач бывает, вот только жить в этом посёлке очень непросто. Неперспективный он давно, в глуши, в лесу практически. Говорят, жизнь тут затихла давным-давно, и вряд ли уже что-то поменяется. Да и не надеется особо никто на светлое будущее. Меня место это очень тронуло и впечатлило.
Это посёлок Ида, так называемое "приграничье" Вологодчины, Бабушкинский район. Леса кругом бесконечные да речка Ида. Посёлок относительно молодой, строился в 1960-е как и большинство подобных. В то время шло активное развитие Монзенского леспромхоза и Монзенской железной дороги.
В Иде находился крупный центр заготовок для леспромхоза, а его управление было в соседнем Грязовце. Когда-то здесь жило около трёх тысяч человек, сегодня раза в четыре, а то и во все пять меньше. А потом, а потом наступили хорошо известные всем события и из процветающего и обеспеченного Ида стала полузабытой и бедной.
Я ранее, после зимней экспедиции, писала про Квазеньгу. Судьба её схожа с Идой. Вот тут почитайте: Жизнь остановилась тут лет 30 назад, сказала женщина из этого северного посёлка
Всю жизнь жители посёлка трудились на благо страны в лесу и на железной дороге. В магазинах можно было купить практически всё. В школе было много детишек, в садике тоже постоянно были воспитанники. Жизнь кипела. А сейчас? Сад недавно закрыли. Про школу точно не скажу, но вроде бы несколько учеников пока ещё есть, работает средняя школа и ФАП с врачом приездным. Вроде как не нашлось фельдшера на постоянку, поэтому ездит бригада по определённым дням из больницы другого посёлка.
Народ, кто помоложе и посмелее, кто уже успел где-то зацепиться или устроиться, переезжает и перетаскивает близких. А если некуда ехать и хочется жить там, куда всю жизнь вкладывал силы и средства? Те и живут здесь. Продолжая любить свою родную землю, работать и приспосабливаться. Не особо жалуясь первому встречному залётному туристу на сложную жизнь и трудности, но все абсолютно очень гостеприимные и позитивные.
Вот зашли в магазин "Радуга", скромно всё, простенько. Скотч внезапно мне понадобился. До слёз почти смешно, но после дорог северных да мало кому известных бампер моей красотки решил уйти в свободное плавание. Разболтался, разошлись защёлки, стал на каждой кочке вылетать. В общем, решилась проблема в дороге обычным серым скотчем. А что? Половина страны так ездит и норм.
Зашли во второй магазин, тут побогаче. Кто под запись в тетрадочку берёт в долг, кто за только что полученные пенсионные деньги закупается продуктами. Вот бабулечка зашла. Два зефирчика, банан, хлебушек и карамельки. Потом банан убрала, говорит, брала уже на неделе...
В Иде расположена ж/д станция Монзенской дороги. Она так и называется — Ида. Вроде как и движение тут осуществляется, но ходят только рабочие поезда и без чёткого расписания. Говорят, дорога былой лучшей жизни. Автомобильная ещё есть до райцентра, мы как раз по ней прикатили. Грунтовка, автобусы там никакие не ходят. Есть машина, доедешь. Нет, просись в попутчики. По нормальной погоде проходима даже на легковушке, а вот в непогоду тут проехать тяжело даже большим машинам. Уж не знаю, как на самом деле и для чего ж/д сейчас служит, но видели, слышали и вагоны наблюдали с рабочими.
Зато в Иде связь есть и интернет работает. А то бывали мы в подобных, бывших северных леспромхозовских посёлках, где до сих пор ни связи, ни, тем более, интернета. А тут цивилизация. И почта тут имеется. Вот как раз пенсии привезли. Собралось народу много.
В конце 1980-х большой леспромхоз в Иде, в который входили и соседние лесопункты, был расформирован. В начале 2000-х обанкротилось крупное производственное лесозаготовительное объединение "Монзалес". Большинство людей посёлка остались без работы. Всего несколько человек тогда продолжили заниматься лесозаготовками. Сейчас в Иде работает предприниматель, в руках которого сосредоточена основная экономика Иды. Тут у него лесопункт, техника всякая, рабочие вахтой приезжают. Говорят, работу даёт и помогает решать вопросы, технику выделяет под нужды, дороги чистит-грейдерит. Отзываются о нём местные хорошо.
В Иде нет своей администрации, так как посёлок присоединили к Миньково. Чуть что какие дела бумажные, ехать надо километров за семьдесят. А дороги там...
Жилой фонд в Иде — преимущественно ветхий фонд, не видавший капремонтов и обновлений. То, что строили временно для рабочих шестьдесят лет назад уже давно, откровенно говоря, подустало. Это барачного типа дома на две квартиры. Временность только длиною более чем в половину века, как оказалось.
Была информация, что программа расселения ветхого фонда в Иде ожидается в 2025 году, но к тому времени ещё сто раз всё может поменяться и сильнее обветшать. Жильё стали признавать аварийным около пяти лет назад всего, а вот под федеральную программу расселения попадает на сегодня только то жильё, что до 2017 года аварийным официально признали. В общем, пока все те, у кого бараки относительно недавно стали для жизни неблагоприятными, продолжают мечтать о новых комфортных условиях.
Клуб в Иде тоже закрыт, а ведь в таких местах он настоящий лучик жизни. Где собираться? Ну, как вариант, у почты либо у выездного рынка. Он тут по выходным регулярно. Возят одежду, вещи под заказ, предметы быта всякие. Цены? Да как на любом подобном рынке в провинции. И ни разу не низкие.
Вот так почти случайно мы оказались в Иде. Очень впечатлились.
Если понравилась статья, жмите лайк! Вам не сложно, а мне приятно будет! Напомню, все мои публикации из северных поездок собраны по хештегу #архангельск-podmoskva
Я с удовольствием пишу про северные деревни, их жителей, про дороги и интересные места. Заходите, читайте, комментируйте. И обязательно подписывайтесь на мой канал Podmoskva: по России с позитивом, ведь впереди ещё очень много из путешествий по нашей прекрасной стране.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ и МОЙ ИНСТАГРАМ можно по этим ссылкам