Найти тему
Mitya

Аутотренниг, йога и дзен.

У аутотренинга намного больше общего с йогой, чем с простой релаксацей. Что такое йога? Санскритское слово йога имеет общее происхождение с нашим словом иго, оно означает груз, тяжесть. Все, что давит на человека, лишает его свободы – влечения, страсти, невротические представления, – должно устраняться с помощью йоги. Йога развилась из индийской философии и, не в последнюю очередь из вед. Веда означает знание. Учения вед были первым индийскими литературными памятниками философской мысли.

Йога представляет собой индийское духовное направление. Она нацелена на то, чтобы с помощью определенных поз тела и внутренней концентрации добиться более высокого состояния сознания и избавить йога от влияния окружающего мира.

Индийский специалист А. К. Бхакти-веданта Свами пишет по этому поводу:
Йога – это связующее звено между душой и сверхдушой, между высшим и крохотным существом.

Далее у него говорится:
Существуют различные виды йоги. Йога означает систему, а йог – это человек, придерживающийся этой системы. Окончательная цель йоги состоит в познании Кришны.

Кришна переводится с санскрита как тьма. Речь идёт об управляемом погружении в осознанный глубокий сон - тьму, без каких либо ощущений или видений.

В текстах йоги можно найти упоминание о ее различных ступенях – анга. Последняя ступень – это погружение, самадхи, в котором человек объединяется с объектом своих мыслей, своей концентрации и медитации. Этой стадии достигают лишь немногие. Аутотренинг также может служить путем к ней. Ханнес Линдеман достиг этой последней ступени, когда в конце своего плавания через океан вследствие постоянной аутогенной тренировки, а также, возможно, из-за большой потери веса и сильного шторма оказался в состоянии, в котором не мог больше ничего слышать и видеть, не чувствовал боли, полностью лишился собственного „Я” и не помнил даже своего имени. Он был в состоянии нирваны, как она именуется в буддизме, и стал единым целым с океаном.

В японской школе дзен эта высшая цель медитации называется сатори. Это просветление, достижение нового угла зрения. Последователь дзэн умеет концентрироваться, как никто другой. Часами, днями, целыми неделями он сосредоточивается ни на чем. В дзэн концентрация и покой являются очень интенсивным занятием и достижением. Это та самая знаменитая тишина, которая пронзает любой шум.

Однако вот уже многие годы японские спортсмены готовятся к соревнованиям, в том числе и к Олимпийским играм, чаще всего с помощью аутотренинга. Что интересно, индийские психиатры, как правило, тоже пользуются аутотренингом, а не йогой, как утверждают знатоки индийской жизни. Многие методы имеют общие черты с низшей и высшей ступенями аутотренинга.
Вопросы, обращенные к подсознанию, можно задавать и на низшей, и на высшей ступени. Они известны из психологии религии. Те, кто имел опыт постановки подобных вопросов, часто соглашается с ответами, полученными из подсознания, словно они снизошли из высшего мира. В книге Психология религиозной мистики Джеймс X. Лейба пишет:
- Лишь когда человеческая воля перестанет стремиться куда-то и подчинится божественной воле, Бог сможет послать весть.

АТ даёт возможность сознательного установления контакта с подсознанием в случае возникновения тяжелых жизненных проблем. Многие подтверждали, что им помогал такой способ заглядывания внутрь себя. Точно так же, как йогой или дзэн надо заниматься всю жизнь, аутогенные тренировки должны проводиться на протяжении всей жизни. Они служат совершенствованию каждого отдельного человека, а тем самым и всего общества.

На разработку Шульцем метода аутогенной тренировки существенное влияние оказали работы его друга и коллеги Оскара Фогта. Последний изучал влияние гипноза на деятельность головного мозга и также разрабатывал методики самогипноза для купирования невротической симптоматики («профилактический отдых — аутогипноз» по Фогту — Бродману). Фогт описал, как некоторые его пациенты устраивали себе «паузы профилактического покоя», погружаясь в гипноз без врача. Шульц писал, что на AT ему «открыл глаза» Фогт.

Позже Оскар Фогт в СССР создал институт мозга. И его учеником был
Филимонов. Один из основоположников эволюционной нейроморфологии в СССР. Сергей Савельев - был учеником Филимонова и сегодня ведет активную деятельность в youtube.