"Русский дневник" - это записки о сорокадневной поездке писателя в Советский Союз, которая продолжалась с 31 июля до середины сентября 1947 года.
Для начала хочу рассказать при каких обстоятельствах происходила эта поездка.
Только что закончилась самая разрушительная мировая война в истории человечества, но празднования победителей продлились не долго. Уже в 1946 году Уинстон Черчиль заявил о появлении железного занавеса в восточной Европе. Начинается эпоха холодной войны.
Для победившего запада немцы быстро становились новым друзьями, а русские союзники оказывались отброшенными в стан врагов. Ярлыки "добро" и "зло" были поменяны местами с невероятной скоростью.
Но что на самом деле происходило в огромной закрытой стране оказавшейся в послевоенных руинах? Очень немногие американцы имели хоть малейшие знания о Советском Союзе. Как там живут люди, во что они одеваются, что едят, что читают и как проводят свободное время? Хотелось хоть немного узнать о них, прежде чем усиление конфронтации между державами сделает это невозможным.
На этом фоне Стейнбек и задумал свою поездку. Писатель заранее ставил перед собой задачу не давать оценок, просто запечатлеть то, что увидит своими глазами. У него было стремление подробно описать путешествие в виде путевого дневника. Надо было использовать появившийся шанс, чтобы показать жизнь и быт советских людей в стране понесшей страшнейшие человеческие и экономические потери, запечатлеть их в уникальный момент истории.
Как и многие другие произведения автора "Русский дневник" получил очень разные по интонации отзывы на родине. Кому-то получившаяся книга показалась слишком поверхностной, а кто-то указывал на слишком больше сочувствие к русским. В итоге отрицательные отзывы были и у левых и у правых американцев. После публикации книг "Гроздья гнева" и "И проиграли бой" многие видели в нём сочувствующего левым взглядам. Часть американцев считали Стейнбека чуть ли не коммунистом, что отложило след на репутации писателя на всю оставшуюся жизнь. Известно и о долгом нахождении его под наблюдением ФБР.
Однако сам он никогда не подтверждал эти домыслы. Его книги были по священы тяжелой жизни и несправедливой судьбе рабочих Америки, но Стейнбек был лишь на стороне простого человека. Умело описывал мысли героев, изображал в деталях их быт, мотивацию поступков и создавал такие реалистичные образы.
Как не было у писателя задачи демонизировать нового соперника по холодной войне, так не было у него желания и приукрашивать увиденную действительность. Имея сочувствие к людям в Советском Союзе и интересуясь ими, писатель всегда оставался настоящим американцем. Многие вещи в политическом устройстве страны, во взглядах людей, которые он увидел и узнал были совершенно противоположны его ценностям. Мы увидим это на страницах дневника.
Важным условием создания книги была возможность проехать по стране. Побывать не только в Москве, но увидеть другие города и регионы. Хотя, конечно, возможности передвижения американского гражданина были сильно ограничены, но ему удалось посетить не только столицу, но и восстанавливаемый Сталинград, Киев, Грузию и другие места.
Стейнбек не был одинок, всю поездку его сопровождал известный военный фотокорреспондент Роберт Капа. Который и сделал тысячи снимков, часть из них попала в окончательный вариант книги.
Вынужденный покинуть родной Будапешт в 1931 году, Роберт Капа провел в изгнании большую часть жизни, путешествуя по миру в качестве фотокорреспондента. Стал свидетелем множества трагических событий, разрушительных войн и человеческих трагедий. В СССР ему удалось сделать множество уникальных фотографий, которые дополняют рассказ писателя, являются подтверждением его слов и прекрасно демонстрируют тот мир, о котором не знают сейчас даже жители нашей страны.
Хотя Во многом их взгляды на жизнь были схожи, поэтому совместная поездка казалась Стейнбеку отличной идей. Вот что он говорил о своем спутнике:
Он мог сфотографировать движение, веселье, и разбитое сердце. Он мог сфотографировать мысль. Он создал свой мир, и это был мир Капы. Посмотрите как он передает бескрайность русского пейзажа одной длинной дорогой и одинокой фигурой человека. Посмотрите, как его объектив умеет заглядывать через глаза в душу человека
Вот, как автор говорит о мыслях обычных американцев перед тем, как они отправились в Москву:
Как только стало известно, что мы едем в Советский Союз, нас начали засыпать советами и предостережениями. Делали это в основном те люди, которые никогда не были в России.
Одна пожилая женщина сказала, и в голосе ее слышался ужас: ― Да ведь вы же пропадете без вести, пропадете без вести, как только пересечете границу!
Мы, в свою очередь, задали ей вопрос, в интересах репортерской точности:
― А вы знаете кого-нибудь из пропавших?
― Нет, ― сказала она. ― Я никого лично не знаю, но пропало .уже много людей.
Тогда мы сказали:
― Возможно, это и правда, мы не знаем, но не можете ли вы назвать нам имя хотя бы одного из тех, кто пропал? Или хотя бы имя человека, лично знающего кого-то из Пропавших без вести?
Она ответила:
― Тысячи пропали.
Человек, многозначительно, с загадочным видом поднимавший брови, кстати, тот самый, который два года назад в Сторк Клубе выдал планы вторжения в Нормандию, сказал нам:
― Что же, у вас неплохие отношения с Кремлем, иначе бы вас в Россию не пустили. Ясное дело ― вас купили.
Мы ответили:
― Нет, насколько нам известно, нас не купили. Мы просто хотим сделать хороший репортаж.
Он поднял глаза и прищурился. Он верил в то, во что верил. И коль скоро два года назад он знал намерения Эйзенхауэра, почему бы ему не знать теперь намерения Сталина.
Один пожилой мужчина кивнул нам и сказал:
― Вас будут пытать, вот что там с вами сделают. Просто посадят вас в какую-нибудь ужасную тюрьму и будут пытать. Будут руки выкручивать и морить голодом, пока вы не скажете то, что они хотят услышать.
Мы спросили:
― Почему? Зачем? Ради какой цели?
― Так они делают со всеми, ― ответил он, ― на днях я читал об этом Книгу.
А довольно важный бизнесмен посоветовал:
― Что, едете в Москву, да? Захватите с собой парочку бомб и сбросьте на этих красных сволочей.
Нас замучали советами. Нам советовали, что взять с собой из продуктов, чтобы не умереть с голоду; говорили, как обеспечить постоянную связь; предлагали тайные способы переправки готового материала. И самым трудным оказалось объяснить, что наше единственное намерение ― рассказать, как русские выглядят, что носят как ведут себя, о чем говорят фермеры, что делают люди, чтобы восстановить разрушенные районы страны. Объяснить это было труднее всего на свете, Мы обнаружили, что тысячи людей страдают острым МОСКОВИТИСОМ ― состоянием, при котором человек готов поверить в любой абсурд, отбросив очевидные факты. Со временем, конечно, мы убедились, что русские, в свою очередь, больны Вашингтонитисом, аналогичным заболеванием. Мы обнаружили, что в то время, как мы изображаем русских с хвостами и рогами, русские точно так же изображают нас.
Тем не менее им без особых проблем удалось получить визы в СССР. Затем вылететь по маршруту Стокгольм-Хельсинки-Ленинград-Москва, для того чтобы начать своё запоминающееся путешествие.
Они так мало представляли себе мир по эту сторону границы, что были много раз поражены увиденным.
#книги #джон стейнбек #русский дневник #чтение книг