Найти тему
Психолог Марина Володина

Мифы о работе психолога

Психология – наука загадочная, потому что предметом её изучения является психика человека – субстанция, которую взглядом не окинешь и руками не потрогаешь. Поэтому психологию постоянно сопровождают мифы и ложные стереотипы. Попробуем с ними разобраться.

  • «Психология тождественна психиатрии, потому что психологи работают с больными людьми». На самом деле, с больными работают психиатры, а психологи работают со здоровыми нормальными людьми, у которых есть проблемы. Психиатр лечит психические заболевания, а психолог помогает людям, столкнувшимся с жизненными трудностями или непониманием себя.
  • «Психологи – счастливые люди, у которых нет проблем». Многие думают, что, имея глубокие знания из области психологии и хорошо ориентируясь во внутреннем мире человека, психолог должен выстраивать свою жизнь так, чтобы в ней не было неудач, проблем и горя. Но у хирурга может случиться инфаркт или аппендицит, а у опытный бизнесмен может обанкротиться. Наше образования, наши знания и даже опыт не могут нас защитить от проблем, потому что на нашу жизнь влияет очень много факторов. Профессионализм психолога заключается в том, чтобы осознавать свои проблемы, понимать их причины и эффективно их разрешать. Для психолога, как и любого другого специалиста, важно, чтобы проблемы его личной жизни не влияли на его работу. Хороший психолог с этим справляется.
  • «Любой психолог должен качественно работать с любым клиентом». Этот миф присутствует как у психологов, так и у клиентов. Начинающие психологи стремятся помочь всем, кто к ним обращается, а в случае неудачи винят себя за непрофессионализм. Клиент, у которого не складываются отношения с психологом, либо винит его, либо разуверяется в психологии и не хочет обращаться за помощью к другому специалисту. На самом деле, и психолог, и клиент – люди со своим характером и мировоззрением, которые могут не подойти друг другу. Тем более, что в психологии есть разные направления, методики и технологии. Каждый психолог имеет свои предпочтения в методах работы. Профессионализм проявляется в том, что психолог вовремя замечает «несовпадение» с клиентом (или отсутствие результата) и направляет его к другому специалисту. А клиент имеет право выбрать того психолога, с которым он будет продвигаться к решению своих проблем.
  • «Психолог должен дать дельный совет или быстро предложить способ решения проблемы». К сожалению, волшебных палочек нет ни у кого. Психолог помогает человеку понять причину проблемы и найти ресурсы для её решения. Но это возможно только при активном участии клиента и их доверительном сотрудничестве. Пассивное отношение клиента к проблеме – это перекладывание ответственности за свою жизнь на психолога. Но он может лишь предложить разные варианты решения, а не решать за клиента.
  • «Между психологом и клиентом возможны взаимные чувства». Этот миф подкрепляется тем, что при длительном консультировании между специалистом и клиентом возникают доверительные отношения. Клиент может влюбиться в образ психолога, который он видит перед собой. Но это лишь профессиональный образ, а не истинная личность. Ощущая теплоту, заботу, внимание, сочувствие (без которых эффективная работа с клиентом невозможна), клиент может принять эти профессиональные качества за любовь. Чем больше у клиента выражен дефицит любви и принятия, тем больше вероятность увидеть это в психологе. Существует такое явление, как эротический перенос- влечение к психологу, вызванное переносом на него чувств, которые до этого клиент испытывал к кому-то другому. Ясно, что эти чувства не настоящие. А психолог не имеет права воспользоваться чувствами клиента, потому что он (клиент) от него (психолога) зависим.