Вопрос отнюдь не праздный, и сейчас мы в этом убедимся
Я бабушку спросил –
Умеют думать звери?
Она сказала: – Нет!
Но я ещё проверю.
Помните такое стихотворение Агнии Барто? А ведь над этим детским вопросом до сих пор ломают головы и спорят вполне себе взрослые и серьёзные учёные.
Ещё лет 100 назад многие всерьёз уверяли, что любое поведение животных представляет собой запрограммированный природой (или человеком-дрессировщиком) рефлекс, что животные в своей деятельности не могут осмысливать процесс или предвидеть результат – в отличие от человека. Даже клички животных тогда писали в кавычках, как марки автомобилей: еще в 30-е годы прошлого века было вполне нормально прочитать в детском журнале что-то типа:
У мальчика Пети есть собака «Дружок» и кот «Пушок».
В наши дни биологи уже не столь категоричны. Многочисленные исследования и наблюдения говорят о том, что поведение высших животных (собак и кошек, ворон и сорок, а также китов, обезьян и так далее) может быть более чем осознанным, и что вполне допустимо говорить не только о сознании, но даже о наличии культуры у этих животных.
Ведь что такое культура? Одно из кратких определений для слова «культура» – «уникальный образ жизни некоей этнической группы». То есть это язык, религия, кухня, традиции, искусство и так далее для определённой группы людей (племени, этноса, территориальной общности).
Так вот. В XX веке биологи выяснили, что у животных тоже есть язык. Более того, у одного вида бывают разные языки, в точности как и у людей. Например, эксперименты показали, что у врановых птиц (тех же ворон, воронов, галок), обитающих в разных частях земного шара, разный язык – то есть, грубо говоря, галка из Америки, будучи биологически представителем одного и того же вида, способна «не понять» или «понять неправильно» язык галки из Европы.
А вот другой пример. Некоторые породы собак – африканские басенджи, австралийские динго, а также поющие собаки с острова Новая Гвинея – никогда не лают. Они могут рычать, выть и даже «петь» – а вот лаять не умеют.
Причём именно «не умеют», а не «не могут». Биологически (и генетически) это самые обычные собаки, они прекрасно скрещиваются с другими породами и дают здоровое потомство.
Ещё Альфред Брем приводил пример, когда в среде европейских собак динго «выучил» нормальный лай и лаял, как обычная собака. А вот родной брат этого динго лай так и не освоил! Не правда ли, очень похоже на то, как дети учат в школе иностранные языки? Маше английский даётся легко, а Наташа не вылезает из двоек...
Зачатки «культуры», как оказалось, бывают и у китов. Скажем, косатки, обитающие у побережья полуострова Вальдес в Патагонии (Аргентина) обладают уникальным способом охоты на морских котиков: они в буквальном смысле «выпрыгивают на берег»! Для шеститонного кита оказаться на берегу – опаснейшая вещь, если он там застрянет, его просто раздавит под собственным весом. Но эти косатки научились выбирать для атаки пляжи с гладким каменистым дном, и успешно соскальзывают обратно в море! У косаток, обитающих в других частях мирового океана, такое поведение ни разу не наблюдалось.
Различные варианты «культуры» демонстрируют и группы (если не сказать «племена») шимпанзе. Как показали наблюдения, некоторые обезьяньи «племена» умеют пользоваться на охоте камнями и палками. Те же камни и палки они могут использовать во время территориальных споров («разборок») с другими группами шимпанзе, причём фиксировались случаи, когда одна группа во время стычки умеет пользоваться палками, а другая – нет. А некоторые группы шимпанзе умеют ловить термитов с помощью длинных веточек, почти как мы ловим рыбу на удочку! Снова – один и тот же биологический вид демонстрирует разные (и очень сложные!) виды поведения. Чем не культура?
Одно из основных отличий человека от животных заключается в том, что животные приспосабливаются к окружающей среде преимущественно биологически, то есть изменяя строение своего организма – скажем, варьируя размеры, длину конечностей, густоту шерсти. Человек же, вместо того, чтобы изменять свою биологию, для приспособления изменяет своё поведение, образ жизни, культуру.
Медведи, когда-то переселившиеся на север, адаптировались к суровому холодному климату биологически – то есть «обзавелись» густым подшёрстком и мехом белого цвета. Человек, переселившийся на север, адаптировался культурно – то есть научился строить хижины из снега (иглу) и шить тёплую одежду. Однако, как выясняется, высшие животные тоже могут «культурно адаптироваться»: скажем, для ловли термитов руконожка ай-ай с острова Мадагаскар в процессе эволюции обзавелась длинными и тонкими пальцами, то есть «адаптировалась биологически».
А вот шимпанзе научились ловить термитов с помощью веточек, «изобрели удочки», то есть «адаптировались культурно». Как интересно, правда?
Читайте также:
Свойственно ли животным мужество?
Чудеса эволюции: у кого зубы – это бывшие ноги?
Почему морж - собака, а гиена – кошка?
Самое опасное животное на Земле