С подачи одного из подписчиков, решил продолжить тему использования "не того" оружия в художественных фильмах советского времени, обратившись на этот раз к оружию восточных образцов.
Однако, как оказалось, то ли этого оружия было мало в запасниках советских киностудий, то ли не любили наши режиссеры и костюмеры это самое оружие, но встречается оно в советских фильмах до обидного редко.
На этом фоне ковер доктора Ватсона из советских "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1979 год) смотрится просто Клондайком и, теоретически, все, вывешенное там оружие, вполне могло быть приобретено им где-нибудь на рынках Афганистана: тут и пара шашек азиатского типа, и лаз-бичак или черноморский ятаган, причем с рукоятью шашечного типа, топорик явно персидского или турецкого типа. И даже русский саперный тесак обр. 1827 года не портит "картины" - мало ли какими путями он мог попасть в Афганистан?
Другим киногероям повезло меньше.
Классика: японский меч на полях Гражданской войны
Безусловным лидером и самым известным примером здесь является советский фильм "Белое солнце пустыни". Как хорошо известно всем любителям этого фильма, знаменитому невезучему подпоручику, которому то "прилетает" по голове камнями, то он сам вылетает в окно из дома таможенника Верещагина, костюмеры выдали японский меч.
И все бы еще ничего, можно было бы сказать (и одно время, обсуждая этот казус, говорили), что подпоручик был участником Русско-Японской войны и взял меч в качестве трофейного, но проблема в том, что меч этот японцы утвердили в качестве армейского меча только в 1934 году.
Можно, конечно, поговорить на тему 1934 года образца этот меч или 1938 года и когда он мог быть произведен - до Второй Мировой войны или во время нее, но в любом случае, оказаться на полях Гражданской войны в России он не мог.
А вот так он выглядит. Ножны "киношному" мечу явно пришлось модернизировать.
Неклассика: китайская сабля в пиратском боевике
Но лично меня поразил режиссер, который сумел для съемок фильма "Остров сокровищ" (1982 год) раскопать ни больше и ни меньше, чем китайскую саблю дадао. Как она оказалась в запасниках Ленинградской киностудии (не похоже, чтобы ее делали на заказ) - неизвестно.
Но именно эта впечатляющая по внешнему виду сабля досталась актеру В. Воробьеву, игравшему роль пирата Джорджа Мэрри.
Любопытно, что носил он ее, как и полагается по китайским уставам и довольно лихо махал.
Этими саблями вооружались китайские штурмовые отряды во время войны с Японией. Их задачей было добежать под огнем японских пулеметов до окопов и, забросав их гранатами, попробовать применить эту самую саблю. Получалось не у всех.
Вместо эпилога: а что у наших "партнеров"?
Но, чтобы некоторые читатели не начали обвинять меня в нелюбви к отечественному кинематографу в частности и к Советскому Союзу вообще, добавлю, что европейский кинематограф в частности и Европа вообще в плане оснащения героев исторических фильмов ничуть не лучше.
Например, снимая фильм по произведению Э. Ремарка 2На Западном фронте без перемен", уважаемые американские и английские киношники, ничтоже сумняшеся, вооружили несчастных немцев английскими штык-ножами обр. 1907 года. И это при том, что штык-ножей к "маузерам" везде - как грязи.
P.S. Буду благодарен, если напомните мне о других советских фильмах, в которых в качестве реквизита используется восточное оружие.
О шашке М1927 в "не тех" фильмах можно почитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!