Найти тему

Литературные журналы. Обзор: "Знамя" 2021/9

Оглавление

Статья передает читательский опыт прозаических произведений, которые опубликовал журнал “Знамя” в 9 номере 2021 года. Будет интересна всем, кто хочет ознакомиться с творчеством современных русских авторов, подобрать чтение на вечер.

Источник: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/545068/
Источник: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/545068/

Елена Долгопят «Город»

Симфония, как обозначен жанр подборки, звучит великолепно:

“Многоэтажные громады домов. Аэропланы. Движущиеся тротуары. Поезда на воздушных железнодорожных путях. Автомобили, конечно. Смотришь на этот город с ужасом. Стоит человек у окна на сотом этаже, мимо пролетает сверхскорый поезд. Здесь всё сверх. Чрезмерно. Преувеличенно. Лишено простоты, тишины, покоя, равновесия. Человек. Лицо стерто, имени нет. Не человек, знак, крохотная запятая”.

Рассказы Елены Долгопят наполнены мистическими мотивами в условиях городской среды. Сразу навеиваются воспоминания о “Мастере и Маргарите“ Булгакова, “Альтист Данилов” Орлова и даже мотивы панк-группы “Король и Шут”.

Но основным преимуществом подборки является художественный язык. Текст произведений читается на одном дыхании, он сложен складно, как мелодия. На основании этого можно утверждать, что творчество автора выдающееся, потому что в наше время хороших историй достаточно, вот искусных рассказчиков мало.

Подборка придется по душе любому, потому что талантливо написана. Ещё в больший восторг она приведет любителей триллеров и мистики.

Константин Куприянов «Болезнь в пустыне носорогов»

Исторические события оставляют след на литературе, и автор поднимает в своем произведении современную проблему - под предлогом борьбы с заболеваниями вводится систему социального мониторинга. В произведении автора это производится в будущем с помощью чипов.

Константин Куприянов написал рассказ в стиле “киберпанк-антиутопии”, как можно сделать вывод по цитате из произведения. Темой становится поездка главного героя в пустыню носорогов (скал) прочь от страстей мегаполиса. Главной особенностью поездки становится возможность по закону отключить “шпионящий чип” в связи с приступом астмы.

Герой находится на грани жизни и смерти. В процессе стоянки в пустыне носорогов ему даются способности общаться с другими людьми без чипов, а также приходят откровения относительно современного мира. В мыслях героя проскакивают мотивы разграбленной человеком природы, губительного влияния глобализации и отрицание потребительского общества.

Главным недостатком рассказа является то, что он написан в дидактическом стиле, это скорее философия, которая разбавляется каким-то незначительным действием. Тут на сравнение приходит третий том “Войны и мира”, где Лев Толстой решил, что роман надо бы заканчивать, а он не до конца расписал свою “толстовщину”.

Так и в “Болезни в пустыне носорогов” мы имеем пустые размышления. Главный герой постоянно говорит о шпионящих чипах, о сетевом Диктаторе и о тщеславных исследователях - космонавтах, отправляющихся на спутник Юпитера. В рассказе недостаточно простроена экспозиция, поэтому все размышления главного героя похожи на философию амишей, то есть просто противостояние прогрессу и технологическим достижениям, а у героя отсутствуют на это даже религиозные мотивы.

Рассказ подойдет любителям подумать. Не стоит обольщаться фантастической темой. В целом, можно было бы выкинуть летающие машины, космонавтов и чипы - от этого бы рассказ не пострадал, потому что затрагивает актуальные темы. Сейчас за людьми шпионят при помощи камер слежения, смартфонов и через профили соцсетей - богатый материал для раскрытия проблемы.

Тимур Валитов «Роза есть роза»

Эта повесть должна чем-то напоминать поток сознания, но по факту первую свою часть повторяет какое-то томление по женщине и повторяющиеся сексуальные сцены. Все это сопровождается пояснением, что это записи в тетрадь и постоянно происходит возвращение в настоящее: в кафе, где герой курит и пьет остывший кофе.

Вообще, читать это невозможно. Рассказ просто пропитан похотью - помимо неё в нем решительно ничего не происходит. Чтобы дочитать до конца, мне приходилось пролистывать все по диагонали, и в нормальный темп чтения меня вернуло что-то интересное в части биографии героя, но вернулась Анна, и опять стало скучно.

Все произведение описывает процесс создания истории и персонажей, тем не менее, к чему читателю перечитывать сто черновиков по произведению. Да и вообще, к чему знать про процесс творчества?

Александр Щербаков «Водные глади»

Прошла пора отпусков и пошли курортные рассказы. В данном произведении происходит следующее: мужчину на матрасе уносит в море, там его подбирают какие-то то ли силовики, то ли мафия в то время, как жена с дочерью и люди с пляжа разносят спасателя. И это решительно все. Повествование не содержит красивых описаний и не рассказывает запутанную историю - полная пустышка.

Мария Ряховская «Киса-помидор»

Как любопытны двойные стандарты журнала. В рассказе Тимура Валитова четыре раза показаны сцены со стекающим семенем, а в данном рассказе некоторые слова замноготочены. Свобода слова либо бывает полностью, либо её заменяет цензура.

Тем не менее, в данном рассказе атмосфера беспризорников передана уместно. По своему уровнем чернухи напоминает “Людочку” Астафьева, “Общагу на крови” Иванова и “Пластилин” Сигарева.

Действие произведения разворачивается во времена жизни Виктора Цоя. Главная героиня из интеллигентной семьи дружит с Кисой, девочкой без отца с матерью-алкоголичкой. Такая система персонажей позволяет построить весомый контраст: Киса барагозит, вступает в случайные половые связи, а героиня удивляется словам трепак и сифилис.

В образе Кисы ярче всего вырисовывается идолопоклонничество: она до самой смерти восхищается Виктором Цоем. Читателю передается пример беззаветной фанатской любви, которая составляет всю жизнь героини.

Рассказ написан хорошо и придется по вкусу всем любителям русского рока и атмосферы восьмидесятых годов СССР.

Источник фото: https://unsplash.com/photos/4t2HES1ncNc
Источник фото: https://unsplash.com/photos/4t2HES1ncNc

Мария Клейнер «Между небом»

Судя по тому, что в журнале уже второй выпускник какой-то ультрамодной супер-дупер-креатив школы, можно сказать, что журнал “Знамя” исполняет заказ и печатает рассказы своих партнеров.

В целом, наставник Александр Стесин уже нахвалил достаточно произведение в предисловии. Действительно, рассказ написан хорошим русским языком в стиле “автофикшн”. Он повествует о том, что главная героиня прилетает на похороны матери, находит в дневниках сведения об отце, который не умер в её детстве, а бросил семью, из-за чего она очень сильно расстроена.

Ну, и это вся история. В произведении нет длинных художественных описаний, которыми можно было бы насладиться, как произведениями Тургенева. Тут лоскут повествования, который можно встроить с большее, но вне контекста это эпизод без смысла. Вообще, походит на учебные этюды, которые для писателей как гаммы для музыкантов.

А какие молодые писатели нравятся вам? Делитесь мнением в комментариях

Автор: Роман Мыскин

#книги #проза #литература #рецензия #знамя #журнал #рассказы