Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

Портрет Достоевского на поле пшеницы: где проходят границы искусства?

Когда я начала делать здесь публикации, то завидовала успеху кулинарных каналов. Но уже спустя год стало видно, что искусство волнует аудиторию не меньше качества икры минтая и температуры приготовления шарлотки.

Моя первая большая дискуссия развернулась под фотографической копией акварельного портрета Натальи Николаевны Гончаровой. Это было во времена первого локдауна, когда стало популярно изображать известные картины из подручных средств. Сидя безвылазно дома, некоторые так справлялись со стрессом.

И оказалось, что народ так любит образ, созданный поэтом, что не терпит никакого копирования внешности Натальи Николаевны. С большим трудом пожар удалось потушить.

Благодаря искусству я узнала много нового и о себе. Меня раздражает ветреность Климта, покорность Ван Гога, бедность Сезанна. Я уважаю верность Валентина Серова и работоспособность Пикассо. Мне жаль пятнадцатилетнего Адольфа, плачущего над телом авторитарного отца, и в дальнейшем мне его жаль, вплоть до неудачных попыток поступить в Венскую Академию художеств. За публикацию с его акварелями мне, кстати, даже грозили судом. Тогда же возник вопрос: а что же такое искусство?

И можно было назвать эту заметку «Что ближе к искусству — квадрат Малевича или акварели Гитлера?», но я решила снизить градус. Однако границы искусства нащупать хочется.

Давайте такой пример.

В сентябре этого года итальянец Дарио Гамбарин выполнил портрет Достоевского на поле пшеницы. Художник использовал для своей работы только трактор и плуг. Трудился Гамбарин около 10 часов, и большую часть времени отняла борода Фёдора Михайловича. Портрет был приурочен в 200-летнему юбилею писателя, который будет праздноваться 11 ноября, однако в ноябре земля не такая податливая, поэтому Достоевский появился на пшеничном поле в Италии в сентябре.
Это не первая работа Дарио Гамбарина, и обычно через несколько недель поле опять используют по назначению.

Чтобы понять, искусство ли это, перечислю функции искусства. В современной классификации их восемь, но я обобщила для простоты до четырёх: коммуникативной, познавательной, воспитательной, гедонистической.

Итак, портрет на поле пшеницы вызвал эмоции и разговоры? Да! Всё новостные ленты написали об этом событии. Процесс познания тоже был задействован, если кто-нибудь открыл книгу, чтобы познакомиться с упущенным из внимания произведением Достоевского. И воспитательная функция тогда проявилась! А эстетика портрета на поле пшеницы может и уступает масляной живописи, но необычность средств освежает впечатления.

Поэтому вердикт однозначен. Портрет, выполненный трактором и плугом, — это искусство!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.