Здравствуйте! Возвращаюсь к теме советских фильмов о гражданской войне. Уж очень богатое наследие хороших картин об этом периоде времени оставил советский кинематограф. Действие выбранных сегодня для обзора лент происходит на разных концах страны: в Белоруссии, России, Армении. Исторические перемены и личные судьбы героев неразрывно переплетены.
"Рудобельская республика" 1971 г.
Осень 1917 года. Возвращаются домой солдаты-фронтовики. Под Быховым, где содержатся под арестом после мятежа генералы Корнилов и Деникин, размещается в ожидании решения Верховного главнокомандующего Духонина множество сочувствующих корниловскому движению офицеров.
Пока господа офицеры отдыхают: выпивка-закуска, прекрасный и доступный пол, карты, песни под гитару. Ротмистр Звонов, увидев в окно проходящего солдата, узнает бывшего вахмистра, трижды георгиевского кавалера и большевика Александра Соловья. Возмущенный офицер несколько раз стреляет, но солдату везет: пули пролетают мимо. Противостояние этих двух героев станет основной линией сюжета.
Соловей приходит в родную деревню Рудобелка. Сестра Марыля выкладывает ему новости: власти нет никакой, бывшие фронтовики гуляют, матрос Рогович влюбился в дочку управляющего, любимая девушка брата, Марина, тронулась умом на религии после того как казаки зарубили ее отца.
Действительно, бывшие солдаты гуляют не меньше офицеров, разве что попроще. Убедившись, что Марина не в себе, Соловей отчаянно рубит возле дома дрова, на что с умилением взирает вся деревня: не пьет же человек - работает.
Между тем, Духонин подписывает приказ об освобождении Корнилова и Деникина. Вокруг генералов, отбывающих на юг России, начинает формироваться ядро контрреволюционного движения.
В имении, вблизи Рудобелки, гостит генерал Врангель. Там собирается цвет местного общества и офицерства. После словесной стычки с самим генералом на глазах крестьян, Соловей понимает, что ждать больше нельзя, он, в конце концов, уполномоченный Бобруйского ревкома - пора создавать Совет и делить землю. Маленький, упорно защищаемый населением клочок земли, попавший в кольцо немецких и польских войск, гордо назовет себя Рудобельской республикой.
Картина отражает сложность и неразбериху смутного времени. Персонажи из верхов и низов общества сыграны живо и достоверно. Чувствуется продуманная операторская работа и грамотное музыкальное сопровождение. Белорусская, польская и немецкая речь добавляет убедительности атмосфере фильма.
Самое интересное, как всегда, люди: смешливая Марыля, полубезумно и страстно верующая Марина, одержимый ненавистью ротмистр Звонов, обеспокоенный сохранностью имения управляющий Николай Николаевич, жаждущий земли и боящийся расплаты дед Терешка. Трогателен трагический роман матроса и польской барышни. На редкость глубокий, богатый психологическими нюансами фильм.
Блестящий актерский состав: Юозас Будрайтис (Александр Соловей), Юрий Каморный (матрос Рогович), Николай Гринько (Врангель), Эммануил Виторган (ротмистр Звонов), Борис Клюев (штабс-капитан Телецкий), Вацлав Дворжецкий (Николай Николаевич).
"Вера, надежда, любовь" 1984 г.
Лето 1919 г. Деревня в Брянской губернии. Сельская школа. Учитель читает стихотворение детям. Среди них сирота Ваня, его любимый ученик, сам пишущий стихи. В деревне - коммуна, но власть во время гражданской войны часто меняется и сюда скоро врывается банда бывшего местного кулака Ивана Голубя.
Учитель, Ваня и еще двое: Петухов и бывший солдат Сорокин успевают уйти в лес. Сельский интеллигент собирался отправить талантливого подростка в Москву, в журнал "Революция и поэзия", к знакомому редактору Соколову. Он и теперь не хочет отказываться от этой идеи, боясь, что парнишка пропадет в огне гражданской войны.
Пропуском в новую жизнь для Вани должен послужить единственный сохранившийся листок с его стихами, а охраной - бывалый и опытный Сорокин. Они прощаются и расходятся, но скоро солдат и мальчик видят, как их связанных товарищей везут обратно в деревню. Ваня бросается за ними, приходится следовать за подопечным и Сорокину.
Голубь собрал народ для демонстрации казни коммунаров. Их привязали к дереву, забросали сеном и облили керосином. Осталось поднести факел, но главарь банды требует, чтобы учитель признался, что обманывал народ. Тот отвечает ему, что это ничего не изменит, поскольку люди уже видели новую жизнь и знают за кем правда. Голубь смеется, предлагая желающим из толпы выйти и спасти учителя, заменив его на костре.
Петухов, не выдержав криков матери, просит помилования, обещая сделать все, что от него потребуют. Голубь протягивает ему факел и требует непосредстванного участия в казни. Тот медленно подходит с факелом к приговоренному, но между ними бросается Ваня и обнимает своего покровителя.
Теперь все четверо попадают в руки к бандитам. Лишь смекалка Сорокина и казнь учителя помогут ходокам в Москву снова вернуться на путь, где их ждут новые превратности гражданской войны.
Мир изображенный в картине жесток и его образы преследуют юного героя даже во сне, потому и стихов он писать сейчас не может, даже если от него требуют этого под угрозой смерти: для доказательства, что и правда послан в Москву за талант. Сорокин, помогающий ему, сам не ведает, что это за поэзия такая. Знает только, что она - часть того "светлого будущего", за которое они воюют.
Главным достоинством Вани является не способность складывать слова, а его чистая и истинно интеллигентная душа, не переносящая зла. Добро и красота, живущие в его сердце, спасают героев от неправильных поступков и показывают, что, если обществом станут управлять такие как Иван, оно, действительно, станет светлее.
В общем, в лице этих двух героев мы, символически, видим народ спасающий свое будущее, свою надежду, новое поколение, которое должно стать лучше него и жить лучше него. Так они и идут через боль, ужас, голод, грязь и жестокость.
В картине есть символические сцены, показывающие образное мышление Ивана, жестокие эпизоды, даже документальные. Песни и причитания, христианская легенда о мученицах, которую рассказывает Соня, героиня, словно попавшая из романа Достоевского в ХХ век, передают связь сюжета с народной поэзией и русской классикой. Все это вливается в основную линию повествования о испытаниях, которые переживают странники на пути к цели.
В ролях: Владимир Стеклов (Сорокин), Сережа Бобровский (Ваня), Марина Левтова (Соня), Александр Филиппенко (белый офицер Константинов), Леонид Белозерович (красный командир Логунов), Александр Яковлев (бандит Голубь), Виктор Шульгин (комиссар Соколов).
Музыка композитора Алексея Рыбникова. В картине звучит стихотворение неизвестного поэта, написанное в эпоху гражданской войны.
"Председатель ревкома" 1977 г.
Армения , 1921 г. Фильм начинается масштабной картиной боя. 18 февраля 1921 года контрреволюционные силы дашнаков, представителей и сторонников армянской национал-социалистической партии, воспользовавшись передислокацией сил РККА, захватили Эривань и объявили правительством Армении дашнакский "Комитет спасения родины".
Информацию о перевороте передает своему мужу телеграфистка Виргиния Миракян, жена председателя ревкома губернского города Караклиса. Семья Миракян из тех, где гражданская война разделяет родственников на разные лагеря. Мать Виргинии - из состоятельной семьи Асланян. Она не понимает, почему ее единственная дочь, вышла замуж за бедняка, хотя Виргиния и объясняет, что просто полюбила.
Офсет Миракян - не неотесанный мужлан. Он учился в Петербургском университете вместе со старшим сыном Асланянов - Суреном, но, как выражается на совещании в Эривани министр дашнакского правительства: "разные люди пьют из одного родника".
Министр дашнакского правительства Ванунц и главнокомандующий Куро Тарханян рассчитывают на контрреволюционный мятеж в Караклисе. Для его организации и посылают Сурена Асланяна, под предлогом поисков сбежавшего из дома младшего брата Рубена. Гимназист-старшеклассник Рубен еще не определился в политических симпатиях, но уже горит жаждой какой-либо деятельности.
Братьев Асланянов задерживают в Караклисе, где проверяют всех, прибывших из захваченной врагами столицы. Председателя ревкома начинают осаждать просьбами и теща, и жена. Между тем у Миракяна и так полно дел: организация охраны складов оружия, реквизиции хлеба у зажиточных граждан, даже организация работы школы. Главная же забота - обеспечить прибытие из России эшелона с хлебом и боеприпасами.
Асланянов выпускают за неимением улик, хотя ревкомовцы подозревают Сурена в связях с дашнаками. Встретив брата на улице, Виргиния проговаривается о прибытии состава с помощью. Выехавший навстречу поезду конный отряд находит его стоящим на путях с перебитой охраной. Раненый машинист сумел угнать состав от банды, но ночью, отогнанный на стоянку неразгруженный эшелон поджигают.
Сюжет фильма вначале развивается довольно медленно, знакомя зрителя с деталями политической обстановки в Армении и отношениями в семье главных героев. Со второй половины картина приобретает все более приключенческий характер.
Одновременно обостряется драматическая напряженность, завершающаяся трагической развязкой. Ужасно то, как одна смерть влечет за собой другую и создает цепочку мщения, бьющую по душам остающихся одинокими женщин - матери и жены. Можно предположить, что и между ними не будет мира.
Особенной проработкой образов фильм не отличается, но его историчность, выразительная игра красивых актеров, борьба между чувствами и долгом, которая происходит в душе главного героя и героини вызывает сопереживание. Очень трогателен поющий детский хор. Фильм снят по одноименной повести С. Зорьяна.
Карен Джангирян (председатель ревкома Миракян) и Карина Сукиасян-Кочарян (Виргиния) просто рождены играть благородных драматических героев, хотя и несколько в одну краску, но и такой романтический стиль имеет право быть. Во всяком случае, финал - впечатляющий. Картина, на мой взгляд, попроще, чем две предыдущие, но тоже интересная.
Надеюсь, что вас заинтересуют предложенные фильмы. Если обзор показался вам интересным, предлагаю ознакомиться с предыдущим на похожую тему: "Герои, вычеркнутые из школьной программы": 3 экранизации советской классики о гражданской войне".