Очень многие мои знакомые, вспоминая школу и школьные годы, чертыхаются. Мол, не было у нас хороших учителей, у которых хотелось учиться, за которыми хотелось идти. Слушая их, я каждый раз понимаю, что мне безумно повезло в жизни. Я с большой теплотой вспоминаю школу и наших наставников. Практически каждый наш учитель достоин отдельной статьи, но сегодня я хотела бы вспомнить об одном особенном для всех нас учителе.
Будучи феноменальным студентом, и, как говорит моя "классная" Рашида Шамильевна, поцелованным Богом мальчиком, он променял успешную карьеру в любой стране мира на...работу в Тверской области с трудными детьми.
Он пришел к нам в школу на педагогическую практику, когда мы учились в пятом классе, и сразу стал всеобщим любимцем. Я очень хорошо помню, когда он впервые пришел на урок. Он улыбнулся очень тепло и сказал: "Добрый день, дети! Меня зовут Виталий Валерьевич. Я ваш учитель немецкого языка". И это стало началом большой дружбы.
Другие практиканты приходили и уходили, не оставляя после себя ничего, а он пришел и остался сам. Нет, не конкретно с нами, а в педагогике. Навсегда... Вот так сумасшедший 5В взял и определил судьбу человека. Удивительно, ведь мы не считались каким-то выдающимся классом. Просто дети, со своими проблемами, радостями, смешинками...
Позднее в личной беседе он рассказал мне, что та самая практика в школе № 35 (Тверь) перевернула его жизнь.
- Вы мне ясно показали, чем я должен заниматься всю свою жизнь. Родители видели меня переводчиком или еще кем-то в министерствах или ведомствах. Сейчас я четко понимаю, что в таком случае я мучился бы на нелюбимой работе и постоянно лгал себе и другим, мечтая в глубине души о настоящем деле, о призвании. У меня перед глазами масса одногодок, которым опостылела их работа, и они буквально считают дни до выслуги. У меня такого нет. Я каждый вечер жду нового дня с его новыми вызовами.
Выбор
Виталий Валерьевич Солдатов родился в Твери в семье юристов. По стопам родителей пошел и брат Виталия, а вот сам он решил, что служба Фемиде - не его, и выбрал другой путь. Все началось с того, что мама будущего учителя отдала его изучать иностранные языки.
- Мама очень хотела, чтобы я разговаривал на иностранных языках и играл на музыкальных инструментах, – вспоминает Виталий Валерьевич. – Она даже научила меня отвечать на вопросы взрослых о будущей профессии: «Я буду дипломатом». Я не понимал, что означает слово «дипломат», но всегда отвечал так.
С шести лет Виталий занимался в музыкальной школе - у него обнаружили абсолютный слух, а позднее начал изучать английский язык в гимназии №6. Ему повезло - он встретил учителя с большой буквы Людмилу Сергеевну Панову. Именно она привила мальчику любовь к языкам и научила, сама того не подозревая, бережному отношению к ученикам.
- В своей работе я равняюсь на нее, - признался как-то Виталий Валерьевич.
Выбор
Время шло, и настал момент, когда Виталию пришлось выбирать между музыкой и языками.
- После восьмого класса на семейном совете рассматривалось моё поступление в военное музыкальное училище, но я уже тогда бредил иностранными языками и в 14 лет записался в зал иностранной литературы библиотеки имени Горького. Поэтому после 11 класса направление было одно - на ин. яз.
Так, Виталий Валерьевич поступил в Тверской государственный университет на факультет романо-германской филологии, где выяснилось, что у него феноменальные способности к языкам.
- Из современных я изучал английский, немецкий, французский и нидерландский языки, - рассказал Виталий Валерьевич. - Но сейчас практики не хватает, чтобы держать их в отличной форме. От нидерландского уже давно отошел, а вот с английским проблем нет - уже 18 лет преподаю его студентам старшего курса в универе на родной кафедре английского языка вместе с дорогими коллегами, у которых когда-то учился сам.
Но я немного отвлеклась... Когда будущий учитель решил связать свою жизнь с языками, на дворе был 1991 год, жизнь в стране была крайне нестабильной. О переезде за границу мечтали многие.
- Я тоже мечтал уехать учиться и, может быть, даже остаться за границей, - признался как-то Виталий Валерьевич.
Но в феврале 1995 года мы спутали ему все карты. Уж не знаю, чем мы его так зацепили, но отнесся он к нам с душой, по-настоящему. Мы ходили с ним в театр, на выставки и проводили внеклассные мероприятия. Однажды я спросила его: "Что было в нас такого, что Вы так кардинально поменяли свою жизнь? Мы ведь не были лучшими в школе".
- А мне не с кем было сравнивать, - ответил он. - Вы для меня все были уникальными. С вами просто хотелось быть. Вот и всё тут.
Когда практика подошла к концу, мы договорились, что не потеряем друг друга. Так, между Виталием Валерьевичем и нашим классом завязалась многолетняя переписка.
Он присылал нам открытки из разных стран, рассказывал о жизни за границей, а мы сообщали ему о наших больших и не очень успехах. Мне повезло - я писала ему ответы от класса, поэтому большинство его писем и открыток достались мне. Кстати, эти весточки до сих пор хранятся у меня в коробке из-под обуви.
Заграница
Но вернемся немного назад... Так сложилось, что по программе обмена студентами летом 1995 года Виталий Валерьевич попал в один из лучших вузов США - Амхерст-колледж в Массачусетсе, в котором проучился год. Он выбрал курсы немецкого и французского языков. Немецкий, кстати, у него преподавала легенда Амхерста Уте Брандес, родившаяся в 1942 году в фашистской Германии. У них было много общих тем, среди которых неприятие американского мировоззрения.
– Я приехал туда в августе, и мне хватило четырех месяцев, чтобы разобраться, что почем. Тот мир, ту систему ценностей я принять не мог. Понимаешь, там всё ненастоящее. "Хватит лгать!" — хотелось мне кричать. Я не пожалел потом о сделанном выборе ни на одну секунду за все эти долгие годы. Кто-то сказал: «... уезжая из России, не берите с собой Рубцова - вам будет слишком больно читать его там». Это про меня. Мне постоянно было там больно, словно томик Рубцова прожигал мне сердце. А теперь я со спокойной совестью листаю этот томик на нашей с ним Родине. Мне спокойно, хорошо. А трудные дети — они принадлежат Родине, они её неотъемлемая часть. Они вписаны в тот самый томик Рубцова...
С 1996 по 2000 года Виталий учился в Университете Массачусетса в Амхерсте (США), где защитил свою первую магистерскую работу.
– Помню, мне посоветовали записаться на курс к Иосифу Бродскому в 1996 году. Пусть он задавал пятнадцать тысяч строк наизусть, пусть курил бесконечно, но это был человек-легенда. Я записался, но в январе его не стало…
С отделения германских языков и литературы Виталий отправился на стажировку в Гейдельберг (Прим. ред. - Город на юго-западе Германии). А так как в Германии очень большие каникулы, то в 1997 году Виталий Валерьевич окончил Тверской университет и даже практику успел пройти. В Германии жил год (1996 - 1997). Ездил по Европе: был во Франции, в Бельгии, в Голландии, в Люксембурге, Лихтенштейне.
Потом вернулся в США, а затем снова уехал в Германию – в университет Фрайбурга (с 1998 по 1999).
- В Германию я ездил два раза на годичные стажировки, будучи магистрантом от университета Массачусетса. Здесь я защитил магистерскую работу.
Потом были Швейцария, Чехия, Италия и снова США, где Виталий Валерьевич провёл еще год.
– Меня тяготила Америка, поэтому я перевелся в Канаду в университет Торонто на отделение славянских языков. Это была ностальгия. Я с головой окунулся в старославянский и любил каждую букву этого языка.
Возвращение
Когда программа закончилась, Виталий Валерьевич попросил родителей найти ему место педагога в какой-нибудь загородной тверской школе. По словам Виталия Валерьевича, ему не хотелось жить в большом городе.
- Я никогда не жил в таком мегаполисе как Торонто - в 2002 году город насчитывал 2,5 миллиона человек. Если Тверь считать провинциальным городком, что тогда можно сказать о Фрайбурге (230 тыс.) или Амхерсте (37 тыс.)? В общем, я так устал от большого города, что в 2002-ом и Тверь для меня была велика. До сих пор остается такой…
Так, в 2002 году, имея невероятные перспективы в любой другой стране мира, он пришел в Медновскую школу-интернат простым учителем английского языка. Дети ему достались непростые, со своими сложными судьбами, семейными проблемами, но он был счастлив.
– Любой ребенок тут, даже трудный, стоит половины всей Америки или Канады. Вот такая ценность! Понимаете, у меня был девиз: «Дайте мне всех детей». Директор сразу сделал меня организатором внеклассной работы. В 2006 году я стал заместителем директора по воспитательной работе. Я ничего не хотел больше и все семь лет заграничной жизни выплеснул сюда и в лагерь «Дружбу».
Кстати, именно в этом лагере на берегу Тверцы Виталий встретил свою супругу Елену, с которой они до сих пор вместе.
– Как возможно такое? Вот идешь ты с детьми в лес, чувствуешь себя счастливым, да ещё и за это зарплату получаешь.
Встреча
Переписка нашего класса с Виталием Валерьевичем прекратилась, когда мы окончили школу. Казалось, что жизнь больше никогда не сведет нас. Но однажды, когда я уже училась на старших курсах филологического факультета отделения журналистики, раздался звонок. Человек на другом конце провода начал говорить о том, что увидел мою фамилию в списке отличников факультета и хотел бы, чтобы я попробовала себя в роли редактора газеты Медновской школы-интернат. Когда я услышала имя этого человека, обалдела.
- Виталий Валерьевич, это Вы? - спросила я.
- Оксана! А я думаю, почему фамилия такая знакомая? - ответил он.
В общем, несколько лет я посвятила работе в местной газете "Отрок", и это был невероятный опыт работы и общения с детьми, за который я безумно благодарна Виталию Валерьевичу. Сейчас, к слову, ребята из Медновской школы снимают добрые и очень глубокие короткометражки о дружбе, вере в себя, взаимовыручке под логотипом «Кино-ОТРОК». Когда я уехала в Москву, наши пути вновь разошлись, а спустя несколько лет я узнала, что Виталий Валерьевич стал директором школы.
Путь
С одной стороны, я порадовалась за него - карьерный рост все-таки, с другой, конечно, понимала, что директор - это больше бумажной работы, чем работы непосредственно с детьми. Не хотел он никогда быть директором...
- Когда ещё был заместителем директора по воспитательной работе, понимал, что у меня «крадется» время на общение с детьми. Сейчас понимаю, что времени быть с ними у меня вообще нет. Только вот в коридорах они подбегут, ты поговоришь с ними. И все, наверное… Но я привык. Все равно они рядом. Стены – это не помеха, - рассказал в одном из своих интервью Солдатов некоторое время назад.
А что сейчас? А сейчас вот что...
- Я отодвинул подальше эти директорские каноны. Ведем с супругой видеостудию (так как больше некому), вчера ездил с ребятами на съёмки в Тверь — они сочинили сценарий короткометражки, как 13-летний сын спасает заболевшую раком мать. Пишу им сказки, читаю на ночь. Ну и потом, индивидуальная работа с трудными. Тоже в основном по вечерам. А в течение дня взглядом. Мы постоянно видим друг друга. День начинается с горна: дети выбегают в 7:15, и мы бежим в сосновый бор. Или беру в машину тех, кого не забрали на каникулы, и едем исследовать бункер времён Холодной войны. Для них это погружение в иную реальность. Они просто пищат от восторга. Или напишу письмо в цирк, и нас пустят на представление. Беру их и еду. С детства люблю цирк. Меня папа водил...
P.S.
Недавно у того самого 5В состоялась встреча выпускников. Наш класс собрался впервые за 20 лет! И ребята в один голос сказали, что через год мы просто обязаны позвать на встречу Виталия Валерьевича. Так и сделаем...
В заключение хочется сказать вот что. Я не понимаю, как можно было с такими талантами променять успешную карьеру за границей на жизнь и работу в тихой Тверской области с непростыми детьми. Наверное, поэтому я не там… Хотя мне предлагали работу в школе. На такой педагогический подвиг способны только единицы - люди с огромным сердцем и безграничной любовью к детям. Такие люди даже подвигом подобное не считают. Как же повезло медновским детям, что у них есть такой педагог. Как же повезло нам, что у нас в свое время был такой педагог... Мы ведь были детьми, нам было плевать на карьеры, мы просто хотели внимания и искреннего участия взрослого в нашей жизни. И он нам его дарил. Сейчас это большая редкость...
С Днем учителя, Виталий Валерьевич.
Автор: Оксана Шмидт (umkau@mail.ru)