Найти тему
Газета Жизнь

История учителя-полиглота из Твери, который успешной карьере за границей предпочёл работу с трудными детьми в России

Оглавление

Очень многие мои знакомые, вспоминая школу и школьные годы, чертыхаются. Мол, не было у нас хороших учителей, у которых хотелось учиться, за которыми хотелось идти. Слушая их, я каждый раз понимаю, что мне безумно повезло в жизни. Я с большой теплотой вспоминаю школу и наших наставников. Практически каждый наш учитель достоин отдельной статьи, но сегодня я хотела бы вспомнить об одном особенном для всех нас учителе.

Будучи феноменальным студентом, и, как говорит моя "классная" Рашида Шамильевна, поцелованным Богом мальчиком, он променял успешную карьеру в любой стране мира на...работу в Тверской области с трудными детьми.

Виталий Валерьевич читает открытку от воспитанницы
Виталий Валерьевич читает открытку от воспитанницы

Он пришел к нам в школу на педагогическую практику, когда мы учились в пятом классе, и сразу стал всеобщим любимцем. Я очень хорошо помню, когда он впервые пришел на урок. Он улыбнулся очень тепло и сказал: "Добрый день, дети! Меня зовут Виталий Валерьевич. Я ваш учитель немецкого языка". И это стало началом большой дружбы.

Другие практиканты приходили и уходили, не оставляя после себя ничего, а он пришел и остался сам. Нет, не конкретно с нами, а в педагогике. Навсегда... Вот так сумасшедший 5В взял и определил судьбу человека. Удивительно, ведь мы не считались каким-то выдающимся классом. Просто дети, со своими проблемами, радостями, смешинками...

Позднее в личной беседе он рассказал мне, что та самая практика в школе № 35 (Тверь) перевернула его жизнь.

- Вы мне ясно показали, чем я должен заниматься всю свою жизнь. Родители видели меня переводчиком или еще кем-то в министерствах или ведомствах. Сейчас я четко понимаю, что в таком случае я мучился бы на нелюбимой работе и постоянно лгал себе и другим, мечтая в глубине души о настоящем деле, о призвании. У меня перед глазами масса одногодок, которым опостылела их работа, и они буквально считают дни до выслуги. У меня такого нет. Я каждый вечер жду нового дня с его новыми вызовами.

Выбор

Виталий Валерьевич Солдатов родился в Твери в семье юристов. По стопам родителей пошел и брат Виталия, а вот сам он решил, что служба Фемиде - не его, и выбрал другой путь. Все началось с того, что мама будущего учителя отдала его изучать иностранные языки.

- Мама очень хотела, чтобы я разговаривал на иностранных языках и играл на музыкальных инструментах, – вспоминает Виталий Валерьевич. – Она даже научила меня отвечать на вопросы взрослых о будущей профессии: «Я буду дипломатом». Я не понимал, что означает слово «дипломат», но всегда отвечал так.

С шести лет Виталий занимался в музыкальной школе - у него обнаружили абсолютный слух, а позднее начал изучать английский язык в гимназии №6. Ему повезло - он встретил учителя с большой буквы Людмилу Сергеевну Панову. Именно она привила мальчику любовь к языкам и научила, сама того не подозревая, бережному отношению к ученикам.

- В своей работе я равняюсь на нее, - признался как-то Виталий Валерьевич.
Учитель до сих пор рука об руку с музыкой. "С самым талантливым выпускником 2008 года, с которым мы исполнили 50 песен на разных площадках".
Учитель до сих пор рука об руку с музыкой. "С самым талантливым выпускником 2008 года, с которым мы исполнили 50 песен на разных площадках".

Выбор

Время шло, и настал момент, когда Виталию пришлось выбирать между музыкой и языками.

- После восьмого класса на семейном совете рассматривалось моё поступление в военное музыкальное училище, но я уже тогда бредил иностранными языками и в 14 лет записался в зал иностранной литературы библиотеки имени Горького. Поэтому после 11 класса направление было одно - на ин. яз.

Так, Виталий Валерьевич поступил в Тверской государственный университет на факультет романо-германской филологии, где выяснилось, что у него феноменальные способности к языкам.

- Из современных я изучал английский, немецкий, французский и нидерландский языки, - рассказал Виталий Валерьевич. - Но сейчас практики не хватает, чтобы держать их в отличной форме. От нидерландского уже давно отошел, а вот с английским проблем нет - уже 18 лет преподаю его студентам старшего курса в универе на родной кафедре английского языка вместе с дорогими коллегами, у которых когда-то учился сам.

Но я немного отвлеклась... Когда будущий учитель решил связать свою жизнь с языками, на дворе был 1991 год, жизнь в стране была крайне нестабильной. О переезде за границу мечтали многие.

- Я тоже мечтал уехать учиться и, может быть, даже остаться за границей, - признался как-то Виталий Валерьевич.

Но в феврале 1995 года мы спутали ему все карты. Уж не знаю, чем мы его так зацепили, но отнесся он к нам с душой, по-настоящему. Мы ходили с ним в театр, на выставки и проводили внеклассные мероприятия. Однажды я спросила его: "Что было в нас такого, что Вы так кардинально поменяли свою жизнь? Мы ведь не были лучшими в школе".

- А мне не с кем было сравнивать, - ответил он. - Вы для меня все были уникальными. С вами просто хотелось быть. Вот и всё тут.

Когда практика подошла к концу, мы договорились, что не потеряем друг друга. Так, между Виталием Валерьевичем и нашим классом завязалась многолетняя переписка.

Тот самый класс, который навсегда изменил жизнь Виталия Валерьевича
Тот самый класс, который навсегда изменил жизнь Виталия Валерьевича

Он присылал нам открытки из разных стран, рассказывал о жизни за границей, а мы сообщали ему о наших больших и не очень успехах. Мне повезло - я писала ему ответы от класса, поэтому большинство его писем и открыток достались мне. Кстати, эти весточки до сих пор хранятся у меня в коробке из-под обуви.

Заграница

Но вернемся немного назад... Так сложилось, что по программе обмена студентами летом 1995 года Виталий Валерьевич попал в один из лучших вузов США - Амхерст-­колледж в Массачусетсе, в котором проучился год. Он выбрал курсы немецкого и французского языков. Немецкий, кстати, у него преподавала легенда Амхерста Уте Брандес, родившаяся в 1942 году в фашистской Германии. У них было много общих тем, среди которых неприятие американского мировоззрения.

– Я приехал туда в августе, и мне хватило четырех месяцев, чтобы разобраться, что почем. Тот мир, ту систему ценностей я принять не мог. Понимаешь, там всё ненастоящее. "Хватит лгать!" — хотелось мне кричать. Я не пожалел потом о сделанном выборе ни на одну секунду за все эти долгие годы. Кто-то сказал: «... уезжая из России, не берите с собой Рубцова - вам будет слишком больно читать его там». Это про меня. Мне постоянно было там больно, словно томик Рубцова прожигал мне сердце. А теперь я со спокойной совестью листаю этот томик на нашей с ним Родине. Мне спокойно, хорошо. А трудные дети — они принадлежат Родине, они её неотъемлемая часть. Они вписаны в тот самый томик Рубцова...

С 1996 по 2000 года Виталий учился в Университете Массачусетса в Амхерсте (США), где защитил свою первую магистерскую работу.

– Помню, мне посоветовали записаться на курс к Иосифу Бродскому в 1996 году­. Пусть он задавал пятнадцать тысяч строк наизусть, пусть курил бесконечно, но это был человек-­легенда. Я записался, но в январе его не стало…
Штат Вермонт, США. Август 1995 года. Виталий Валерьевич (слева) с другом.
Штат Вермонт, США. Август 1995 года. Виталий Валерьевич (слева) с другом.

С отделения германских языков и литературы Виталий отправился на стажировку в Гейдельберг (Прим. ред. - Город на юго-западе Германии). А так как в Германии очень большие каникулы, то в 1997 году Виталий Валерьевич окончил Тверской университет и даже практику успел пройти. В Германии жил год (1996 - 1997). Ездил по Европе: был во Франции, в Бельгии, в Голландии, в Люксембурге, Лихтенштейне.

Потом вернулся в США, а затем снова уехал в Германию – в университет Фрайбурга (с 1998 по 1999).

- В Германию я ездил два раза на годичные стажировки, будучи магистрантом от университета Массачусетса. Здесь я защитил магистерскую работу.

Потом были Швейцария, Чехия, Италия и снова США, где Виталий Валерьевич провёл еще год.

– Меня тяготила Америка, поэтому я перевелся в Канаду в университет Торонто на отделение славянских языков. Это была ностальгия. Я с головой окунулся в старославянский и любил каждую букву этого языка.
Виталий Валерьевич провел 7 лет за границей
Виталий Валерьевич провел 7 лет за границей

Возвращение

Когда программа закончилась, Виталий Валерьевич попросил родителей найти ему место педагога в какой­-нибудь загородной тверской школе. По словам Виталия Валерьевича, ему не хотелось жить в большом городе.

- Я никогда не жил в таком мегаполисе как Торонто - в 2002 году город насчитывал 2,5 миллиона человек. Если Тверь считать провинциальным городком, что тогда можно сказать о Фрайбурге (230 тыс.) или Амхерсте (37 тыс.)? В общем, я так устал от большого города, что в 2002-ом и Тверь для меня была велика. До сих пор остается такой…

Так, в 2002 году, имея невероятные перспективы в любой другой стране мира, он пришел в Медновскую школу­-интернат простым учителем английского языка. Дети ему достались непростые, со своими сложными судьбами, семейными проблемами, но он был счастлив.

– Любой ребенок тут, даже трудный, стоит половины всей Америки или Канады. Вот такая ценность! Понимаете, у меня был девиз: «Дайте мне всех детей». Директор сразу сделал меня организатором внеклассной работы. В 2006 году я стал заместителем директора по воспитательной работе. Я ничего не хотел больше и все семь лет заграничной жизни выплеснул сюда и в лагерь «Дружбу».

Кстати, именно в этом лагере на берегу Тверцы Виталий встретил свою супругу Елену, с которой они до сих пор вместе.

– Как возможно такое? Вот идешь ты с детьми в лес, чувствуешь себя счастливым, да ещё и за это зарплату получаешь.
Солдатов с выпускниками
Солдатов с выпускниками

Встреча

Переписка нашего класса с Виталием Валерьевичем прекратилась, когда мы окончили школу. Казалось, что жизнь больше никогда не сведет нас. Но однажды, когда я уже училась на старших курсах филологического факультета отделения журналистики, раздался звонок. Человек на другом конце провода начал говорить о том, что увидел мою фамилию в списке отличников факультета и хотел бы, чтобы я попробовала себя в роли редактора газеты Медновской школы-интернат. Когда я услышала имя этого человека, обалдела.

- Виталий Валерьевич, это Вы? - спросила я.
- Оксана! А я думаю, почему фамилия такая знакомая? - ответил он.

В общем, несколько лет я посвятила работе в местной газете "Отрок", и это был невероятный опыт работы и общения с детьми, за который я безумно благодарна Виталию Валерьевичу. Сейчас, к слову, ребята из Медновской школы снимают добрые и очень глубокие короткометражки о дружбе, вере в себя, взаимовыручке под логотипом «Кино-ОТРОК». Когда я уехала в Москву, наши пути вновь разошлись, а спустя несколько лет я узнала, что Виталий Валерьевич стал директором школы.

Путь

С одной стороны, я порадовалась за него - карьерный рост все-таки, с другой, конечно, понимала, что директор - это больше бумажной работы, чем работы непосредственно с детьми. Не хотел он никогда быть директором...

- Когда ещё был заместителем директора по воспитательной работе, понимал, что у меня «крадется» время на общение с детьми. Сейчас понимаю, что времени быть с ними у меня вообще нет. Только вот в коридорах они подбегут, ты поговоришь с ними. И все, наверное… Но я привык. Все равно они рядом. Стены – это не помеха, - рассказал в одном из своих интервью Солдатов некоторое время назад.

А что сейчас? А сейчас вот что...

- Я отодвинул подальше эти директорские каноны. Ведем с супругой видеостудию (так как больше некому), вчера ездил с ребятами на съёмки в Тверь — они сочинили сценарий короткометражки, как 13-летний сын спасает заболевшую раком мать. Пишу им сказки, читаю на ночь. Ну и потом, индивидуальная работа с трудными. Тоже в основном по вечерам. А в течение дня взглядом. Мы постоянно видим друг друга. День начинается с горна: дети выбегают в 7:15, и мы бежим в сосновый бор. Или беру в машину тех, кого не забрали на каникулы, и едем исследовать бункер времён Холодной войны. Для них это погружение в иную реальность. Они просто пищат от восторга. Или напишу письмо в цирк, и нас пустят на представление. Беру их и еду. С детства люблю цирк. Меня папа водил...

P.S.

Недавно у того самого 5В состоялась встреча выпускников. Наш класс собрался впервые за 20 лет! И ребята в один голос сказали, что через год мы просто обязаны позвать на встречу Виталия Валерьевича. Так и сделаем...

Встреча выпускников 2001 года
Встреча выпускников 2001 года

В заключение хочется сказать вот что. Я не понимаю, как можно было с такими талантами променять успешную карьеру за границей на жизнь и работу в тихой Тверской области с непростыми детьми. Наверное, поэтому я не там… Хотя мне предлагали работу в школе. На такой педагогический подвиг способны только единицы - люди с огромным сердцем и безграничной любовью к детям. Такие люди даже подвигом подобное не считают. Как же повезло медновским детям, что у них есть такой педагог. Как же повезло нам, что у нас в свое время был такой педагог... Мы ведь были детьми, нам было плевать на карьеры, мы просто хотели внимания и искреннего участия взрослого в нашей жизни. И он нам его дарил. Сейчас это большая редкость...

С Днем учителя, Виталий Валерьевич.

Автор: Оксана Шмидт (umkau@mail.ru)