Какой была пореформенная Россия / т.е. Россия в период после проведения либерадьных реформ 1860-1870-х гг.?
Посмотрим картины художников 2 половины XIX века. В это время основным направлением в живописи является реализм. Картины художников-передвижников: Крамского, Мясоедова, Репина, Ге, Перова, Ярошенко и других - реалистичны вплоть до натуралистичности (в чем их даже упрекали).
С картиной Ярошенко "Курсистка" мы уже знакомы:
Я уже писала о том, что во 2 половине XIX века в Российской империи появился новый персонаж - одетая по-городскому молодая дама, нередко коротко подстриженная, в шляпке вместо традиционного платка - курсистка, слушательница высших женских курсов, появившихся в России в ходе реформ царя Александра II. Именно так, с книгами и портфелем, изобразил ее на картине Николай Ярошенко.
Где женщина в царской России могла получить образование?
А вот еще одна картина Ярошенко - "Кочегар" - и еще один новый персонаж Российской империи. Рабочий, представитель рабочего класса по Марксу. Мне так, глядя на эту картину, вспоминаются хрестоматийные слова рабочего-революционера Петра Алексеева на судебном процессе 177 года: "подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда..."
На картине Ярошенко мы не видим протеста во взгляде рабочего, напротив, замечено, он смотрит по-детски кротко. А условия труда тяжелы. И вообще этот рабочий-кочегар какой-то неуклюжий, нелепый на фоне отсвета от раскаленной фабричной печи. И огненный отсвет, и сочетание красок у художника, я думаю, не случайны.
Фильм "Серебряные коньки" и проблемы Российской империи
Картина Владимира Маковского "На бульваре" у меня ассоциируется с книгой Горького "Мать". Ну типичный Власов-старший, только что в данный момент не пьян.
А вообще-то картина представляет еще один типичный жизненный сюжет пореформенной России: женщина, судя по одежде, приехала из деревни в город - видимо, навестить мужа. Мужчина явно давно живет в городе, тогда многие так делали, чтобы заработать денег и отправить их своей семье. Картуз и сапоги выдают опять-таки рабочего или прислугу в лавке. Мужчина, видимо, доволен своей жизнью, он отстраненно играет на гармошке, женщина же не в своей тарелке, ей неуютно в городе и она не понимает, как ей теперь обращаться с мужем. Завязка драмы?
Город - Москва, на картине изображен Сретенский бульвар. Узнали?
Раз уж пошла "рабочая тема", рассмотрим еще одну картину В.Е. Маковского - "Свидание".
Мать-крестьянка приехала в город повидаться с сыном, отданным, видимо, в подмастерья. Привезла ему лепешку хлеба и смотрит на него с печалью, но не обнимает его, не разговаривает даже с ним - может, устала, а может, говорить - только душу растравливать себе и сыну. Репродукции этой картины обычно ставили учителя, когда в классе читали рассказ А.П. Чехова "Ванька" (и мне этот рассказ сразу вспомнился).
Но довольно о городе. Посмотрим, как жила деревня.
В.Г. Перов сатирически изобразил крестный ход на Пасху. -а ведь Пасха была одним из самых почитаемых церковных праздников.
Среди разных версий, почему художник изобразил явно подвыпившего батюшку, как и остальных участников крестного хода, есть и такая.
Действие, изображенное на картине, происходит на 7-ой день после Пасхи. В этот день батюшка шел в деревню и исполнял песнопения в каждой крестьянской избе, а крестьяне приносили ему "благодарность". Поскольку благодарили в т.ч. и спиртным, то к последнему дому священник подходил уже, скажем так, здорово подвыпившим, что мы и видим на картине Перова.
Знаменитая перовская "Тройка" общеизвестна, комментарии излишни.
Обращу внимание на другую картину художника.
Мы видим на картине совершенно безлюдную занесенную снегом улицу где-то на окраине города. Вечер, почти стемнело. Женщина в санях-дровнях ждет, по всей видимости, своего мужа, который сидит в том самом последнем кабаке у заставы. В город приезжали торговать, продали товар, оттуда и деньги / теперь их не будет. Грустная реальность.
На полотне Г.Г. Мясоедова мы видим жизнь уездного земства. Земства как выборные органы местного самоуправления появились в России по реформе 1864 г. и являлись всесословными учреждегиями. В состав земских управ входили как землевладельцы, так и "выборные от сельских обществ", т.е. крестьяне. Вот здесь на картине обедают "выборные от сельских обществ" - хлебом с луком и солью, а, надо понимать, дворяне-землевладельцы - за закрытыми дверьми в помещении.
И опять Перов. "Чаепитие в Мытищах близ Москвы".
Мытищи славились качеством своей воды, пить чай здесь было особым удовольствием. На картине служитель церкви в саду потягивает из блюдечка чай, а двух непрошенных гостей - слепого солдата и мальчика-нищего - хозяйка заведения пытается выпроводить. Не к месту они тут.
Красивая модно одетая барышня на картине Крамского, проезжающая в открытой коляске по Аничковому мосту в Петербурге - тоже часть русской жизни,
как бурлаки на Волге Ильи Репина
или пустынный полустанок Исаака Левитана.
КАРТИНЫ ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ ДОМА-МУЗЕЯ ЛЕВИТАНА В ПЛЕСЕ
Вот и такой сюжет появился в новой, капиталистической России:
Картина, кстати, написана на основе реальных событий. Однажды в Москве, в ночь на 12 октября 1875 года, целая толпа вкладчиков (так и хочется сказать - обманутых) ворвалась в Московский коммерческий ссудный банк, чтобы хоть как-то спасти свои сбережения. Не удалось. Врывайся-не врывайся, а банк обанкротился.
Еще две примечательные картины:
Приход того, кого считали в деревне колдуном, на свадьбу, одних смутил, других испугал. Все, видно, замолчали. Молодые стоят молча, она немного напугана, он скорее угрюм и воспринимает происшествие как неизбежную помеху.
Проигнорировать приход такого человека на свадьбу было никак нельзя. И вот "колдуну" подносят хлеб и соль, его угощают. Ну а потом он уйдет и, если его все устроит, вреда не причинит.
А это Поленов.
Это уже не совсем реализм. Это уже импрессионизм, элементы которого проявились в живописи И. Левитана и который пробьет себе дорогу в полотнах К. Коровина, В. Серова, И. Грабаря, и др.
В.В. Поленов показал нам просто дворик. Обычный московский дворик. Небольшая залитая солнцем зеленая лужайка, белоголовый мальчик, много света и очень много белого. Легкая, вызывающая ностальгию картина. Уголок старой Москвы.
ОСЕНЬ на картинах Исаака Левитана
Узнали, где это? Это Трубниковский переулок, видна церковь Спаса Преображения на Песках, что рядом с Арбатом, правее видны купола церкви Николая Чудотворца в Плотниках на Арбате / снесена в 1932 году.
Так какой же была пореформенная Россия?
Разной. Трудовой и деловой, с многочисленными нерешенными проблемами, изживающая пережитки прошлого.