Найти в Дзене
Stories и история

Что мы узнали о пореформенной России из картин художников 2 половины XIX в.

Оглавление

Какой была пореформенная Россия / т.е. Россия в период после проведения либерадьных реформ 1860-1870-х гг.?

Посмотрим картины художников 2 половины XIX века. В это время основным направлением в живописи является реализм. Картины художников-передвижников: Крамского, Мясоедова, Репина, Ге, Перова, Ярошенко и других - реалистичны вплоть до натуралистичности (в чем их даже упрекали).

С картиной Ярошенко "Курсистка" мы уже знакомы:

Н. Ярошенко. Курсистка. Картина 1883 г. Здесь и далее изображения из открытых источников.
Н. Ярошенко. Курсистка. Картина 1883 г. Здесь и далее изображения из открытых источников.

Я уже писала о том, что во 2 половине XIX века в Российской империи появился новый персонаж - одетая по-городскому молодая дама, нередко коротко подстриженная, в шляпке вместо традиционного платка - курсистка, слушательница высших женских курсов, появившихся в России в ходе реформ царя Александра II. Именно так, с книгами и портфелем, изобразил ее на картине Николай Ярошенко.

Где женщина в царской России могла получить образование?

А вот еще одна картина Ярошенко - "Кочегар" - и еще один новый персонаж Российской империи. Рабочий, представитель рабочего класса по Марксу. Мне так, глядя на эту картину, вспоминаются хрестоматийные слова рабочего-революционера Петра Алексеева на судебном процессе 177 года: "подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда..."

Н.А. Ярошенко. Кочегар. Картина 1878 г.
Н.А. Ярошенко. Кочегар. Картина 1878 г.

На картине Ярошенко мы не видим протеста во взгляде рабочего, напротив, замечено, он смотрит по-детски кротко. А условия труда тяжелы. И вообще этот рабочий-кочегар какой-то неуклюжий, нелепый на фоне отсвета от раскаленной фабричной печи. И огненный отсвет, и сочетание красок у художника, я думаю, не случайны.

Фильм "Серебряные коньки" и проблемы Российской империи

Картина Владимира Маковского "На бульваре" у меня ассоциируется с книгой Горького "Мать". Ну типичный Власов-старший, только что в данный момент не пьян.

 В.Е. Маковский. На бульваре. Картина 1887 г.
В.Е. Маковский. На бульваре. Картина 1887 г.

А вообще-то картина представляет еще один типичный жизненный сюжет пореформенной России: женщина, судя по одежде, приехала из деревни в город - видимо, навестить мужа. Мужчина явно давно живет в городе, тогда многие так делали, чтобы заработать денег и отправить их своей семье. Картуз и сапоги выдают опять-таки рабочего или прислугу в лавке. Мужчина, видимо, доволен своей жизнью, он отстраненно играет на гармошке, женщина же не в своей тарелке, ей неуютно в городе и она не понимает, как ей теперь обращаться с мужем. Завязка драмы?

Город - Москва, на картине изображен Сретенский бульвар. Узнали?

Раз уж пошла "рабочая тема", рассмотрим еще одну картину В.Е. Маковского - "Свидание".

В.Е. Маковский. Свидание. Картина 1879 г.
В.Е. Маковский. Свидание. Картина 1879 г.

Мать-крестьянка приехала в город повидаться с сыном, отданным, видимо, в подмастерья. Привезла ему лепешку хлеба и смотрит на него с печалью, но не обнимает его, не разговаривает даже с ним - может, устала, а может, говорить - только душу растравливать себе и сыну. Репродукции этой картины обычно ставили учителя, когда в классе читали рассказ А.П. Чехова "Ванька" (и мне этот рассказ сразу вспомнился).

Но довольно о городе. Посмотрим, как жила деревня.

В.Г. Перов сатирически изобразил крестный ход на Пасху. -а ведь Пасха была одним из самых почитаемых церковных праздников.

В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасху. Картина 1861 г.
В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасху. Картина 1861 г.

Среди разных версий, почему художник изобразил явно подвыпившего батюшку, как и остальных участников крестного хода, есть и такая.

Действие, изображенное на картине, происходит на 7-ой день после Пасхи. В этот день батюшка шел в деревню и исполнял песнопения в каждой крестьянской избе, а крестьяне приносили ему "благодарность". Поскольку благодарили в т.ч. и спиртным, то к последнему дому священник подходил уже, скажем так, здорово подвыпившим, что мы и видим на картине Перова.

Знаменитая перовская "Тройка" общеизвестна, комментарии излишни.

В.Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. Картина 1866 г.
В.Г. Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. Картина 1866 г.

Обращу внимание на другую картину художника.

В.Г. Перов. Последний кабак у заставы. Картина 1868 г.
В.Г. Перов. Последний кабак у заставы. Картина 1868 г.

Мы видим на картине совершенно безлюдную занесенную снегом улицу где-то на окраине города. Вечер, почти стемнело. Женщина в санях-дровнях ждет, по всей видимости, своего мужа, который сидит в том самом последнем кабаке у заставы. В город приезжали торговать, продали товар, оттуда и деньги / теперь их не будет. Грустная реальность.

Г.Г. Мясоедов. Земство обедает. Картина 1872 г.
Г.Г. Мясоедов. Земство обедает. Картина 1872 г.

На полотне Г.Г. Мясоедова мы видим жизнь уездного земства. Земства как выборные органы местного самоуправления появились в России по реформе 1864 г. и являлись всесословными учреждегиями. В состав земских управ входили как землевладельцы, так и "выборные от сельских обществ", т.е. крестьяне. Вот здесь на картине обедают "выборные от сельских обществ" - хлебом с луком и солью, а, надо понимать, дворяне-землевладельцы - за закрытыми дверьми в помещении.

И опять Перов. "Чаепитие в Мытищах близ Москвы".

В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы. Картина 1862 г.
В.Г. Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы. Картина 1862 г.

Мытищи славились качеством своей воды, пить чай здесь было особым удовольствием. На картине служитель церкви в саду потягивает из блюдечка чай, а двух непрошенных гостей - слепого солдата и мальчика-нищего - хозяйка заведения пытается выпроводить. Не к месту они тут.

Красивая модно одетая барышня на картине Крамского, проезжающая в открытой коляске по Аничковому мосту в Петербурге - тоже часть русской жизни,

И.Н. Крамской. Незнакомка. Картина 1883 г.
И.Н. Крамской. Незнакомка. Картина 1883 г.

как бурлаки на Волге Ильи Репина

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. Картина 1873 г.
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге. Картина 1873 г.

или пустынный полустанок Исаака Левитана.

Исаак Левитан. Полустанок. 1880-е гг.
Исаак Левитан. Полустанок. 1880-е гг.

КАРТИНЫ ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ ДОМА-МУЗЕЯ ЛЕВИТАНА В ПЛЕСЕ

Вот и такой сюжет появился в новой, капиталистической России:

В.Е. Маковский. Крах банка. Картина 1881 г.
В.Е. Маковский. Крах банка. Картина 1881 г.

Картина, кстати, написана на основе реальных событий. Однажды в Москве, в ночь на 12 октября 1875 года, целая толпа вкладчиков (так и хочется сказать - обманутых) ворвалась в Московский коммерческий ссудный банк, чтобы хоть как-то спасти свои сбережения. Не удалось. Врывайся-не врывайся, а банк обанкротился.

Еще две примечательные картины:

В. В. Максимов. Приход колдуна на деревенскую свадьбу. Картина 1875 г.
В. В. Максимов. Приход колдуна на деревенскую свадьбу. Картина 1875 г.

Приход того, кого считали в деревне колдуном, на свадьбу, одних смутил, других испугал. Все, видно, замолчали. Молодые стоят молча, она немного напугана, он скорее угрюм и воспринимает происшествие как неизбежную помеху.

Проигнорировать приход такого человека на свадьбу было никак нельзя. И вот "колдуну" подносят хлеб и соль, его угощают. Ну а потом он уйдет и, если его все устроит, вреда не причинит.

А это Поленов.

В. В. Поленов. Московский дворик. Картина 1878 г.
В. В. Поленов. Московский дворик. Картина 1878 г.

Это уже не совсем реализм. Это уже импрессионизм, элементы которого проявились в живописи И. Левитана и который пробьет себе дорогу в полотнах К. Коровина, В. Серова, И. Грабаря, и др.

В.В. Поленов показал нам просто дворик. Обычный московский дворик. Небольшая залитая солнцем зеленая лужайка, белоголовый мальчик, много света и очень много белого. Легкая, вызывающая ностальгию картина. Уголок старой Москвы.

ОСЕНЬ на картинах Исаака Левитана

Узнали, где это? Это Трубниковский переулок, видна церковь Спаса Преображения на Песках, что рядом с Арбатом, правее видны купола церкви Николая Чудотворца в Плотниках на Арбате / снесена в 1932 году.

Так какой же была пореформенная Россия?

Разной. Трудовой и деловой, с многочисленными нерешенными проблемами, изживающая пережитки прошлого.

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и делитесь ею в соцсетях!

Читайте еще: Фильм "Серебряные коньки" и проблемы Российской империи

Какие люди жили в ПРОСВЕЩЕННОМ XVIII ВЕКЕ в России

Плёс. Что мы узнали о художнике Левитане

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, или почему художник Верещагин уничтожал свои картины?

Ю. Пименов: Новая Москва. 1937 год.

Утро в метро Нью-Йорка на картине 1914 года