В истории перехода Смоленска под власть Москвы в ходе русско-литовской Десятилетней войны 1512-1522 годов, наверное, самыми занятными моментами являются показательное упорство и настойчивость, с которой Василий III долбился в ворота города и то, как поляки с литовцами наблюдали за происходящим со стороны, не ударив палец о палец, чтобы отстоять город.
Василий III приходил под стены Смоленска в начале 1513 года. Потом летом того же года. Потом в следующем 1514 году таки добился своего. А что его визави, король польский и великий князь литовский Сигизмунд? А ничего.
Первый раз еще можно было как-то сослаться на то, что русские напали неожиданно. Хотя неожиданность для того времени – так себе отговорка. Так вот пока русские полки два месяца ползли от Москвы до Смоленска, Сигизмунд не собрал ровным счетом никого. А потом сообщил защитникам города, что войско не собралось, рассчитывать можно только на наемников, которых уже некогда нанимать. Поэтому – как-нибудь сами отбивайте московитов.
Надо сказать, что и вторую осаду Смоленск выстоял, несмотря на все приступы и посулы. Но вернувшись в ноябре 1513 года в Москву Василий III поездил по монастырям, помолился и …приказал собираться в третий поход. Важный момент – все три похода под Смоленск возглавлял сам великий князь, деля со своими воеводами и воинами всю горечь неудач.
Тем временем в 1514 году Сигизмунд наконец-то начал шевелиться. В Вильно из Кракова пришла щедрая поддержка из Польши – 30 бочек пороха. Потом наняли две тысячи конных и две тысячи пеших наемников. В результате, когда русская армия в третий раз пришла под Смоленск, все, на что хватило Сигизмунда – расположить отряд наемников в Орше, откуда они иногда делали вылазки против отдельных русских отрядов.
Зато в Смоленск прислали нового воеводу Юрия Сологуба, который как настоящий комиссар, занялся подъемом морального духа смолян. Он приводил горожан к присяге, кричал о том, что ни один московит не пройдет за стены доброго города Смоленска. Он же потом одним из первых и сломался, когда Василий III начал массированный обстрел города из подтянутого под стены оружейного наряда.
Интересно, что и на этот раз, прекрасно понимая, что русские вернутся, Сигизмунд начал собирать армию только когда московские полки уже подошли к Смоленску. На этот раз созвали «посполитое рушение». Но пока собирались, пока планировали маршрут движения к Смоленску, оказалось, что деблокировать уже нечего. Потому что Василий IIIпрямо заявил смолянам, что если потребуется, он будет обстреливать город в течение года без перерыва. А если Смоленск откроет ворота, то вместо ядер на горожан прольется дождь из льгот и привилегий. К тому моменту добрый город Смоленск уже устал отбиваться от русских без помощи своего короля.
В результате ворота открыли. Тех, кто перешел на русскую сторону, приветили. Тех, кто захотел вернуться в Литву и Польшу – наградили и отпустили. Впрочем, тем, кто решил вернуться, лучше было бы остаться у русских. Потому что поляки, встретив Юрия Сологуба, руководившего обороной Смоленска, объявили его изменником и казнили. То, что никто не пришел ему на помощь никого не волновало.
В городе воеводой остался князь Шуйский. И это был очень удачный выбор Василия III. Потому что следом случилась Оршанская битва и «пятая колонна» в Смоленске собралась было вернуться «в родные берега». Но не тут то было. Шуйский вычислил заговор, ликвидировал смуту. И Смоленск так и остался за Россией. Правда, пока еще не навсегда. За этот ключевой город и крепость Россия с одной стороны и Литва и Польша с другой будут сражаться еще очень долго.
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм