Буквально вчера, прогуливаясь от ближайшего кинотеатра до дома родного я ступил на холодный пол подземного перехода, в котором настойчиво раздавались звуки скрипки. В нескольких шагах от меня свое недовольство музыкантом выражала женщина полупреклонного возраста - звучали небрежные 'пиликает', 'по новой завела', 'артистка'. Неприятное ворчание настолько меня поглотило, что я прослушал исполненную мелодию и разобрал только остатки фонограммы - что-то из классического рок-наследия, кажется из позднего 'Queen'.
В легком отчаянии от тяжести сосуществования я невольно призадумался по какой причине в подобном месте совершенно невозможно услышать что-то из дорогих мне джазовых мелодий. Не помню встречалась ли мне хотя бы пошлейшая версия 'Саммертайма' (по-другому не написать), или, на худой конец, 'Каравана'. Пускай на аккордеоне, пускай на расстроенной холодом гитаре, пускай привыкшим к интонациям русского рока усталым голосом. Звучало бы это безусловно гораздо хуже, чем вышеупомянутое - и все же.
С этой мыслью я поспешил домой, чтобы вывести, по крайней мере для себя лично, какие мелодии из мира джаза смогли вырваться за жанровые рамки и стать сколько-нибудь узнаваемыми, популярными вне узкого круга поклонников одного из главных американских изобретений двадцатого века. Удивительно, но каким бы бескрайним не казалось джазовое композиционное наследие подобные мелодии могут уместиться на пальцах одной руки - один из них я с уверенностью отвел под тему Бобби Тиммонса 'Moanin'.
Не путай! или что общего у Чарльза Мингуса, Ирвинга Миллса и Хэнка Сноу
Для начала бы неплохо определиться о какой мелодии вообще идет речь; дело в том, что слово 'Moanin' неоднократно использовалось в названии композиций, прежде всего, как нетрудно предположить, блюзовой направленности - вспоминается 'Moanin' and Groanin' Blues' Иды Кокс, 'Moanin' In The Moonlight' Хаулин Вулфа, 'Moanin' Blues' Джона Ли Хукера, однако автором наиболее популярного номера с подобным названием стал кантри-исполнитель Хэнк Уильямс.
На соответствующим образом названной пластинке блестящей певицы Эрнестины Андерсон шестидесятого года и вовсе звучит мелодия 'Moanin' Low', написанная тандемом Шварц-Дитц в 1929 году. Композиции была уготована участь джазового стандарта - запоминающиеся версии выдали главные голоса планеты, от джазовых леди Билли и Эллы до Джонни Мэтиса и Барбры Стрейзанд.
Впрочем, если спутать 'Moanin' и 'Moanin' The Blues' сможет не каждый, то с темами обозначенными лишь первым словом сложнее. Например, в начале семидесятых достоянием общественности стала семерка с 'Moanin' от одного из самых эксцентричных персонажей в истории музыки, Скримин Джей Хокинса.
Кажется же первой мелодией с подобным названием стала тема авторства тромбониста Гарри Уайта - впервые фокстрот прозвучал в исполнении Mills' Blue Rhythm Band на шеллаке Victor начала тридцатых. На другой стороне пластинки слушатели могли ознакомиться со свежим номером Дюка Эллингтона - подобное соседство не случайно, ведь группа 'Mills' Blue Rhythm Band' была названа по имени Ирвинга Миллса, менеджера Эллингтона со второй половины двадцатых и кроме того бенефициара половины авторских отчислений за исполняемые оркестром мелодии.
Однако любопытная композиция не слишком прижилась в отличие от двух последовавших спустя четверть века мелодий - первая была написана Бобби Тиммонсом, пианистом коллектива 'Jazz Messengers', которым на тот момент уже единолично руководил Арт Блейки, автором же второй стал контрабасист Чарльз Мингус, добавивший тему на один из своих лучших альбомов 'Blues & Roots'.
Трудно представить каким образом можно спутать характерную тему Мингуса с госпел-блюзом Тиммонса, однако умудряются и вполне себе уважаемые люди, например, обозреватель джаза с популярного ресурса Арзамас, доцент, кандидат, музыковед. Поддерживают его тролли с Reddit - один из предлагает во всем винить канадского кантри-артиста Хэнка Сноу, автора песни с тем же названием.
Поскольку впереди нас (слава Богу, в следующих сериях) ждет сотня-другая интерпретаций мелодии Тиммонса, то предлагаю напоследок вспомнить восемь блюзовых минут, выпущенных в марте 1960 года под именем легендарного контрабасиста - соло берут саксофонисты Джеки Маклин (альт), Пеппер Адамс (баритон) и Букер Эрвин (тенор).
Не лишним будет уточнить, что музыканты оказались в студии в феврале 1959-го - вполне возможно, что кто-то из десяти принимавших участие в записи артистов уже успел прикупить себе свежий альбом Арта Блейки с 'Moanin' Тиммонса, появившийся в начале того же года.
Соул-джаз / Хард-боп из Филадельфии
Надо сказать, что 'Moanin' для пианиста Роберта Генри Тиммонса вещь не случайная - с раннего возраста он играл в церкви, священником в которой был его дедушка. Влияние звучащей там музыки на его композиции трудно не расслышать - многие джазовые артисты его поколения могли похвастать схожей биографией, однако далеко не в каждом случае взаимосвязь была столь очевидной.
Тиммонс переехал в Нью-Йорк в 1954 году в возрасте девятнадцати лет и вскоре вписался в местную джазовую тусовку, занимая место за фортепиано в группах Кенни Дорэма и Сонни Ститта. Первые его появления на пластинках впечатляют не меньше - серия записей на Blue Note в качестве пианиста секстетов Дорэма и Хэнка Мобли, появление на Pacific Jazz вместе с Четом Бейкером.
Место рождения пианиста в результате будто бы сыграло решающую роль в его карьере - в 1958 году Арт Блейки решил устроить очередную перезагрузку своему проекту 'Jazz Messengers' и собрать полностью новый состав музыкантов. Набрать молодых (двадцатилетний трубач Ли Морган был младше лидера группы на те же двадцать лет) музыкантов было поручено саксофонисту Бенни Голсону, который не только блестяще выполнил поручение, но и принес серию авторских мелодий и аранжировок, две из которых, 'Blues March' и 'Along Came Betty', навсегда вошли в репертуар группы.
По стечению обстоятельств все артисты нового состава оказались музыкантами из Филадельфии, выступающими в Нью-Йорке - Тиммонса саксофонист заметил, когда тот сидел за роялем в бенде Чета Бейкера (см. альбом 'Chet Baker In New York'). Так что очень условно, но третий состав 'Art Blakey & The Jazz Messengers' можно именовать 'филадельфийским' - сам Блейки, к слову, уроженец Питтсбурга, что также в штате Пенсильвания, пусть и в 500 километрах на запад.
Первая же запись квинтета стала большим хитом - в первую очередь своей популярностью LP обязан синглу 'Moanin', прогремевшему не только в США, но и в Европе.
Пластинка была записана одним октябрьским днем 1958 года в студии Ван Гелдера в Hackensack. Последнее особенно важно, учитывая, что в следующем году знаменитый звукоинженер наконец забросит оптометрию и всецело посвятив себя любимому делу переедет в Englewood Cliffs, что, в свою очередь, заметно скажется на звучании прежде всего лейбла Blue Note, целиком и полностью зависящего от усилий одного профессионала.
На альбом попали шесть композиций, пять из которых были авторскими (единственный стандарт заключительная 'Come Rain Or Come Shine'), три же (вышеупомянутые 'Moanin', 'Blues March' и 'Along Came Betty') были доступны в виде синглов. Несмотря на то, что изначально альбом не имел никакого названия впоследствии он стал именоваться по главному хиту, обсуждаемой теме Бобби Тиммонса.
В конце того же года квинтет отправился в гастроли по Европе - сегодня доступны по меньшей мере пять записей с европейских концертов устроенных в ноябре-декабре 1958-го, однако классическим исполнением был и остается попавший на пластинку дубль длиною в девять с половиной минут.
К слову, CD переиздание предлагает не только услышать предваряющий музыку диалог Ли Моргана и Руди Ван Гелдера, но и ознакомиться с альтернативной версией одной из главных мелодий хард-бопа.
Историю же создания 'Moanin' в интервью упоминал собравший 'филадельфийский квинтет' саксофонист Бенни Голсон - сегодня маэстро 92 года и он единственный из ныне живущих музыкантов того легендарного коллектива:
"Во время гастролей я обратил внимание на стильную фразу, которую Бобби наигрывал на концертах между темами. Мы были в Колумбусе, штат Огайо, когда я решил собрать музыкантов на репетицию. Бобби удивился, потому что весь репертуар мы исполняли уверенно - я же напомнил ему про ту мелодию, которую он постоянно повторял на концертах. Он ответил, что это не больше, чем удачная фраза, но я настаивал на своем со словами, что у него уже есть 8 тактов, осталось только придумать бридж.
Первый вариант бриджа мне показался неудачным и через пятнадцать минут Бобби написал еще один и спросил мое мнение. По его лицу было видно, что он не в восторге от написанного, я же ответил, что это то, что надо и мы выучили мелодию. Название для нее также придумал Бобби."
Вскоре, несмотря (или в связи) на большой успех группу покинул Бенни Голсон, а на его место был взят Хэнк Мобли. В этом составе 'Jazz Messengers' лишь раз побывали в гостях у Ван Гелдера, да и то, не слишком удачно - запись выпустили лишь в прошлом, 2020, году под названием 'Just Coolin'. Двумя другими альбомами квинтета стали две части концерта в клубе Birdland ('At The Jazz Corner Of The World Vol. 1' и 'Vol. 2'), после чего Тиммонс на несколько лет покинул 'посланцев джаза', чтобы вписаться в другой крайне многообещающий коллектив под предводительством Кэннонболла Эддерли.
Я знаю только то, что ничего не знаю
В середине шестидесятых главный джазовый лейбл Blue Note был приобретен Liberty; последовавшие предсказуемые изменения коснулись каждого элемента, составлявшего магию легендарного оплота модерн-джаза - на заслуженный покой отправился Альфред Лайон, спустя же пару лет обложки лишились новаторского дизайна Рида Майлза, а винил заветных штампов 'Plastylite' и 'RVG'.
Одним из нововведений оказались так называемые 'Little LP' - по сути это были привычные семидюймовые синглы, но проигрывались они со скоростью не в 45 оборотов в минуту, а привычные для LP 33 1/3. Как нетрудно догадаться, это позволяло уместить на пластинке куда больше музыкального времени и не разделять продолжительные модерн-джазовые истории напополам.
Попали на подобные Little LP коммерчески успешные композиции - в первых рядах оказалась и 'Moanin' Бобби Тиммонса. Продолжительность же подобной версии (по крайней мере так указано) оказалась на две с половиной минуты меньше обычной - увы, приобрести подобный экземпляр и выяснить куда делись драгоценные минуты мне пока что не удалось.
В следующем тексте, посвященном бессмертной композиции Тиммонса поговорим об его, в некотором смысле, соавторе; в настоящий большой хит мелодию превратил написавшей к ней слова Джон Хендрикс и исполнивший ее вместе с коллегами по вокальному трио 'Lambert, Hendricks & Ross' - легендарная интерпретация станет поводом к обсуждению других любопытных вокальных версий.