Продолжаем цикл статей, посвященных популярной нарратологии (науке про то, как сценаристы, писатели и авторы компьютерных игр строят свои истории). Сегодня обсудим ещё одно важное для полнокровного повествования явление.
Представьте себе, что вам предстоит рассказать друзьям анекдот. Вот только для того, чтобы до слушателей дошла его «соль», перед началом истории нужно сообщить им некую вводную информацию.
Эта информация и есть то, что в нарратологии называется «экспозиция». Происходит от латинского «выставление напоказ, изложение» (к слову, у музейщиков и фотографов есть свои значения этого термина).
Содержательно экспозиция может включать в себя буквально что угодно — от прошлого главного героя до описания места действия.
В романах для этих целей изредка используется пролог (короткая законченная история, которая предваряет основной сюжет) и гораздо чаще — первые главы книги вплоть до завязки. Такой вариант называется «прямая экспозиция».
При планировании книги важно понимать (и чувствовать) баланс: если экспозиции окажется недостаточно, то ваша аудитория не поймет что происходит. Перебор же с экспозицией может убить динамику истории, а также сделать текст книги тягучим и трудновоспринимаемым. А то и хуже — читатели сочтут её скучной или плохо написанной.
Кстати, в старых романах авторы нередко безбожно затягивали экспозицию в начале, из-за чего сегодня читать их бывает довольно мучительно.
Впрочем, современными авторами вводная информация может вставляться вообще в любую часть книги — уже не обязательно в самое начало.
Например, сегодня очень любят приём «отложенная экспозиция». Автор хочет ввести читателя сразу в гущу событий и поэтому первой идёт глава откуда-нибудь из кульминации. А вот дальше, уже заинтересовав вас, писатель скачком возвращает события в прошлое и читателя уже спокойно вводят в мир (сеттинг), знакомят с главным героем, рассказывают положение дел перед завязкой и только потом дают основной сюжет.
Очень изящно выглядит, когда элементы экспозиции разбросаны по всему тексту книги и подаются постепенно через проговорки персонажей и в разного рода мелких деталях. Это делает книгу пригодной для повторного прочтения, а фильм — для повторного просмотра. Читатель (или зритель) при таком подходе сам собирает общую картину из ловко подбрасываемых автором фрагментов, получая от этого отдельное интеллектуальное удовольствие.
Такой метод называется «непрямая экспозиция». Читателя можно ввести в курс дела множеством косвенных способов: с помощью диалогов, воспоминаний и мыслей героя, с помощью деталей интерьера или пейзажа, средствами массовой информации, через письма или записки, или даже через персонажей, по ходу дела рассказывающих предысторию.
Обратный пример, когда экспозиция подаётся крупными блоками (а также в виде приёмов типа «автор вводит специального персонажа, нужного исключительно для объяснения происходящего») может выливаться в ситуацию, когда читателя что называется «забарахоливают экспозицией».
Если делать это неуклюже, то описанный подход будет вредить истории. Поэтому экспозиция наиболее адекватно воспринимается в начале книги. Также важно с ней в принципе не переборщить, чтобы оставить простор для фантазии читателя.
Многие начинающие авторы, придумав увлекательный и подробный мир, пытаются впихнуть в роман всё, что придумали, не оставляя места для самостоятельной поисковой работы читателя. Это большая ошибка.
Кстати, не знакомые с пространной вселенной «Дюны» Герберта нечто подобное могли ощутить, пока смотрели свежую экранизацию книги от Дени Вильнёва*.
*Критики справедливо упрекали режиссера в том, что слишком уж многое в его истории объясняется словами, а не показывается методами кино («визуальное повествование»).
Впрочем, этот грех был куда более присущ ранней экранизации «Дюны» Дэвида Линча, с которой этот фильм также частенько сравнивают.
Существует ещё приём «обратная экспозиция». Это когда все непонятное объясняется в самом конце. Подобное решение очень типично для классического детектива: Шерлок Холмс сидит у камина в финале и объясняет все непонятное, что случилось ранее по сюжету, Ватсону.
Существует такжесовсем уж альтернативный (и редкий сегодня) способ дать экспозицию уже после окончания событий книги. Для этого делается приложение (аппендикс), в котором автор выкладывает документы, письма, карты или дневниковые записи, которые прояснят читателю тёмные моменты только что прочитанной истории.
Такой метод иногда считают старомодным и тяжеловесным. Однако он подходит для больших и детально проработанных литературных вселенных, где слишком уж многое для читателя остается «за кадром».
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось или показалось полезным это чтение, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.