Друзья, сегодня я хочу почтить память прославленного скульптора Сергея Михайловича Орлова. Он покинул этот мир пол века назад – 18 ноября 1971 года, а пришёл в него, чтобы сделать лучше, 110 лет назад – 14 сентября 1911 года. Его сотрудничество с Дмитровским фарфоровым заводом в подмосковных Вербилках одарило всех нас жизнерадостными сказочными произведениями. Давайте ими полюбуемся вместе!
Шевцов В. Скульптуры из фарфора // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1946. – № 21 (6692), 25 января. – С. 3.
Обычно считают, что большие монументальные скульптуры можно делать из таких материалов, как гипс, бронза, дерево. Фарфор и фаянс по установившейся традиции предназначены для небольших, главным образом, декоративных скульптур.
Творчество молодого советского скульптора С. М. Орлова наглядно опровергает это мнение.
Перед нами – красочная полуметровая композиция «Александр Невский». На фоне сказочной природы возвышается величественная фигура русского полководца. У ног Александра Невского лежит поверженный ливонский рыцарь.
Композиция сочетает героический пафос темы с декоративностью формы. Бирюзовый лес, золотая земля, чёрный плащ рыцаря, разноцветное одеяние Невского – все эти цвета переливаются, играют множеством оттенков, оставляя яркое впечатление. Материал, из которого сделана композиция, – фарфор.
Проблема цвета в скульптуре разрешается Орловым очень интересно. Для него краски не только элемент декоративности: они помогают ярче и отчётливее дать характеристику образу или природе.
Его работы привлекают богатством фантазии, знанием материала, из которого они создаются, и высокой техники.
Создание раскрашенной фарфоровой скульптуры требует большого мастерства. Приступая к работе, скульптор должен прежде всего слепить восковую или глиняную модель.
Затем в гипсовую форму заливается сметанообразная фарфоровая масса. Гипс обладает свойством одновременно впитывать влагу и притягивать на стенки формы частицы фарфоровой массы.
В результате получается фарфоровый слой, в точности воспроизводящий взятую для формовки модель. После нескольких других технических процессов – сушки, закрепления и т. д. – на вещь наносятся разнообразные краски.
На открывшейся Всесоюзной художественной выставке в Третьяковкой галерее демонстрируются работы С. Орлова на эпические сказочные сюжеты: триптихи «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о коньке-горбунке», две остроумно разрешённые фигуры лешего и большая композиция «Сказка».
Последняя работа очень красива по цвету и интересно воссоздает образы русских сказок.
Скульптор изобразил Ивана царевича с царевной, мчащихся на сером волке. Вокруг них мы видим бабу-ягу, домового, водяного, русалку, Змея-Горыныча [подарена американскому дипломату А.Гарриману в 1944 году В.М. Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки в Государственной Третьяковской галереи].
Сюжеты русских сказок и былин занимают видное место в творчестве Сергея Орлова.
Особенно любит скульптор образ былинного героя Микулы Селяниновича. В мастерской мы увидели эскиз его новой работы «Вольга зовёт Микулу на ратный подвиг». Среди других эскизов интересна красочная композиция «Садко на дне морского царства».
Наряду со сказочными темами скульптор создаёт и большую фарфоровую композицию «Карнавал».
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти