Найти тему
Вижу красоту

#СИЛАВПАМЯТИ: сказочный фарфор Сергея Орлова

Сергей Орлов. Фрагмент. Скульптура «Иванушка на Коньке-Горбунке». 1944–1945. Вербилки. Высота 38 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11772. Госкаталог: 13316095. Источник: goskatalog.ru
Сергей Орлов. Фрагмент. Скульптура «Иванушка на Коньке-Горбунке». 1944–1945. Вербилки. Высота 38 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11772. Госкаталог: 13316095. Источник: goskatalog.ru

Друзья, сегодня я хочу почтить память прославленного скульптора Сергея Михайловича Орлова. Он покинул этот мир пол века назад – 18 ноября 1971 года, а пришёл в него, чтобы сделать лучше, 110 лет назад – 14 сентября 1911 года. Его сотрудничество с Дмитровским фарфоровым заводом в подмосковных Вербилках одарило всех нас жизнерадостными сказочными произведениями. Давайте ими полюбуемся вместе!

Шевцов В. Скульптуры из фарфора // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1946. – № 21 (6692), 25 января. – С. 3.

Обычно считают, что большие монументальные скульптуры можно делать из таких материалов, как гипс, бронза, дерево. Фарфор и фаянс по установившейся традиции предназначены для небольших, главным образом, декоративных скульптур.

Арбат Ю.А. Фарфоровых дел мастера: Очерки. – М.: Профиздат, 1955.
Арбат Ю.А. Фарфоровых дел мастера: Очерки. – М.: Профиздат, 1955.

Творчество молодого советского скульптора С. М. Орлова наглядно опровергает это мнение.

Сергей Орлов. Скульптура «Александр Невский». 1944. Высота 93 см. Государственный Русский музей / СФ-340. Источник: rusmuseumvrm.ru
Сергей Орлов. Скульптура «Александр Невский». 1944. Высота 93 см. Государственный Русский музей / СФ-340. Источник: rusmuseumvrm.ru

Перед нами – красочная полуметровая композиция «Александр Невский». На фоне сказочной природы возвышается величественная фигура русского полководца. У ног Александра Невского лежит поверженный ливонский рыцарь.

Композиция сочетает героический пафос темы с декоративностью формы. Бирюзовый лес, золотая земля, чёрный плащ рыцаря, разноцветное одеяние Невского – все эти цвета переливаются, играют множеством оттенков, оставляя яркое впечатление. Материал, из которого сделана композиция, – фарфор.

Проблема цвета в скульптуре разрешается Орловым очень интересно. Для него краски не только элемент декоративности: они помогают ярче и отчётливее дать характеристику образу или природе.

Его работы привлекают богатством фантазии, знанием материала, из которого они создаются, и высокой техники.

Создание раскрашенной фарфоровой скульптуры требует большого мастерства. Приступая к работе, скульптор должен прежде всего слепить восковую или глиняную модель.

Затем в гипсовую форму заливается сметанообразная фарфоровая масса. Гипс обладает свойством одновременно впитывать влагу и притягивать на стенки формы частицы фарфоровой массы.

Сергей Орлов. Скульптура «Иванушка на Коньке-Горбунке». 1944–1945. Вербилки. Высота 38 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11772. Госкаталог: 13316095. Источник: goskatalog.ru
Сергей Орлов. Скульптура «Иванушка на Коньке-Горбунке». 1944–1945. Вербилки. Высота 38 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11772. Госкаталог: 13316095. Источник: goskatalog.ru

В результате получается фарфоровый слой, в точности воспроизводящий взятую для формовки модель. После нескольких других технических процессов – сушки, закрепления и т. д. – на вещь наносятся разнообразные краски.

Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.
Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.

На открывшейся Всесоюзной художественной выставке в Третьяковкой галерее демонстрируются работы С. Орлова на эпические сказочные сюжеты: триптихи «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о коньке-горбунке», две остроумно разрешённые фигуры лешего и большая композиция «Сказка».

Сергей Орлов. Скульптура «Леший». 1944–1945. Вербилки
Сергей Орлов. Скульптура «Леший». 1944–1945. Вербилки

Последняя работа очень красива по цвету и интересно воссоздает образы русских сказок.

Сергей Орлов. Скульптура «Сказка о Иване Царевиче» // Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.
Сергей Орлов. Скульптура «Сказка о Иване Царевиче» // Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.

Скульптор изобразил Ивана царевича с царевной, мчащихся на сером волке. Вокруг них мы видим бабу-ягу, домового, водяного, русалку, Змея-Горыныча [подарена американскому дипломату А.Гарриману в 1944 году В.М. Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки в Государственной Третьяковской галереи].

Сергей Орлов. Скульптура «Русский богатырь на стороже». 1947. Вербилки. Высота 93,5 см. Пермская государственная художественная галерея / С-243. Госкаталог: 28632183. Источник: goskatalog.ru
Сергей Орлов. Скульптура «Русский богатырь на стороже». 1947. Вербилки. Высота 93,5 см. Пермская государственная художественная галерея / С-243. Госкаталог: 28632183. Источник: goskatalog.ru

Сюжеты русских сказок и былин занимают видное место в творчестве Сергея Орлова.

Особенно любит скульптор образ былинного героя Микулы Селяниновича. В мастерской мы увидели эскиз его новой работы «Вольга зовёт Микулу на ратный подвиг». Среди других эскизов интересна красочная композиция «Садко на дне морского царства».

Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.
Нерсесов Н.Я. Сергей Михайлович Орлов. – М.: Советский Художник, 1956.

Наряду со сказочными темами скульптор создаёт и большую фарфоровую композицию «Карнавал».

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив #силавпамяти