Найти тему
История и культура Евразии

Саладин - правитель Ближнего Востока и его образ в средневековой Европе

Оглавление

Салах ад-Дин (Саладин) является одной из самых известных личностей средневекового Ближнего Востока. В то же время о нем сложено столько легенд, что настоящая его личность скрывается за ними как за ярким восточным ковром.

Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа́ ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́ди аль-Курди́ (1137, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии и др., военачальник, мусульманский лидер XII века.
Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа́ ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́ди аль-Курди́ (1137, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии и др., военачальник, мусульманский лидер XII века.

Ближний Восток времён Салах ад Дина

Его время можно охарактеризовать господством крестоносцев на Ближнем Востоке. Они пользовались постоянным противостоянием между суннитами и шиитами, которые ненавидели друг друга больше чем западных рыцарей. И тем даже приходилось защищать одну конфессию от другой.

Шииты группировались вокруг Фатимидского халифа в Египте, а сунниты вокруг турок-сельджуков, захватившими власть в Багдаде, где правил суннитский халиф.

Зангиды

Такое положение не могло долго устраивать мусульман. И первыми, кто поднялся на борьбу именно с крестоносцами были представители тюркской династии Зангидов.

Будучи сельджукскими правителями Ирака и Сирии Зангиды вели активную борьбу с крестоносцами.

Особенно прославился в борьбе против рыцарей тюркский атабек Халеба Нур ад-Дин Махмуд Занги.

Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги (1116—15 мая 1174) — тюркский атабек Халеба c 1146 года и амир (эмир) Дамаска с 1154 года из династии Зангидов.
Аль-Малик аль-Адиль Нур ад-Дин Абу аль-Касим Махмуд ибн Имад ад-Дин Занги (1116—15 мая 1174) — тюркский атабек Халеба c 1146 года и амир (эмир) Дамаска с 1154 года из династии Зангидов.

В 1154 году Нур ад-Дин Махмуд стал правителем Дамаска и таким образом объединил всю Сирию под своей властью.

При нём Дамаск стал крупным культурным центром Ближнего Востока, где жили многие улемы (ученые).

Планы Зангидов по Египту

Основной геополитической задачей Нур ад-Дина Махмуда был захват Египта. Это существенно усилило бы возможности Зангидов, а также подорвало бы экономическую основу шиизма.

А Египет был богат, и придворный историк иерусалимского короля Амори I-го Гийом Тирский хорошо описал Египет как богатейшую страну, управляемую слабыми халифами при всесильных визирях.

В 1169 году, дядя Салах ад-дина - Асад ад-Дин Ширкух был послан Нур ад-Дином с войском в Египет, где тот казнил визиря Шевара и сам стал главным визирем.

Саладин как личность

Салах ад-Дин был очень религиозным человеком, свято исповедовавшим ислам. Это выгодно отличало его от тогдашнего разложившегося мира городского населения Ближнего Востока, уже заражённого ересями и скептическим отношением к религии.

При этом главной своей внешнеполитической задачей он ставил освобождение Иерусалима от крестоносцев.

Саладин в Египте

Саладин активно участвовал в завоевании Египта в качестве младшего офицера в войсках своего дяди Ширкуха.

  • «Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал» — Салах ад-Ди

В 1169 году, после смерти дяди Ширкуха шиитский халиф Египта аль-Адид выбрал Саладина новым везирем Мисра (Египта).

13 сентября 1171 года аль-Адил умирает и Саладин объявляет себя единоличным правителем Египта - султаном. При этом он признает верховную власть Зангидов в Дамаске.

Взятие Дамаска

15 мая 1174 года правитель Дамаска и сюзерен Саладина Нур ад-Дин умирает (возможно отравлен). Это освободило Саладина от клятв верности Зангидам (Гийом Тирский приписывал отравление Нур ад-Дина Саладину).

В Дамаске разворачивается борьба за власть. В этой ситуации Саладин встает на сторону 11-летнего сына Нур ад-Дина - ас-Салеха.

23 ноября 1174 года отряд конницы, посланный Саладином без препятствий овладел Дамаском (перед ним просто на просто открыли ворота).

Взятие Саладином Иерусалима

  • 4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине; король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим - Википедия
«Победоносный Саладин». Гравюра Гюстава Доре, XIX век.
«Победоносный Саладин». Гравюра Гюстава Доре, XIX век.

Саладин проявил большую милость к побежденным крестоносцам и мирным жителям-христианам. Это снискало ему большую славу как образца милосердия и великодушия.

Реакция западных государей на взятие Саладином Иерусалима

После взятия Иерусалима папа Римский Григорий VIII подписал буллу, где горько оплакивал поражение западного рыцарства:

"О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего" - начало буллы
Григорий VIII (между 1105 и 1110, Беневенто — 17 декабря 1187, Пиза) — Папа Римский с 21 октября по 17 декабря 1187 года.
Григорий VIII (между 1105 и 1110, Беневенто — 17 декабря 1187, Пиза) — Папа Римский с 21 октября по 17 декабря 1187 года.

При этом, папа Римский призывал к новому крестовому походу против мусульман с целью возвращения Иерусалима в лоно христианской церкви.

Третий крестовый поход

Летом 1190 года начался Третий крестовый поход. Его возглавили французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

Весь поход сосредоточился на осаде приморского города Акры. Около него происходили основные бои похода. 12 июля 1191 года Аккра была сдана крестоносцам.

Капитуляция Акры Филиппу II Августу (1191). Иллюстрация из издания XIX в.
Капитуляция Акры Филиппу II Августу (1191). Иллюстрация из издания XIX в.

После этого крестоносцы в нескольких боях разгромили мусульман и осадили Иерусалим, захватив часть города. Но большего не добились. Тем более у Ричарда были проблемы в Англии, где он мог потерять корону.

  • Наконец, Ричард, который, оставаясь в Азии, рисковал потерять свою корону, заключил 1 сентября 1192 года договор с Саладином. Этот постыдный для чести Ричарда мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира, Иерусалим оставался во власти мусульман, Святой крест не возвращён. Саладин даровал христианам мир на три года. В это время они могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих. Этот бесславный мир лёг тяжёлым обвинением на Ричарда. Современники подозревали его даже в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости - Википедия

Благородный сарацин

Именно после Третьего крестового похода Саладин стал изображаться менестрелями как как благородный рыцарь и милосердный правитель. Это было связано не с его лучшими человеческими качествами (которые у него были конечно), а с тем, чтобы оправдать поражение от него. Ведь лучше проиграть сильному и благородному воину, чем какому-то варвару.

Развитие образа Саладина в Европе как идеального рыцаря

В дальнейшем образ Саладина в сознании средневековых европейцев встал в один ряд с рыцарями Круглого Стола (король Артур) и рыцарями Карла Великого (хотя во времена Карла Великого еще не было рыцарства).

О доблести Саладине появилось много рассказов, которыми вдохновлялись европейские рыцари. И это стало своеобразным мейнстримом, когда мусульманские правители стали также считаться равными европейским правителям.

При этом даже договаривались до того, что Саладин якобы принимал звание христианского рыцаря, пройдя соответствующий ритуал. Иногда доходило до того, что Саладина напрямую выводили из какого-то европейской аристократической семьи - то бишь он был европейцем.

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

Все статьи канала "История и культура Евразии" до февраля 2021 года