Принято считать, что грузовики — это скучно и привычно. Но среди этих честных трудяг хватает рекордных монстров, параметры и способности которых откровенно поражают. Собрали самые яркие примеры.
Nicolas Tractomas. Самый большой тягач
Слышали когда-нибудь про грузовики французской фирмы Nicolas? Да, такая специфическая техника известна далеко не всем. А ведь в 2005 году пятиосный полноприводный монстр этой фирмы попал в Книгу рекордов Гиннесса с формулировкой «самый большой в мире тягач». Nicolas Tractomas TR 10x10 D100 – это балластный тягач для сверхтяжёлых автопоездов, первую партию которых ещё в середине 2000-х французам заказала южноафриканская транспортная фирма Rotran, заплатив за каждый из четырёх грузовиков по 800 000 евро.
Длина пятиосного Tractomas — 12,6 метра, ширина — почти 3,5 метра, а в высоту он достигает 4,5 метра. За кабиной стоит 27-литровый турбодизельный V12 компании Caterpillar на 912 л.с. и 3460 Нм крутящего момента. Коробка передач — восьмидиапазонный автомат фирмы Dana Clark Spicer.
Для увеличения так называемого сцепного веса, позволяющего сдвигать с места тяжёлые сцепки, Tractomas TR 10x10 загружается щебёночным балластом, с которым его общая масса достигает 71 т. Зато после этого французский тягач может один тащить по дороге автопоезд весом под 600 тонн! Хотя чаще для буксировки таких огромных масс в сцепку «впрягают» ещё один тягач.
LeTourneau Overland Train. Самый длинный внедорожный автопоезд
Эта экзотическая самоходная «змея» была создана в США в 60-е годы как военный транспортер для снабжения армии на случай, если грузы придётся подвозить по бездорожью при разрушении обычных дорог во время войны (угадайте, какой и с кем). Создавала необычный внедорожный автопоезд американская компания LeTourneau, которая в 1962 году вывела на испытание изделие с названием TC-497 Overland Train Mark II.
У него была электронная система управления — когда с пульта в тягаче шли команды на рулевые механизмы прицепов, благодаря которым колёса прицепов поворачивали там же, где и управляемые колёса тягача. Поэтому состав всё время шёл за тягачом след в след даже на извилистых маршрутах, двигаясь по уже протоптанной колее.
Overland Train имел 12 прицепов и общую длину в 170 метров, мог перевозить до 150 тонн груза и располагал запасом хода до 640 км. Кроме полноприводного тягача, тащить состав помогали три мотор-вагона (схема «тяни-толкай»). Двигатели — газотурбинные, один — в тягаче, а ещё три в прицепах, каждый мощностью по 1183 л.с. Увы, в серию экзотическая «сороконожка» так и не пошла, а от автопоезда уцелел только сам головной тягач, который обосновался в музее знаменитого автополигона в Юме, штат Аризона.
БелАЗ-75710. Самый большой самосвал
Представленный в 2013 году БелАЗ-75710 — не просто самый большой самосвал в мире, но и явно одно из самых больших колёсных творений в истории человечества. Исполинские размеры — более, чем у иного домика: длина 20,6 м, ширина 9,7 м, высота 8,1 м, плюс ещё два лестничных пролёта в кабину.
В снаряжённом виде БелАЗ-75710 весит 360 тонн, но его главный параметр — это рекордная в классе грузоподъёмность в 450 метрических тонн, тогда как конкуренты в лице Caterpillar 797F и Liebherr T 284 могут взвалить на себя «всего» 363 тонны. Но и это не предел. В январе 2014 года этот БелАЗ поставил рекорд Гиннесса для Европы и СНГ, перевезя по полигону груз в 503,5 тонны, с которым общая масса самосвала достигла 863 тонн! Чтобы выдерживать такие чудовищные веса, у суперсамосвала двускатными сделаны не только передние, но и задние колёса. Одна покрышка весит 5 тонн и держит нагрузку не менее 100 тонн. А для повышения маневренности гиганта оба неразрезных моста сделаны поворотными.
Двигателей у БелАЗ-75710 сразу 6 штук! На каждое колесо — под одному электромотору мощностью 810 «сил». Их питают два 1700-киловаттных генератора Siemens, которые, в свою очередь, крутят два 16-цилиндровых турбодизеля MTU DD 16V4000, каждый рабочим объёмом 65 литров и отдачей в 2300 л.с. и 9313 Нм. Общая мощность двух дизелей и четырёх тяговых электромоторов – почти 7840 «лошадей», разгоняющих гружёный самосвал до 64 км/ч! К осени 2019 года собраны всего 3 машины ценой примерно по $2 млн, на очереди — сборка четвёртой. Штучный товар, однако…
А также:
- Взгляните на самые необычные приспособления для грузовиков
- Грузовики с самыми большими, просторными и удобными кабинами, о существовании которых вы не догадывались