Найти тему
Психовсячина

Ван дер Колк, The Compulsion to Repeat theTrauma:

Стресс вызывает возврат к более ранним моделям поведения во всем животном мире. В экспериментах на мышах Митчелл и его коллеги обнаружили, что состояние возбуждения определяет, как животное будет реагировать на стимулы. В состоянии низкого возбуждения животные, как правило, проявляют любопытство и стремятся к новизне. Во время сильного возбуждения они пугаются, избегают новизны и упорствуют в знакомом поведении независимо от результата. При обычных обстоятельствах животное выберет наиболее приятную из двух альтернатив. Будучи чрезмерно возбужденным, он будет искать знакомое, независимо от внутренних вознаграждений. Таким образом, получавшие удары животные возвращались в коробку, в которой они изначально получали удары, не отдавая предпочтений менее знакомым местам, не связанным с наказанием. Наказанные животные фактически подвергали себя новым ударам по мере продолжения испытаний. Митчелл пришел к выводу, что эта настойчивость неассоциативна, то есть, если она отключена от обычных систем вознаграждения, животные ищут оптимальные уровни возбуждения, и это определяет закономерности чередования и настойчивости. Поскольку новые стимулы вызывают возбуждение, животное в состоянии сильного возбуждения будет избегать даже слегка по-новому представленных стимулов – и даже если это уменьшит воздействие боли.

Иначе говоря, мыши, то есть люди в тревожном и расстроенном состоянии вполне предсказуемо не выдерживают напряжения в состоянии перемен и откатываются обратно, например, жены возвращаются, к бьющим их мужьям.

---

добавлю сюда про терапевтические группы:

Особое внимание уделяется жизни здесь и сейчас, как правило, с признанием того, что в отличие от детей-жертв, взрослые могут научиться защищать себя и делать сознательный выбор в отношении отказа от отношений или поведения, которые, как известно, вредны. Основное предположение заключается в том, что выводы, сделанные с точки зрения ребенка, сохраняют свою силу и во взрослой жизни, пока они не будут сформулированы и проанализированы. В групповом контексте жертвы могут узнать, что в детстве они не были ответственны за хаос, насилие и отчаяние, окружавшие их, но что, будучи взрослыми, у них есть выбор и последствия. Эти группы также учат, что для того, чтобы избежать повторения, нужно отказаться от поведения, наркотиков или человека, вовлеченного в зависимость.