Найти тему

Заснут все. Притча о девах со светильниками. Сегодня актуально как никогда.

Господь наш Иисус Христос, будучи на земле среди людей, много учил. И часто говорил притчами. Предлагаю разобрать притчу о десяти девах со светильниками. Что может значить данная притча по мнению святых? Насколько притча применима к нам, живущим сегодня? Какой намек на дату второго пришествия дает она нам?

Притча о десяти девах со светильниками

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. (Мф. 25: 1-13)

В греческом оригинале последняя фраза звучит лаконичнее: «Бодрствуйте, потому что ни знаете ни дня ни часа»

https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/Mt?25
https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/Mt?25

Эту короткую фразу можно толковать и как указание на приход Сына Человеческого, и как на смерть, которая ожидает любого, и дня и часа которой никто не знает.

Действующие лица:

Десять дев (использовано слово парфенис - девственница, или дева), причем пять названы мудрыми, а пять - неразумными. Потому что у одних был запас масла (елея) к светильникам а у других - нет.

Жених, которого ожидали, чтобы войти на брачный пир.

Жених медлит прийти, наступает ночь, и все десять дев засыпают. Многие из толкователей (например, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феофилакт Болгарский) под сном понимают смерть. Мол, все заснули, но с приходом Жениха все проснутся - оживут.

Однако, другие обращают внимание на то, что Христос говорит: "бодрствуйте" Поэтому-де сон значит не столько смерть физическую, сколько некое духовное засыпание, охлаждение в вере, беспечность, которая наступает у всех, даже у мудрых.

Что обозначает елей для светильников

-3

Нет однозначного мнения, что понимается под маслом для светильников. Так Феофилакт Болгарский предполагает, что под елеем нужно понимать милостыню. Аверкий Таушев пишет, что это добрые дела (добродетели)

«все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей» [1]

По мысли Феофана Затворника, отсутствие елея означает сердце, которое должно быть храмом, но из-за запустения превратившееся в жилище диких зверей, поросшее тернием.

По мысли Серафима Саровского, елей в светильниках - это благодать Всесвятого Духа Божия. Причем не за все добрые дела можно получить елей (благодать Духа Божия). «Творя добродетели, девы эти, по духовному своем неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было»[2]

У Серафима мысль следующая. В человеке действуют три воли: божественная, человеческая и бесовская. Самые низшие воли заставляют нас делать добродетели или из тщеславия, или гордости, или ради самого добра, но не ради Христа. Такие действия не позволяют стяжать Дух Святой, называемый в притче елеем, и только добрые дела творимые ради Христа дают тот самый елей.

Актуальность притчи для нашего времени

-4

Обратите внимание, что речь идет о тех, кто ждет приход Жениха - то есть, о христианах, о Церкви, и возможно более широко - о всех ожидающих приход Христа. И среди ожидающих произойдет разделение: некоторая часть (согласно притчи - половина) услышит ужасные слова: "истинно говорю вам: не знаю вас"

И это будет сказано не атеистам, не язычникам, не мусульманам. Кто-то из нас войдет, а кто-то останется снаружи. Потому что не окажется готов, не будет иметь нечто важное, то что нужно накопить еще до прихода Жениха, еще при жизни (образно названное елеем для светильника). Добрые ли это дела, или Дух Святой или очищение от страстей ( "брачная одежда" (Мф 22:11)), или еще что-то. В любом случае, опасно считать себя спасенным только одним фактом причастности к Церкви, принятием Христа Спасителем. Так как не все христиане (или считающие себя таковыми) войдут в Царство Небесное

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.   Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф 7: 21-23)

Христос в притче наставляет нас не расслабляться, не считать себя спасенными, но бодрствовать, следить за тем, чтобы сердце было храмом живущего в нем Духа Святого, чтобы ум, слова и дела наши не расходились с тем, чего ждет от нас Христос (А Бог ждет от нас милости и любви Мф 7:12 Мф 9:13 1Кор 13:3).

И что будут стоит все подвиги, все добродетели, сделанные не ради Бога, если в сердце нет любви и сострадания к ближним? Не это ли есть елей?

Намек на дату второго пришествия.

Бог не называет дату Второго пришествия, но иногда говорит об этом иносказательно, как в данном случае, где Второе пришествие (приход Жениха) - случается среди ночи.

В русском переводе "в полночь" (в греческом месос /μέσης/ на середине, посреди ночи). Середину ночи можно трактовать как ночь греха, позднее или последнее время суток, когда уже совершенно темно и все спят (нет веры в людях (Лк 18:8)). Люди перестанут верить в Христа.

А можно предположить, что это указание на 24 век, подобно 24 часу в суточном круге, - полночное время. Впрочем, времени того никто не знает, и нам нужно прежде всего следить за собой, бодрствовать, потому что не знаешь ни дня ни часа, когда "заснешь". И дай Бог, проснувшись от возгласа: "вот, Жених идет, выходите навстречу Ему", иметь нужный запас елея для светильника своего.

А.С.

Помочь монастырю в Архангельской области / Поддержать канал Мефодий+

#притчи христа #девы светильниками #православие #христианство #христос #толкование притчи #не знаю вас

1 Притча о десяти девах (Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета)

2 Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни. http://bible.optina.ru/new:mf:25:01#svt_feofan_zatvornik

Читай также: Звери из пророчества Даниила. Христиан еще ждут гонения.

Иуда привел толпу, но враги Христа упали на землю от ответа: "Это Я" // Разберём: что их так перепугало. (дата публикации 06.10.21)

Храмовая гора, третий храм и приход антихриста. Мысли, которые давно хотелось высказать

Как можно объяснить существование ада и вечных мук в мире созданном любящим Богом.