Найти тему

Тьютор в школе. Необходимость или каприз родителей?

Оглавление

Новый феномен «тьюторство» внедряют практически во все образовательные сферы: дошкольное воспитание, обучение в школах и вузах, профессиональное, инклюзивное и дистанционное образование. Появление нового подхода – закономерно! Но не все понимают, чем занимается тьютор в школе, какова его роль в отличие от других специалистов, чем именно он поможет детям и их родителям.

Кто такой тьютор?

-2

Жизнь меняется с колоссальной скоростью, и ни для кого не секрет, что самым главным умением в такой гонке становится умение учиться. Тьютор – это специалист, который на основе исследования интересов, способностей и потребностей ребенка создает гармоничную среду для его развития.

Тьюторство – это не способ освоить программу обучения, а форма индивидуального сопровождения ребенка в процессе программы развития. Задачей специалиста тьюторав школе будет – помочь ученику осмыслить свои идеи, выявить его познавательные интересы и найти способ к достижению результатов в выбранном направлении.

Простыми словами, деятельность тьютора можно обозначить таким девизом: «Я сопровождаю тебя, но как бы со стороны, чтобы твои действия становились более осознанными и менее хаотичными».

Сейчас как у родителей, так и у педагогов нет четкого понимания, на что именно делать акцент в образовании детей. Поэтому так важно довериться самому ребенку, его чувствам, его желаниям.

Откуда берется в маленьком человеке интерес – ученым неизвестно. Когда на детскую площадку приводят двойняшек – один из них лепит куличики в песочнице, а другой катает игрушечный самосвал. Стихийные увлечения у всех свои. Тьюторство – это как раз субъективная педагогика, ведь в каждом из нас есть наклонности и таланты, о которых мы и не предполагаем, поэтому создание эффективной индивидуальной среды, где они могут проявиться, так важно.

Отличие от других специалистов

-3

Чтобы разобраться в особенностях обязанностей тьютора в школе, рассмотрим отличие его деятельности от других специалистов, которые тоже занимаются обучением и развитием детей.

  • Отличие от репетитора. Репетитор и тьютор имеют разные задачи. Репетитор должен улучшить знания школьника по конкретному предмету в жестких рамках программы. Тьютор же дает свободу и учит нести ответственность за свои решения, он не заставляет зубрить учебники, а лишь создает комфортную среду и объясняет, что дадут действия, а что – бездействие.
  • Отличие от педагога-дефектолога. Зачастую тьюторам ошибочно приписывают роль дефектолога. Но цели этих двух специалистов различны. Дефектолог изучает психические и физические особенности ребенка, его темперамент, поведение для осуществления реабилитации функций. К примеру, дефектолог способен разглядеть у ребенка с плохим зрением наличие музыкальных способностей и на этом выстроить программу развития. Тьютор же создает такие события, которые меняют образ мышления, и раскрывают в ребенке потенциал к развитию.
  • Отличие от психолога. Психолог при помощи специальных методов оказывает помощь детям, их родителям и педагогам, участвующим в воспитательном процессе, в сложных или конфликтных ситуациях. Тьютор помогает школьникам в самоопределении, должен соответствовать профессиональным педагогическим стандартам, обязан пройти соответствующую профпереподготовку. Психологическое образование не помешает тьютору в работе, но не является обязательным.
  • Отличие от коуча. Коуч работает с подростками и взрослыми, достаточно жестко мотивирует людей на достижение к уже имеющейся цели. Тьютор помогает ребенку понять, чего тот хочет сам, часто его деятельность сродни выражению «искать черную кошку в темной комнате», потому что запрос и цели зачастую еще не сформированы. У специалиста тьютора – намного более мягкие методы, призванные подтолкнуть ученика к самостоятельному решению.
  • Отличие от куратора. Куратор реагирует и корректирует конкретные сложности, которые возникают у детей в процессе обучения. Это может быть неумение планировать свое время, низкий уровень самоконтроля, плохая успеваемость. Тьютор же реализует для школьников индивидуальный образовательный маршрут.

5 основных инструментов тьютора: этапы работы

-4

Давайте разберемся, как взаимодействует тьютор со своими подопечными, при помощи каких методов он выполняет свою работу.

1. Разговор. Прежде всего, в процессе беседы. Диалог выстраивается с помощью коучинговых методов и специальных поддерживающих тактик. В процессе работы с неконтактными детьми применяются рисунки и тесты.

2. Вопросы. Когда доверие между специалистом и ребенком установлено, можно приступать к выявлению запросов школьника посредством наводящих, особым образом сформулированных, вопросов.

3. Определение целей. Ожидаемый результат приобретает очертания в ходе тьюторской встречи. На этом этапе цель уже становится конкретной и очерченной.

4. Составление карты ресурсов. Это наглядно изображенный план-дневник реализации познавательного запроса ученика. На такую карту при каждой встрече заносятся все доступные ресурсы, все варианты обучения: источники (книги, фильмы, пособия), время (школьное, внеурочное), способ (онлайн, офлайн).

5. Методы пробы. Тьютор должен дать школьнику осознание, что тот может безопасно для себя попробовать какое-то новое действие, и в любой момент отказаться от него или скорректировать в желаемую сторону. Малыш должен понимать, что если ему что-то не понравится, его не будут ругать, не поставят плохую оценку. Но если действие окажется радостным, вызовет интерес и желание глубже узнать предмет – ему поможет в этом тьютор.

Когда ребенку нужен тьютор?

-5

Обратиться к тьютору стоит в следующих случаях:

  • если родители строят планы по образованию детей;
  • если у школьника пропало желание учиться;
  • если ребенку нужна помощь, чтобы сформировать познавательный запрос;
  • когда возникает желание определить наличие имеющихся у малыша образовательных ресурсов и/или найти новые;
  • детям с ОВЗ тьюторское сопровождение обеспечит социализацию, комфортное пребывание в школе и даст инструменты для усвоения образовательной программы;
  • старшим школьникам тьютор поможет в определении профессии.

Умение учесть в образовательном процессе индивидуальные особенности и интересы ребенка – очень важный навык и, безусловно, принесет неоспоримую пользу детям как в школьные годы, так и в дальнейшей жизни во взрослом возрасте. Поэтому есть большая вероятность, что тьюторство– это одна из профессий нашего ближайшего будущего.