Найти тему
А.И. Алёхин

Профессионалы и любители. Кто ищет преступников у Д. Д. Карра.

Джон Диксон Карр (он же Картер Диксон, Карр Диксон, Роджер Фейербейн) по национальности шотландец. Но родился (1906 г.) в американском штате Пенсильвания, учился там же, а потом продолжил образование в Париже. В Сорбонне.

Джон Диксон Карр. https://russian7.ru/wp-content/uploads/2015/12/0_ae535_c89ea561_XL.jpg
Джон Диксон Карр. https://russian7.ru/wp-content/uploads/2015/12/0_ae535_c89ea561_XL.jpg

Там же он начал писать и опубликовал свои первые детективные романы. Про судебного следователя парижской префектуры Анри Бенколена. Первый из них он написал и издал в 1930 году. "Бродящие в ночи". Его чаще издают под названием "Под покровом ночи", но это приводит к путанице из-за более позднего известного фильма. с таким же названием.

https://img1.labirint.ru/books9/86241/coverbig.jpg
https://img1.labirint.ru/books9/86241/coverbig.jpg

А всего их было пять. Два были изданы по горячим следам уже в следующем, 1931-м (замок "Мёртвая голова" и "Тень убийства". А затем уже начинается профессиональная работа писателя, определившегося со своим призванием. В романе "Четыре орудия убийства"расследование первоначально поручается служащему адвокатской конторы Ричарду Куртису. Он , конечно, не справился, но он занимался этим делом.

В 1932 году Карр вводит в действие детектива-любителя Джозефа Марля (в "Музее восковых фигур" он ассистирует Бенколену, а в романе "Отравление в шутку" находит виновника. Затем, уже в 1933-м Карр пробует ввести ещё одного нового героя: в романе "Убийства в замке Баустринг" появляется Джон Гонт, спокойный, рассудительный, но... скучноватый. Ни Бенколен, ни Марль, ни Гонт не подходили на роль "нового Шерлока Холмса", постоянного героя для серии детективных романов.

И вот на опыте этих неудач появляется новый (и весьма симпатичный) персонаж. Это доктор филологии (лексикографии) Гидеон Фелл. Очень толстый, но подвижный мужчина с усами

Доктор Гидеон Фелл. https://archive.org/services/img/houseingallowslanethe/full/pct:500/0/default.jpg
Доктор Гидеон Фелл. https://archive.org/services/img/houseingallowslanethe/full/pct:500/0/default.jpg

При нём вспоминали или Санта-Клауса или старину Коля. "Помните, "Старый дедушка Коль был весёлый король..." . А ещё он своей внешностью и характером напоминал патриарха и основателя европейской индустрии детектива. Того, кто организационно объединил авторов детективных произведений в единое "Общество" то есть Гилберта Кийта Честертона, которого и считают прототипом образа. Доктор Фелл действует в 23 романах Карра и нескольких рассказах.

И ещё один персонаж, решающий криминальные загадки у Карра - сэр Генри Мерривейл. Он баронет (то есть по рождению принадлежит к высшей знати. Он адвокат, но не только, ему приходится частенько отлучаться по делам дипломатическим. Остроумен и не очень считается с чьими-то чувствами. В ранних романах фигура серьёзная, но постепенно обретает комические черты. Есть достаточные основания полагать, что его прототипом был не кто иной как сам сэр Уинстон Черчилль.

Сэр Генри Мерривейл- А потом - убийство . 1940 http://www.jdcarr.cz/graphics/eng/and_so_to_murder.jpg
Сэр Генри Мерривейл- А потом - убийство . 1940 http://www.jdcarr.cz/graphics/eng/and_so_to_murder.jpg

В 1934 году Карр под именем В сборнике "Департамент курьёзных случаев", вышедшем в 1940 г. опубликованы в основном рассказы нескольких предыдущих лет. Департаментом ведает полковник Скотланд-Ярда Марч

Борис  Карлофф в росли полковника Марча. https://i.vimeocdn.com/vod_poster/60201_372x551.jpg
Борис Карлофф в росли полковника Марча. https://i.vimeocdn.com/vod_poster/60201_372x551.jpg

В рассказе "Рыжий парик" преступника разгадывает Жаклин Дюбуа, юная репортёрша. Но главная задача моей сегодняшней статьи заключается в том, чтобы назвать по возможности больше из тех, кого Джон Диксон Карр заставил решать криминальные загадки.

В двух романах ("Вне подозрений" и "Патрик Батлер защищает") Д.Д. Карр вынуждает адвоката Патрика Батлера заняться розыском преступника, с чем он лестяще справляется.

В романе "Голодный гоблин" Карр делает сыщиком Уилки Коллинза, того самого, у которого в романе "Женщина в белом" уже фигурирует сыщик. Кстати, в исторических детективах Карра е редко используется приём из фантастики - перемещение во времени. Так называемые попаданцы. Хотя и не совсем так. Они ведь у Карра перемещаются не просто во время, но непосредственно в тело, замещая сознание "хозяина".

Так что ещё не известно, кому записывать заслуги в обнаружении виновного.