Найти в Дзене
script bro | сценаристы

ДЕСЕРТНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Трюк с экспозицией, который гарантированно прокачает ваши сценарные навыки.

Мы говорили об идеях сюжетов, настолько пропитанных информацией, что их просто не стоит писать. Потому что это составило бы 120 минут непрерывной экспозиции. Моё утверждение состоит в том, что эти сценарии трудно писать даже профессионалам, авторам, которые потратили бесчисленное количество часов на создание сценариев, учась распределять экспозицию скрытым и плавным способом. Как автору, который написал всего пару сценариев, справиться с таким объёмом изложения? Забудьте об этом.

Сегодня я подумал, что помогу начинающим авторам немного приблизиться к тому, чтобы стать ниндзя экспозиции, обучив их трюку с экспозицией, который я называю "десертной экспозицией". Это очень простой инструмент.

Я хочу, чтобы вы представили, что мы с вами сидим за столом, и я рассказываю вам о своём дне. Итак, мой сегодняшний день был скучным. Я не сделал ни одного выстрела в последнюю секунду, чтобы выиграть игру. Я не стрелял в зомби, которые пытались меня укусить. Это был лишь длинный список повседневных задач. Как долго вам будет интересно слушать меня? Я предполагаю, что скука наступит довольно быстро.

Теперь, я хочу, чтобы вы представили себе ту же ситуацию, за исключением того, что на этот раз я покажу тарелку с вашим любимым десертом. Может быть, это шоколадное печенье. Может быть, это чизкейк с солёной карамелью. Затем я скажу вам: "Вы можете взять десерт. Но сначала я хочу рассказать о своём дне."

Знаю, я злой человек. Но знаете что? Ваш интерес к моему дню только что вырос в 100 раз. Вы будете гораздо охотнее слушать, как я бубню о том, как я злился, что доставка еды не приняла мою карточку, теперь, вы знаете, что когда я закончу, вы получите свой любимый десерт.

И в сегодняшнем уроке экспозиции…

Мой день = экспозиция.

Десерт = ценный сюжет, которого читатель ждёт с нетерпением.

Одним из самых известных примеров является сцена "Док объясняет Марти путешествие во времени" возле торгового центра Twin Pines в фильме "Назад в будущее".

В этой сцене необходимо передать тонну важной экспозиции (автомобиль работает только на ядерной энергии, 88 миль в час, 1.21 гигаватт, конденсатор потока, как программировать машину времени). Честно говоря, это кошмар для сценаристов, когда приходится передавать столько информации в одной сцене.

Но Земекис и Гейл преодолевают это, используя десертную экспозицию. Десерт, в данном случае, заключается в том, чтобы увидеть реальное путешествие во времени в действии. Это чизкейк с солёной карамелью, который Земекис держит на тарелке, чтобы мы все без особых усилий прошли через сцену.

Для ясности уточню, что есть и другие методы, используемые для того, чтобы экспозиция работала в этом фильме, но я не хочу вас отвлекать. В нашей ситуации, мы готовы выслушать всю эту экспозицию, в значительной степени, из-за десерта в конце сцены.

Теперь, что любитель мог бы сделать с этой сценой, так это поместить её, скажем, в гараж Дока и заставить Дока объяснить, без десерта в поле зрения, как работает путешествие во времени. Я постоянно читаю подобные сцены в любительских сценариях, и они редко срабатывают, потому что экспозиция становится слишком технической или слишком скучной, и за её прохождение нет никакой награды.

Цель с экспозицией всегда одна и та же. Вы пытаетесь сделать так, чтобы это звучало так, будто это вовсе не экспозиция, а просто разговоры людей. Вот что делает десертная экспозиция. Когда люди смотрят эту сцену "Назад в будущее", они не думают: “Эта информация настойчиво передаётся мне”. Они думают, что Док просто объясняет Марти, как работает эта классная вещь.

Давайте посмотрим, как мы можем использовать этот инструмент более практично. Допустим, вы пишете сценарий о серийном убийце в духе "Зодиака", и у вас есть пара детективов, работающих над делом.

Теперь предположим, что у детектива А был отец, который также был детективом и работал над этим делом 25 лет назад. Вам нужна сцена, в которой детектив А рассказывает детективу Б всё это о том, что его отец нашёл в деле, потому что вы собираетесь использовать часть этой информации позже в истории.

Как мы можем использовать десертную экспозицию в этом сценарии?

Ну, один из способов для детектива А - позвонить детективу Б и сказать ему, что он "нашёл что-то важное". Приезжай прямо сейчас. Поэтому детектив Б спешит к детективу А домой. Итак, что же сделает сценарист-любитель? Он, вероятно, собирается сразу перейти к тому, что обнаружил детектив А, верно? Это ложный путь. Вы разрушаете прекрасную возможность использовать предвкушение аудитории для изучения новой информации.

-2

Итак, что делает профессиональный сценарист, он заставляет детектива А сесть рядом с детективом Б. Детектив Б говорит: “Ну, в чём дело? Что ты нашёл?!” И детектив А говорит: “Я когда-нибудь рассказывал тебе, что мой отец нашёл в Монтане?” Что приводит к длинному монологу с изложением, в котором детектив А говорит всё, что ему нужно было рассказать об отце.

Поскольку он сначала представил десерт (“Я нашел что-то большое”), мы готовы просидеть до конца. Может быть, даже взволнованы, услышав это! Потому что мы знаем, что в конце концов будем вознаграждены. В этом сила хорошей десертной экспозиции.

Самое классное в этом инструменте то, что он не ограничивается экспозицией. Если вы хотите создать весёлую сцену диалога, которая не обязательно продвигает историю вперёд, вы можете использовать десертную экспозицию.

Вступительная сцена в "Бесславных ублюдках" - хороший пример. Тарантино даёт нам ценный сюжет, разрешение которого мы с нетерпением ждём (что евреи прячутся под домом), позволяя Гансу Ланда рассказывать о самых разных вещах, например, о том, как он получил своё прозвище, о происхождении крыс, даже о том, какое вкусное молоко.

Подводя итог, десерт - это кислород сцены. Если вы попытаетесь показать обширную экспозицию без него, есть большая вероятность, что сцена не сработает.

Попробуйте это в своём сценарии прямо сейчас. Это весело!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.

Ребята, записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс , а мы поможем вам написать сценарий (начало 4 октября 2021)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов из нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже

Make Russian Film Great Again!