С момента открытия танкового музея в Кубинке для публичного доступа меня манил там экзотический экспонат, одиноко коротавший дни у забора, под открытым небом. Мотоброневагон МБВ-2, со временем получивший имя «Стремительный», просто не поместился в танковые ангары, хотя бережного отношения он, безусловно, заслуживает.
Экземпляр-то боевой – машина 1937 года постройки видела и Зимнюю войну с финнами, и с немцами отважно сражалась всю Великую Отечественную. На пенсию железнодорожный многобашенный агрегат ленинградского Кировского завода отправили лишь в пятидесятые.
В 1965-м единственный сохранившийся в мире мотоброневагон образца 1935 года (серия, к слову, составила всего две машины, первую разобрали на металлолом после войны) перетащили с базы хранения в Кубинку, а уже в наши дни – на основную площадку парка «Патриот».
Уникальную машину покрасили, привели в порядок, нанесли характерный полосатый камуфляж, однако люки так и оставались под замком. Лишь однажды повезло совершенно случайно застать у МБВ-2 музейного смотрителя: разговорились, упросил пустить меня внутрь. Времени было совсем мало, но кое-какие снимки сделать все же удалось.
Итак, через боковую бронедверь сразу попадаем в боевой каземат. Здорово, что реставраторы не пожалели для оформления интерьера МБВ-2 патронных ящиков. Не уверен, что именно так в реальности перевозили боекомплект «Стремительного», зато четко видно, как мало места внутри. А ведь здесь вдобавок размещалась выдвижная зенитная установка счетверенных пулеметов Максима.
Обратите внимание – бортовые пулеметчики сидят практически спина к спине. Дальше – за стеллажом патронных коробок – видны потроха средней из трех башен, похожих по вооружению на «тридцатьчетверки» – здесь использовано такое же орудие Ф-34 калибра 76,2 мм. При этом конструкция все же оригинальная, с подвесным полом. А изначально в начинке МБВ-2 вообще широко применялись узлы среднего танка Т-28, в том числе короткоствольные пушки КТ, которые затем заменили на Л-11. То есть за всю карьеру мотоброневагон дважды серьезно модернизировали по артиллерийской части.
Снаряды первой очереди расположили в револьверных укладках непосредственно под «табуретами» командира башни и наводчика (заряжающий сидел сзади и чуть ниже), остальные – на стенках мотоброневагона. На каждое орудие приходилось по сто с небольшим выстрелов.
Пулеметы системы Максима (по паре на борт) сняты, что не мешает в деталях рассмотреть устройство станков. Ведь если в реплике бронепоезда №13 «Тульский рабочий» интерьер воссоздан весьма приблизительно, то в МБВ-2 «железо», похоже, сохранилось оригинальное. Видна шаровая установка, сверху расположен бак для воды системы охлаждения ствола. Чуть дальше белеет дневным светом прибор наблюдения.
В центре бронекорпуса, как бы на «полуподвальном» этаже, расположена миниатюрная радиорубка. Оборудования в ней, увы, почти не осталось, но известно, что МБВ-2 поначалу комплектовали радиостанцией 71-ТК с внешней поручневой антенной и внутренним переговорным устройством.
Прямо над помещением радиста расположен командный центр мотоброневагона – это та самая выступающая наверх рубка, которую хорошо видно снаружи. Забираться сюда приходится по узкой лесенке. Справа – доступ к дальномеру и стереотрубе. Слева – механизмы управления.
Вот так они выглядят вблизи. Триплекс со смотрового прибора снят.
В боевой обстановке рослый человек (во мне 185 см) может управлять МБВ-2 только вот в таком скрюченном положении. Иначе через приборы наблюдения ничего толком не рассмотреть.
Впрочем, сектор обзора через триплексы (когда-то они здесь стояли) и так невелик. К счастью, на безопасных перегонах механик-водитель мог открыть створки люков. Экипаж МБВ-2 составляли 38 человек, причем только четыре из них были офицерами: командир с помощником, заместитель по технической части и комиссар.
Увы, не получилось в этот раз проникнуть в моторный отсек «Стремительного», а ведь мотоброневагон сполна оправдывал свое название. Силовая установка на основе авиационного 500-сильного карбюраторного мотора М-17 (опять же как на танке Т-28) разгоняла 80-тонный МБВ-2 аж до 100-120 км/ч! Причем наличие реверса в трансмиссии позволяло двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Так что на фоне громоздких бронепоездов этот автономный бездымный (помним о маскировке) агрегат довольно обтекаемой формы отличался отменной проворностью, за что, помимо прочего, и был ценим в войсках.
Любопытный факт: авторитетный историк бронетанковой техники Михаил Барятинский раскопал информацию, будто в 1948-1951 годах МБВ-2 пытались в очередной раз модернизировать: упростили электрооборудование, заменили радиостанцию и переговорное устройство, демонтировали выдвижную зенитную установку, а главное – внедрили танковый дизель В-2. Но решение оказалось неудачным, мотор страдал от перегрева, так что на этом армейская история развития «Стремительного» окончательно завершилась.
Зато перед тем, как отправиться в музей, МБВ-2 успел стать еще и киногероем, сыграв роль бронеплощадки отважного бронепоезда в патриотической картине «Крепость на колесах» 1960 года.