Мы повсеместно и постоянно исповедуемся в слабости. Никто себя сильным не назовет. Наоборот, каждый хочет себе поблажки какой-то, какого-то ослабления трудов, чего бы это не касалось. «Можно мне вот так?» «А можно мне здесь полегче?» «Или вот здесь?»
Это наш такой общий портрет.
В нем есть печальная правда, потому что все мы изрядно ослабели. Каждый в отдельности. И все вместе. Поэтому, когда мы читаем в Священном Писании, что «мы, сильные, должны...», можем возразить: «А я никакой не сильный, я никому ничего не должен. Может быть, мне и должны. А я не должен никому. Потому что я – слабый. Как раз – наоборот – какие-то сильные должны помогать мне, слабому».
Наверное, на сегодняшний день так оно и есть. Но так быть не должно. Человек по мере своего сердечного воцерковления должен обретать в Боге и источник и силы (в том числе). Мы же поем с вами: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». «Крепкий» – это и есть сильный. Это имя, с которым явился Господь Аврааму: «Я – Бог сильный. Слушай меня! Ходи подо Мною» (См.Быт.17).
Вот мы, имея некий доступ к сильному Богу, должны и сами быть сильными.
Как правило, в мирное время, в зоне комфорта, в зоне некой расслабленности, мы не знаем сами себя и не чувствуем себя в духе. А в период беды, когда темные силы мобилизовываются, смотришь, и откуда что берется. Те, которые сильные были – падают и гнутся; а те, которые незаметные были, наоборот, поднимаются. Это давно замечено было, наш такой характер, что мы в беде проявляем свои лучшие стороны. А в покое – нет. В покое мы расслабляемся. И не верим, что мы сильные.
Но я повторяю, раз Писание обращается к нам, значит, оно обращается к нам не зря. В
противном случае мы бы его и не читали. Если в Писании есть то, что нас не касается, то его и читать не нужно. Касается. Все – касается.
Апостол Павел говорит: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных» (Рим.15,1).
«У меня нет сил с детьми своими справиться! – Подожди! Ты– сильный. Должен». «У
меня нету силы бросить курить! – Как это нет силы? Есть сила. Проси у Бога. Он тебе даст».
И я хотел бы, чтобы мы это слово восприняли в себе. Все-таки мы – сильные. И не надо делать вид, что мы – слабые. Да, многие вещи мы делать не может. Но – многие можем.
И, наверное, Бог-то будет спрашивать с нас не за какие-то подвиги, которые нам не по силам. Но вот за то, что ты можешь сделать, – с тебя спросят.
Ты можешь прикусить язык? Научиться не ругаться? Ни за рулем, ни во время футбольного матча. – Можешь. Это не сверхзадача – не ругаться матом, когда забивают гол нашей команде. Ты – можешь. Ты – сильный, ты – можешь!
Ты можешь не раздражаться, например, на кого-либо в семье или на работе?
Ты – можешь. Мы, сильные, должны употреблять эту силу и помогать немощным.
Вот мы с вами православные люди, которые ищем старцев, любим старцев. Читаем про тех, которые были и ищем тех, которые сегодня, возможно, есть. А кто такие – старцы?
Это обычные люди, такие, как и мы. Крещеные, миропомазанные, ведшие войну с такими слабостями, как и мы. И в этой войне уже победившие. Поэтому приобретшие власть и силу помогать нам. Потому что учить других – это «камни с колокольни бросать». А учиться самому – это «камни на колокольню таскать». Так вот все те, которые святые, – они сначала затащили камни на колокольню. Они сделали то, что нужно было сделать. А потом кидают вниз. Они с легкостью учат нас, потому что говорят о том, что знают.
Везде – сильные учат слабых. Хорошая хозяйка может быть учительницей для молодых хозяек, которые не знают, как варить, как бюджет распределять, как стирать, как отдыхать. Сильный опытный начальник, руководитель, воспитывает себе юную поросль коллег, которые от него научатся. Когда ему пенсия придет, он оставит после себя сильных.
И мы с вами, братья и сестры, должны признаваться в своих немощах, но не должны превращать разговор про свои немощи в некую всегдашнюю тему. В заезженную пластинку. Особенно это касается нас – двуногих, двуруких, двуглазых. Ведь есть одноногие, однорукие и одноглазые. Есть – безногие, безрукие и безглазые. И на их фоне мы – сильные. Уж на фоне чего-чего, а на фоне любого калеки мы – точно сильные.
Поэтому, слово апостола Павла должно касаться нас. Наших сердец.
«Вы – сильные – должны сносить немощи бессильных».
Аминь.