Когда байопик об одной из величайших рок-групп современности вышел в прокат, зрители в одночасье разделились на два лагеря: одни назвали фильм настоящим шедевром, вписав в золотой фонд кинематографа, другие недоумевали от того, что в картине присутствует масса исторических неточностей, тогда как грязные подробности из жизни Фредди Меркьюри начисто отсутствуют.
Понять стремление голливудских боссов все приукрасить для «жирного» чека можно, ведь сами создатели кино не раз говорили о том, что это художественное кино и некоторые вольности позволительны. Другое дело, отсутствие скабрёзностей. Так ли это правильно и нужна ли подноготная такому фильму, вопрос хороший...
Как было в реальной жизни
Бесспорно, «Богемская рапсодия» откровенно врет в ряде важных исторических ситуаций. Так, например, Фредди не в одночасье стал солистом, он был знаком с музыкантами группы Smile, и долгое время хотел стать ее участником.
Продюсера Рэя Фостера в реальности не существовало, это собирательный образ, одним из прототипов которого стал бывший руководитель компании EMI Рой Фезерстоун, который, к слову сказать, действительно считал, что 6 минут для песни очень много. Тем более, когда из нее хотят сделать сингл.
Группа не распадалась из-за того, что Фредди «зазнался» и захотел сольной карьеры. Музыканты совместно приняли решение сделать перерыв еще в 1983 году после 10 лет активной гастрольной деятельности. Равно, как и отношения музыканты не рвали. В 1982 году они работали над совместной пластинкой «Hot Space».
Да и возможный срыв выступления на Live Aid из-за менеджера-злодея Пола Прентера далек от действительности.
На самом деле организатор шоу Боб Гелдоф сомневался в необходимости приглашать «Queen». Музыканты подпортили репутацию в мире рок-н-рольного сообщества выступлениями в коррумпированной Аргентине, где правила кровожадная диктатура, и в Южной Африке, где во всю бушевал апартеид.
К тому же, и сами музыканты сомневались, когда получили приглашение на шоу. Во-первых, «Queen» очень редко давали концерты при дневном свете. А во-вторых, не было уверенности, что качество звука на Live Aid будет соответствовать их стандартам. Но, к счастью, звезды сложились так, как сложились, и мир увидел одно из величайших музыкальных шоу современности.
И, все же, при откровенном упрощении истории, как самой группы, так и великого Фредди Меркьюри, главная мысль передана верно: талантливый мальчик из Занзибара, благодаря своей неординарности, становится звездой первой величины, утопая во вседозволенности, выпуская на свет все свои пороки. Но он все же обретает силу вернуться в нормальный мир, увы, слишком поздно.
Дьявол кроется в деталях
«Богемская рапсодия» - далеко не единственная версия биографии Фредди Меркьюри. С момента его смерти были выпущены десятки документальных фильмов и книг, которые во всех самых сочных подробностях рассказывают о жизни великого музыканта. И, если обратиться именно к ним, то яркий образ группы, и отдельно Меркьюри, может омрачиться.
Вот например отрывок из книги Ская Рика:
«В Рио, где «Queen» стали гвоздем программы фестиваля, они затащили к себе в номер охранника, раздели догола, а одежду выбросили в бассейн под окном. Меркьюри смотрел на парня и хохотал, а затем сказал: «Вот это рок-н-ролл».
Любовь всех участников группы к к ярким, эпатажным вечеринкам, наполненным кутежом, вакханалиями и самыми неординарными безумствами ни для кого и никогда не была секретом. Однако в фильме, всему этому уделено очень мало времени. Наркотики и беспорядочные связи показаны вскользь.
Но, если дать волю своему воображению и представить, что в байопике показана вся многогранность жизни музыкантов, то на экране мы бы увидели не только прыгающего по сцене Фредди под звуки «We Will Rock You», но и коллектив, который кричит и оскорбляет журналистов.
А так же шумные вечеринки, с голыми девицами, карликами, которые разносят наркотики, после издевки над охранником. А апофеоз: Фредди, в дурмане разбивающий витрину ресторана и кубарем скатывающийся по ступенькам лестницы.
Да, спорить сложно, именно такой сценарий показал бы все грани квинов. Но, с чем еще сложнее спорить, так это с тем, что именно такие подробности оставляют дурное послевкусие.
И подобных примеров очень много. Достаточно вспомнить правдивую экранизацию «Клубная мания» с Маколеем Калкиным о наркотических угарах клубного деятеля Майкла Элига или фильм «Джиа» с Анджелиной Джоли о сложной жизни Джии Мари Каранджи, девушки с нетрадиционной ориентацией, наркозависимой и больной СПИДом.
Такие фильмы могут вызвать лишь отвращение и жалость. Их главная задача показать, как низко пали некогда яркие и знаменитые личности, поддавшись соблазну порока. Мало кто помнит таланты Элига или Джии, их продолжают судить за пристрастия и грехи.
Светлый образ
«Богемская рапсодия» не выпячивает исподнее группы «Queen». Бесспорно, скрыть гнусные подробности задача непосильная. И, по всей видимости, такой цели не было. Ведь, зачем бороться с невозможным, если можно просто элегантно обойти грязь и заострить внимание на изумительной музыке и гениальности всех участников группы.
По той же самой причине, нам не показали в фильме смерть Фаруха Булсара. Ведь, если кто-то хочет увидеть, как выглядел один из величайших музыкантов современности на закате жизни, достаточно пересмотреть клип «These Are The Days Of Our Lives». К слову, это была последняя работа Меркьюри и здесь перед нами предстает человек болезненно худой, с уставшим и печальным взглядом, который почему-то поет голосом всеми любимого Фредди.
Фанаты любили другого человека, живого и энергично скачущего по всей сцене, Фредди, который заряжал бесконечным потоком мощнейшей энергии всех, кто находился с ним рядом.
И благодаря Брайану Мэю и Роджеру Тейлору, которые принимали активное участие в подготовке фильма, мы увидели не гея или наркомана, а талантливейшего музыканта, который оступился, но смог признать свою ошибку и попытался все исправить. Именно благодаря им, мы запомним этот великолепный голос, живые и яркие выступления, необыкновенную и безграничную любовь к Мэри Остин и стремление прожить свою жизнь без остатка.