Существует устойчивое заблуждение, местами переходящее в веру, что гражданская война в Америке ставила главной своей задачей окончательное решение вопроса рабства – быть этому общественному институту или не быть. На деле даже вопроса такого в начальный период не стояло – среди северян действительно было много противников рабства, но и на Юге многие называли его не иначе как "необходимое зло". Собственно, обе воюющие стороны исходили из наличного законодательства, которое трактовало раба как вариант движимого имущества, отчего в первый год войны некоторые офицеры Союза даже выступали за возврат Конфедерации беглых рабов, выявленных на территории северных штатов! И спасло невольников только то, что был принят закон "О военной контрабанде". Из-за которого статус беглого раба трансформировался в общественном сознании Севера. Все же экономика южных штатов напрямую зависела от рабского труда, так что возврат беглого негра прежнему владельцу теперь выглядел как поддержка промышленного потенциала Юга. А уже всем стало ясно, что война эта затянется надолго. И нет смысла изображать из себя джентльменов, обмениваясь любезностями на поле боя. Потому решили делать все, чтобы подорвать позиции Конфедерации. Так и додумались об отмене рабства
Есть и иная крайность. Мол, за Юг рубились в одном ряду с белыми чернокожие, и один из первых офицеров Севера, павших в ту войну, получил пулю из мушкета чернокожего стрелка. Вот только при этом забывают (или специально умалчивают), что майор Теодор Вулси Уинтроп оказался действительно одним из первых погибших офицеров Союза, но вот утверждение, что его убил черный стрелок, появилось много позднее самого факта смерти майора. И носит скорее мемуарный характер. А вообще, на авторство рокового для майора Уинтропа выстрела претендовали три белых солдата 1-пехотного полка Северной Каролины. И только в одном из отчетов упоминали чернокожего. Причем мельком, и без особого упорства, называя его просто Сэм. Позднее на роль этого безликого Сэма назначили Сэма Эша – раба, бывшего слугой на войне у своего хозяина, а позднее, на первом пике моды оправдания дела Конфедерации, вдруг получившего статус солдата.
Собственно, участие черных в военных действиях на стороне Юга вообще изначально было запрещено законодательно самим Югом. А президент Конфедерации Дэвис заявлял, что создание цветных подразделений в армии Севера есть "самое отвратительное событие за всю историю человеческих грехов". Правда, черные в армии Юга все же встречались. Ну кто запретит плантатору, уходящему на войну, захватить с собой для пущего комфорта походной жизни несколько верных слуг из числа "домовых негров". То есть тех, кого держали в качестве личных слуг непосредственно в доме. И которые были действительно по-собачьи преданы своим хозяевам. Но не по причине великой любви (хотя и такое встречалось), а по причине великой ненависти со стороны других рабов, вкалывавших на плантации в совсем других условиях. Хотя в последний год войны, когда та прибрала весь наличный человеческий ресурс на Юге, правительство Конфедерации все же приняло решение брать в армию цветных. Но не в качестве полноценных солдат. А только как саперов, слуг и возчиков. Существовал и полк черных стрелков, которым в руки-то винтовки давали. Но только на время парадов. И без зарядов. Потому что вооружать такой ненадежный контингент себе дороже. Даже в разгар концовки уже проигранной войны.
А вот на Севере черных в армию брали. Правда, в самом начале тоже весьма неохотно. Но потом уже решили, что раз уж среди лозунгов появилась строка за отмену рабства, то почему бы самим бывшим рабам не повоевать за такое? Естественно, что расовая сегрегация присутствовала и на аболиционистском Севере. Все же многовековой институт рабства (официально с первой половины XVII века), пропитавший социум, так быстро из сознания не выветривался. И потому черных солдат, вне зависимо от их доблести и успехов на поле боя, считали второсортными. И потому больше расценивали как малоценное пушечное мясо, бросая туда, где предвиделись основные потери. Хотя офицеров для таких цветных частей подбирали все же белых – командиров с темной кожей в армии Севера почти и не было. Только несколько исключений. В ранге не выше лейтенанта (позднее кто-то из них сумел преодолеть еще несколько ступеней в этой иерархии).
Солдат с темной кожей особо не жалели. Причем обе стороны. Северяне без угрызения совести гнали тех в бой, а южане, взяв в плен, расценивали не как военнослужащих (даже при наличии полной формы), а как беглых рабов. Со всеми вытекающими. Солдата противника полагалось щадить. Беглого раба жалеть не имело смысла. Особенно если тот поднимал оружие на своего прежнего хозяина (то есть обращал его в сторону Юга). Его требовалось проучить – в назидание другим, еще не вышедшим из повиновения.
И все же некий социальный лифт для цветных существовал. Именно на Севере. Просто из-за наличия больших возможностей. Вообще, чернокожих солдат особо не обучали солдатской науке – умирать можно и неучем. Так что каких-то великих подвигов цветные части не совершили и заметной роли не сыграли ни в одном из сражений. Хотя доблести и храбрости отдельных воинов это не умаляло. И кто-то из бывших рабов даже удостоился высшей награды – Медали Почета. Как, к примеру, сержант Уильям Керни – за спасение полкового знамени в бою за форт Вагнер.
После войны к черным ветеранам стали относиться лучше. Кому-то из них даже назначили пенсию. Это тоже своеобразная дань моде, поскольку раз уж война подавалась как борьба за освобождение рабов, то почему бы тогда не изобразить терпимость к темному цвету кожи? На встречах ветеранов, устраиваемых регулярно и пышно, для чернокожих отводилась отдельная территория. Со своей программой, кухней и местом проживания. Хотя любопытный факт. В 1913 году на поле Геттисберга собрались ветераны обеих армий, чтобы отметить полувековой юбилей сражения. И организаторы предусмотрели палатки и для белых южан, и для цветных северян. Ну и на огонек вдруг заявились негры-южане, бывшие на момент того самого сражения при армии Юга в качестве грумов и лакеев при своих господах. До того их не видели ни на одной из ежегодных встреч. И городу пришлось срочно выходить из положения. Темным южанам выделили соломенные тюфяки под открытым небом. И тогда белые северяне, недовольные решением вопроса, разместили черных солдат Конфедерации в своих палатках. Заодно поделившись с ними рационом. Все же солдат сумеет оценить положение другого солдата.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала