Найти тему
Музей Оранэлы

Ленинградские трамваи: экзотика застоя и «серебряного века»

В предыдущем обзоре мы рассмотрели малоизвестные модели, которые выпускались на ВАРЗе (со всеми переименованиями) с 30-х до 60-х годов. Такое ощущение, что наладив производство 68М, ленинградские трамваестроители ушли в себя...

ЛВС-80 и ЛП-83

К началу 1980-х вновь стало понятно, что без «гармошек» уже не обойтись и по техзаданию был разработан ЛВС-80. Интересные должны были быть вагоны, но вновь всё остановилось лишь на 4 экземплярах, которые продержались на линии до 1995 года.

Поскольку вопрос «гармошек» так и не был решён, в 1983 году завод выпускает прицеп для ЛМ-68М - ЛП-83, по сути это та же «Машка», но без кабины. Всего был выпущен один экземпляр.

-2

Вторая половина 80-х, ЛМ-68М устаревают, завод это прекрасно понимает, но от города поступает приказ сделать сочленённые вагоны и как можно проще. Так появляется уже ЛВС-86, но про него все и так знают, поэтому движемся дальше.

ЛВС-89


На базе ЛВС-86 спустя три года создали ЛВС-89, который спустя ещё год внесли в книгу рекордов Гинесса, как самый длинный трамвай -
30 метров. Сейчас это обычная длина для современных сочлененных гигантов в европейских городах. Встречаются сегодня и подлиннее. Но тогда это был рекорд!

Источник: https://pikabu.ru/story/tramvayrekordsmen_iz_pitera_2834729
Источник: https://pikabu.ru/story/tramvayrekordsmen_iz_pitera_2834729

Всего был изготовлен один экземпляр, который работал на линии до 2006 года, после чего попал в музей.

ЛВС-93


Мечта о создании супертрамваев не оставляла ленинградских (уже петербургских инженеров) даже в лихие 90-е. Следующей за ЛВС-89 моделью оказался ЛВС-93. Трамвай немного «раздулся», в отдельных местах увеличилась ширина и практически сохранилась длина от предыдущей версии (
29,5 метров).

Однако и здесь дальше двух штук производство не продвинулось. Один вагон находится в музее ГЭТ.

ЛМ-93

Даже после переименования Ленинграда, а вместе с ним и легендарного завода, от буквы «Л» не отказались. С моделью 93 случилась интересная история. Впервые новый «ленинградский» трамвай был выпущен «на экспорт» - для других городов нашей необъятной родины. Так что при своей массовости для города на Неве он стал не то, чтобы экзотикой, а самым настоящим «призраком».

Источник: ttransport.ru
Источник: ttransport.ru

ЛМ-93 попал во Владивосток, Осинники, Смоленск и Хабаровск. В отличие от ЛМ-68М, на который он сильно похож, вагон получил более широкую переднюю дверь, половина которой ведёт в кабину, прямоугольные поворотники, фальшборта на крыше, немного изменилось электрооборудование и салон лишился части сидений, получив однорядную компоновку с обеих сторон. Всего в течение 6 лет выпуска было собрано 80 экземпляров.

ЛВС-97


Но к «щекастому» трамваю петербургские инженеры вскоре вновь вернулись и он получил своё продолжение в ЛВС-97. Правда и тут назвать производство массовым довольно сложно, всего с 1997 по 2004 год было построено
50 вагонов, многие из которых имели свою неповторимую внешность или отличия в салоне.

Фото: Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov

К примеру, были версии с электрошкафом в салоне и без него, были экземпляры с передком от будущего ЛМ-99, в салоне иногда попадались не «лавки», а одинарные места по ходу движения, были версии без накопительной площадки и так продолжать можно долго.

Кстати, более распространённый салон с лавками трамвай получил в наследство от запланированного ранее предсерийного двухстороннего трамвая.

Источник: trams.ru
Источник: trams.ru

Также был выпущен один полунизкопольный вариант с низким уровнем пола во втором вагоне.

ЛМ-2000 «Циклоп»

Этот совершенно не характерный по дизайну Л-трамвай разрабатывался специально для Москвы. Согласно пожеланиям заказчика новый кузов был с габаритами как ... у вагона Tatra T3. Но пока шла бюрократия и обсуждения, депо для которого разрабатывали этот вагон, переехало на новое место.

Фото: Артем Светлов
Фото: Артем Светлов

Надобность в таком трамвае отпала. В итоге «Циклоп» так и остался в единственном экземпляре. Он является неизменным участником майских парадов трамваев в Москве.

В салоне трамвая применялись сиденья и поручни от ЛМ-99 выкрашенные в серо-зелёные цвета.

ЛВС-2009

Следующие пару лет завод экспериментировал с ЛМ-99, создавая новые модификации, полунизкопольные версии, пробуя применять вклеенное остекление и кондиционеры. Перед самым закрытием легендарного предприятия оно переживает свой серебряный век. В 2005 создают новый ЛВС, затем ЛМ-2008.

Но мы вспомним другой, ЛВС-2009, который стал финальным аккордом Петербургского завода. Это был трёхсекционный трамвай длинной более 31 метра. Всего с 2008 по 2012 год было выпущено 11 экземпляров, большинство из которых эксплуатируются в Волгограде.

Фото: A. Savin
Фото: A. Savin

Ну а дальнейшая судьба завода всем известна, из-за обещанных, но не выполненных закупок производство, пережившее войну и 90-е, закрылось, а трамвайная экзотика продолжила появляться, но уже в рамках ремонта...

ЛМ-68М2: «Дельфин», «Лягушонок» и «Ретро»

Это шуточная глубокая модернизация вагонов ЛМ-68М. В начале 2010-х годов стало понятно, что старые вагоны не вечные и началась модернизация того, что есть, а было к тому моменту много «Машек». Некоторые отправляли на ОЭВРЗ (Октябрьский Электровагоноремонтный завод), который сейчас выпускает вагоны метро, некоторые отправлялись в стандартный цех кап. ремонта.

Здесь предлагаем просто посмотреть, каким разным может быть, по сути, один вагон (все фото с сайта trams.ru).

-9
-10
-11

ЛМ-68М3 и М4 «Булыжник»

Но и этими версиями ограничиваться не стали. В городе планировалось множество ремонтных работ и вновь требовались двухсторонние вагоны, способные развернуться без кольца. Так из старых ЛМ-68М (по крайней мере по документам) на ОЭВРЗ были созданы ЛМ-68М3 с низкопольной серединой и приятными мелочами, как, например, эргономичные мягкие сиденья или откидные крючки для сумок.

Фото: trams.ru
Фото: trams.ru

В дальнейшем используя этот опыт завод сделал более удобный вариант, многие его прозвали ЛМ-68М4 (71-301), но к ЛМ он не имеет уже никакого отношения. Правда и тут всё ограничилось лишь 4 экземплярами, так что, история трамвайной экзотики продолжается. Даже уже в отсутствие ВАРЗа, который ушел в историю.

2-3 октября 2021 года в нашем музее по адресу СПб, пр. Стачек, 91, клуб "Энергия" пройдет уже II Городская выставка трамвайного моделизма "Трамваи нашего города". Будут представлены в масштабе 1:43 и 1:87. Приходите с 10 до 19. Вход свободный.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях вплоть до Москвы и Севастополя.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL